Моррис Лапидус | |
---|---|
Родился | ( 1902-11-25)25 ноября 1902 г. Одесса, Российская Империя |
Умер | 18 января 2001 г. (2001-01-18)(98 лет) Майами-Бич, Флорида, США |
Альма-матер | Колумбийский университет (бакалавр архитектуры, 1927) |
Занятие | Архитектор |
Награды | В 2000 году Смитсоновский национальный музей дизайна Купер-Хьюитт удостоил Лапидуса титула американского оригинала за всю его жизнь; цитируется в Особых коллекциях Сиракузского университета, Моррис Лапидус, 2011 г. |
Здания | Фонтенбло Майами-Бич Иден Рок |
Проекты | Lincoln Road Mall |
Моррис Лапидус (25 ноября 1902 - 18 января 2001) был архитектором, в первую очередь известным своими отелями в стиле необарокко «Модерн Майами», построенными в 1950-х и 60-х годах, которые с тех пор стали определять стиль курортных отелей той эпохи, синоним с Майами и Майами-Бич.
Еврейский иммигрант из Украины, живущий в Нью-Йорке, Лапидус спроектировал более 1000 зданий за свою более чем 50-летнюю карьеру, большую часть которой провел в качестве постороннего по отношению к американскому архитектурному истеблишменту.
Его ортодоксальная еврейская семья, родившаяся в Одессе в Российской империи (ныне Украина ), бежала от российских погромов в Нью-Йорк, когда он был младенцем. В молодости Лапидус изучал актерское мастерство, что привело к его интересу к оформлению театральных декораций, где художники-декораторы направили его изучать архитектуру. Он учился в Колумбийском университете, который окончил в 1927 году. Лапидус работал в известной фирме изящных искусств Уоррена и Ветмора. В то время его первым проектом было разработать украшение гаража для особняка Вандербильтов. Его дизайн включил Меркурия, бога скорости, в современную скульптуру. Лапидус объяснил, что предложенные «голова лошади и повозка были анахронизмом». С 1929 по 1943 год он работал с Росс-Франкель в качестве архитектора розничной торговли. Когда в начале 1942 года компания его отца, US Metals, наняла Морриса для разработки поискового сигнального фонаря, который был заказан адмиралом Риковером, он ушел из Росс-Франкель, но не раньше, чем показал Эвану Франкелю картофельные поля в Хэмптоне, где они находились. отправился на успешные полевые испытания света.
Eden Roc Miami Beach Hotel, интерьерПосле этой очень успешной 22-летней карьеры в сфере дизайна интерьеров в розничной торговле с Росс-Франкель, Лапидуса попросили стать «гостиничным доктором» в нескольких отелях Майами. Вскоре он был помощником архитектора пяти гостиничных проектов в Майами-Бич - Sans Souci Hotel 1947 (открыт в 1949 году, после 1996 года назывался RIU Florida Beach Hotel), за которым последовали Nautilus 1950, diLido (1951), Biltmore Terrace (1951).) и Алжир (1951 г.), вдоль Коллинз-авеню, что составило единоличную реконструкцию целого района. Отели сразу же стали популярными, и Lapidus начал расширять границы гостиничного опыта.
Затем в 1952 году он получил работу в крупнейшем роскошном отеле Майами-Бич, собственности, с которой он больше всего ассоциируется, Fontainebleau Hotel, который был отелем на 1200 номеров, построенным Беном Новаком в бывшем поместье Файерстоун, и, возможно, самым известным отелем. в мире. В следующем году за ним последовал не менее успешный Eden Roc Hotel (где Гарри Белафонте нарушил «цветовую линию» на пляже, переночевав там) и Americana (позже Sheraton Bal Harbour) в 1956 году. Sheraton был разрушен взрывом вскоре после рассвета в воскресенье, 18 ноября 2007 года, и сейчас это отель W. The St. Regis в Бэл-Харборе. Используя эти отели в качестве «лаборатории дизайна» и исследуя, «как хорошо провести время», Лапидус прославился своими отелями в Майами-Бич: Fontainebleau (1954 г.), Eden Roc (1955 г.) и Americana (Bal Harbour Sheraton) (1956). Открытие Фонтенбло показали по телевидению. Американцы наблюдали, как танцующие люди в бальных залах устремились в их гостиные. Фактически, Лапидус превзошла дворец, и началась современная эра Майами-Бич и ее курортных отелей: все должны были уйти.
