Название Trecheng Breth Féne «Триада ирландских суждений», более известное как «Ирландские триады "относится к разной коллекции из примерно 256 древнеирландских триад (и некоторых числовых вариантов) по различным темам, таким как природа, география, право, обычай и поведение. Его компиляция обычно датируется IX веком.
Триады Ирландии охватывают широкий круг вопросов. Триады 1-31 посвящены монастырям, 32-61 охват географии и 149-86 закон. Остальное - это сборник без видимой всеобъемлющей структуры. Хотя все они называются триадами, только 214 из 256 триад образуют группы троек. Также есть три дуады, семь тетрад, одна нонад и 31 отдельный предмет, относящийся к монастырям в начале коллекции.
Следующий пример - Триада 91:
|
|
Использование формы триады (разделение на тройки) для инкапсуляции определенных идей не является явно ирландским или кельтским, но может быть широко засвидетельствовано во многих обществах по всему миру, частично из-за его полезности в качестве мнемонического устройства. Похоже, что он особенно популярен в литературе кельтоязычных регионов; еще одним примечательным примером является более поздний валлийский сборник Trioedd Ynys Prydein («Триады острова Британия»). Помимо конкретной формы, нет ничего, что могло бы предложить общую литературную традицию. Валлийские триады также охватывают гораздо более ограниченный диапазон, поскольку они почти полностью отражают британскую историю и легенды, в отличие от разнообразных и разнородных ирландских триад. Хотя триады могут быть указаны как в ирландских, так и (снова позже) валлийских законах, они не являются правилом ни в одном из них, поскольку обычно предпочтительны другие числовые формы. Куно Мейер предположил, что эта практика была вдохновлена Ветхим Заветом, который, однако, предлагает очень мало примеров. Фергус Келли заключает, что «[т] он не доказал наличия особого кельтского культа троичности, как и попытка Мейера и других ученых установить библейское происхождение».
Единственным изданием остается издание Куно Мейера, опубликованное в 1906 году. Он основывал свой текст на шести рукописях (YBL, BB, Uí Maine, Great Book of Lecan, 23 N 10 и H 1.15) и знал о другом три (23 N 27, копия Райлендса и Килбрайд). Фергус Келли сообщает, что с тех пор были обнаружены еще четыре версии, и поэтому текст нуждается в новом критическом издании.
На основе языка, использованного в триадах, которые Мейер рассмотрел это не было написано после 900 года нашей эры; и на основании определенных склонений, использованных в тексте, полагал, что они не старше 850 г. н.э.