В 1955 году Лапидус спроектировал торговый центр Ponce de Leon рядом с площадью в Сент-Огастине, Флорида. Якорный магазин Woolworth's был ареной первой сидячей забастовки чернокожих демонстрантов из Мемориального колледжа Флориды в марте 1960 года, а в 1963 году - четырех молодых подростков, которые стали известны как « Четверка Святого Августина ». Дверные ручки Woolworth и маркер Freedom Trail увековечивают эти события.
Позднее Лапидус работал с Игорем Полевицким над пристройкой к отелю Shellborne, где, как и в предыдущих отелях, была большая восьмерка. Во всех ранних отелях он придавал архитектурный стиль Коллинз-авеню Майами-Бич и делал интересные ночные пейзажи своими неоновыми надписями; выделяется венецианской надписью «diLido», изогнутой буквой «S» на Shellborne или буквой «ER» на верхней скале в Eden Roc. В интерьере отеля он предвосхитил постмодернизм, одновременно предлагая открытые виды через современное остекление и явно современный экстерьер. Современный тропический стиль Лапидуса продолжился в жилищных проектах, которые он завершил вдоль побережья на Коллинз-авеню с 44-й по 94-ю; Восточное и западное побережье побережья и кондоминиумы на пляже Хауловер ознаменуют собой чувственные подставки для невероятной извилистой поездки по Миллионер-роу во Флориде на берегу Атлантического океана.
Стиль Лапидуса своеобразен и сразу узнаваем на фотографиях, поскольку он был основан на его новаторских и хорошо продуманных методах привлечения внимания в дизайне коммерческих магазинов: широкие изгибы, театрально подсвеченные парящие потолки, `` бобовые столбы '' и амебовидные формы, которые он называемые «вогглы», «сырные дыры», а также его умелое использование цвета, вывесок, огней, зеркал, техники «плавания колонн», плавания лестниц и перемещения людей по извилистым линиям - поскольку люди не ходят по прямой линии - являются словарь его стиля дизайна. Его многочисленные небольшие проекты придают стиль Коллинз-авеню Майами-Бич, в том числе интересные стили неоновых надписей в «diLido» и Shellborne, предвосхищающие постмодернизм. Помимо визуального стиля, здесь действует некоторая степень функционализма. Его изогнутые стены улавливали преобладающий океанский бриз в эпоху до централизованного кондиционирования воздуха, а последовательность его внутренних пространств была результатом пристального внимания к пользовательскому опыту: Лапидис слышал жалобы на бесконечные безликие гостиничные коридоры и, когда это было возможно, изгибал свои коридоры, чтобы избежать этот эффект.
Фонтенбло был построен на месте поместья Харви Файерстоун и определил новый Золотой Берег Майами-Бич. Отель предоставил места для съемок фильма Джерри Льюиса «Посыльный» 1960 года, ставшего успешным как для Льюиса, так и для Лапидуса, и триллера о Джеймсе Бонде « Голдфингер» (1964); Уитни Хьюстон снималась там в фильме «Телохранитель» (1992), а Мадонна сняла фотографии с компакт-диска для своего альбома « Сказки на ночь» 2005 года в Eden Roc. Самая известная особенность Фонтенбло - «Лестница в никуда» (формально называемая «плавающей лестницей»), которая просто вела к гардеробной на антресольном этаже и дамской дамской уборной, но давала возможность совершить блестящий спуск в нее. вестибюль отеля. Кашпо под лестницей - это все, что сегодня является оригиналом открывающихся интерьеров 1954 года.
Весь мой успех в том, что я всегда занимался дизайном для людей, в первую очередь потому, что хотел продавать им товары. Потом, когда я попал в отели, мне пришлось переосмыслить, что я продаю сейчас? Вы хорошо проводите время.
С 1993 по 2001 год, в период до его смерти, стиль Лапидуса снова стал в центре внимания. Дебора Десилетс, архитектор и художник, была последней сотрудницей Морриса Лапидуса. Впервые она познакомилась с Лапидусом, когда была директором по маркетингу Arquitectonica в 1993 году. К 18 января 1996 года Десилетс покинула ARQ и основала собственную фирму VVA INC, где она смогла работать с Лапидусом над рядом архитектурных проектов., оформляйте его теоретические заметки, рассказы и изображения для лекций и исследуйте дизайн продуктов. Лапидус сказал: «Я перешел от Фонтенбло к авторучке!» Таким же образом он помогал с расширением Фонтенбло, посещая встречи с Hilton и владельцем Стивеном Х. Массом. О новом дизайне Лапидус сказал, что это был «восклицательный знак» для его здания 1954 года и обеспечил его престиж, чтобы помочь собрать новое дополнение. Десилетс и Лапидус были командой, и это сотрудничество продолжалось до его безвременной смерти. До этого Лапидус завещал свое имя и наследие Десилетсу - беспрецедентный акт в ежегодниках истории архитектуры - в качестве сотрудницы-женщины. Чтобы сохранить свое наследие, Десилетс подарил Специальной коллекции Сиракузского университета все оставшиеся документы Лапидуса; поскольку сам Лапид несколько лет назад отправлял документы в Сиракузы. Следуя своему стилю, Десилетс с 2005 по 2018 год производил мебель, коврики и зеркала в компании Dennis Miller and Associates, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, под торговой маркой Morris Lapidus. Из проектов, над которыми они сотрудничали, было три проекта для Roots of Canada; Roots, в торговом центре Promenade Mall Toronto, Roots в Блумфилде, штат Иллинойс, и Roots в Нью-Йорке, штат Нью-Йорк. Из нескольких проектов в Майами первый был для украшения особняка в испанско-итальянском стиле на острове Сансет II; затем полностью современный дизайн в красочном и оптимистичном ресторане Aura на 603 Lincoln Road, на Майами-Бич в Lincoln Road Mall, который появился в первом цветном выпуске New York Times 23 декабря 1999 года. возрождение в Лапиде. Он начал читать лекции, появляться и делать подарки из своей обширной коллекции памятных вещей: книги 100-150-летней давности были подарены Школе архитектуры при Международном университете Флориды, Майами, Флорида. Новый кампус SOA был спроектирован деканом Бернардом Чуми. Колумбии; Вольфсоновский музей в Майами-Бич получил слайды с его дизайном для здания винокурни на Всемирной выставке 1939 года; Музей Басса получил его гостиную; и Колумбия получила еще документы. На многочисленных мероприятиях в Майами-Бич Лапидус был отмечен за его помощь в ремонте Линкольн-роуд в 1994-1996 годах Беном Вудом из Вуда и Томпсона. Лапидус не дожил до здания Фрэнка Гери, Саха Хадид или Херцога и Де Мерона, или «джунглей в торговом центре» Рэя Джангла, но его выражение относительно Линкольн-роуд подходит: «Зачем быть экзотикой наедине?».
Лапидус и Десилетс появились на CNN, обсуждая проект Рона Блумберга на 21-й улице; очень современное здание, в котором размещался производственный персонал балета Майами-Бич (MBB), у которого была новая штаб-квартира рядом с площадкой Bloomberg. MBB Arquitectonica в их стиле тропического модернизма. (Следует отметить, что Лауринда Спир интернировала с Лапидусом в 70-х годах, а затем познакомила Десилетса с Лапидусом, когда критиковала студенческую работу Университета Майами в офисе ARQ. Десилетс работал в ARQ и основал компьютерную лабораторию, а затем стал директором по маркетингу, которую она оставила, чтобы продолжить свою работу с Лапидусом.) Лапидус также был удостоен чести Общества историков архитектуры на съезде, состоявшемся в отеле Eden Roc в 1998 году. Лапидус установил мемориальную доску в его честь на Линкольн-роуд в «Моллюск» «Полосатый у Евклида, цитируя его:« Автомобиль никогда ничего не покупал ». На лекции в Гарварде декан Сильветти спросил: «Кто боится Лапидуса? Что в течение 50 лет его архитектура не публиковалась в журналах...». В 2000 году Национальный музей дизайна Купер-Хьюитта при Смитсоновском институте признал Лапидуса американским оригиналом за всю его жизнь. 14 ноября 200 года у него взял интервью Чарли Роуз. В последние годы его жизни его сопровождал и / или заменял Десилетс на лекциях по всей Америке; Крэнбрук, Гарвард, Архитектурная лига Нью-Йорка, Галерея Коркоран, Колумбийский университет, SOA Ruston, Остин, Техас, Лос-Анджелес и другие. Десилец продолжает эту работу и по сей день.
После всего этого возобновившегося интереса Лапидуса процитировали, сказав: «Я никогда не думал, что доживу до того дня, когда вдруг обо мне пишут журналы, обо мне пишут газеты!» И действительно, люди - клиент его клиента - аплодировали ему на вечеринке Купера-Хьюитта, когда Лапидус воскликнул; развенчание Баухауза «форма следует за функцией» с помощью «чувства обретают форму».
Десилетс »является автором книги Риццоли« Моррис Лапидус: Архитектура радости », выпущенной в октябре 2010 года. До этого Ассулин выпустила вместе с Десилетсом три книги:« Моррис Лапидус »2004 года; 2006 г.
Его сын, архитектор Алан Лапидус, который работал со своим отцом 18 лет, сказал: «Его теория заключалась в том, что если вы создадите сцену, и она будет величественной, каждый, кто войдет, сыграет свою роль».
В 2001 году Моррис Лапидус умер от сердечной недостаточности в возрасте 98 лет в своей квартире в Майами-Бич. 63-летняя жена Морриса Лапидуса Беатрис умерла в 1992 году.
Лапидус спроектировал 1200 зданий, в том числе 250 отелей по всему миру. Американский архитектурный истеблишмент считал Лапидуса посторонним, старался игнорировать его работы, а затем охарактеризовал их как безвкусный китч. Ада Луиза Хакстейбл, писавшая в New York Times, сказала об "Американе": "Эффект по прибытии был подобен удару от взрывающегося позолоченного баклажана". Этот оскорбительный критический прием, возможно, завершился встречей Американского института архитекторов (AIA) в 1963 году в Американе, где различные известные архитекторы, включая Пола Рудольфа, Роберта Аншена и Уоллеса Харрисона, критиковали Лапидуса за то, что они назвали вульгарностью. дешевизна и некомпетентность.
С выставки 1970 года Архитектурной лиги в Нью-Йорке началась серьезная оценка его работ. Лапидус пытался игнорировать критическое панорамирование, но это сказалось на его карьере и репутации. Когда он вышел на пенсию в 1984 году, он сжег свои рисунки за 50 лет и по-прежнему испытывал горечь по поводу некоторых аспектов своей карьеры. Несколько незастроенных отелей Lapidus были подарены Desilets Доном Зайдлером, который более тридцати лет был продюсером Lapidus. Незастроенным проектам Лапидуса посвящена новая книга Десилетса «Слишком много для создания: Моррис Лапидус». Лапидус был заново открыт в его автобиографии « Слишком много не бывает достаточно» (1996), которая является ответом на изречение Людвига Миса ван дер Роэ «Лучше меньше, да лучше». По словам его немецкого биографа Мартины Дуттманн, он всегда был более высоко оценен в Европе, чем в США, где сопоставимый футуризм с реактивным дизайном обозначается как « Гуги ». Сегодня книги, изданные AIA, такие как «Основы архитектора для создания дизайнерской фирмы 2003», положительно относятся к работам Морриса Лапидуса.
Список адаптирован из автобиографии произведений Лапидуса.
Викискладе есть медиафайлы по теме Морриса Лапидуса. |