Общая численность населения | |
---|---|
910 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
США. ( Калифорния, Орегон ) | |
Языки | |
язык толова, Силетц Ди-ни, английский язык | |
Религия | |
Традиционная племенная религия,. ранее индейский шейкер религия | |
Родственные этнические группы | |
Четко и Тутутни |
народ толова или Таа-лаа-ва Ди-ни '- это коренные американцы люди из атабаскоязычной этнолингвистической группы. Два ранчерия (река Смит и долина Элк) до сих пор проживают на своей традиционной территории в северо-западной Калифорнии. Те, кого перевезли в резервацию Силец в Орегоне, находятся там.
В связи с нынешним местонахождением люди толова являются членами нескольких признанных на федеральном уровне племен : Нация толова ди-ни, ранчо лосиной долины, Конфедеративные племена Силец, Тринидадское ранчерия, а также непризнанный народ толова.
Их родина, Таа-лаа-ваа-двн («земля предков толова») лежит вдоль Тихоокеанского побережья между водоразделами Уилсон-Крик и реки Смит (Толова-Четко: Xaa-wun-taa- ghii ~ -li, Xaa-wvn'-taa-ghii ~ -li ~, или Nii ~ -li ~) бассейн и окрестности на северо-западе Калифорнии Дель Норте. Район был ограничен рекой Калифорния / Орегон на севере и ручьем Уилсон-Крик к северу от реки Кламат (Tolowa-Chetco: Tʽáˑtʃʽɪᵗˑʼdn) в Калифорнии на юге. Они жили примерно в восьми постоянных деревнях, включая залив Кресент и озеро Эрл (Tolowa-Chetco: Ee-chuu-le 'или Ch'uu-let - «большой водоем»). Самая важная Толова деревня Йонтокет, Калифорния (Tolowa-Chetco: Yan'-daa-k'vt). Их племенными соседями были Четко (Толова-Четко: Чит Ди-ни 'или Чит-дв-не', также: Чит-ди-ни / Чит-ди-не), Тутутни (Tolowa-Chetco: T'uu-du'-dee-ni 'или Ta-́a te ́ne, также: Tu-́tutûn t̟ûn-nĕ) на север; Шаста Коста (Толова-Четко: Shis-taa-k'wvs-sta-dv-ne или See-staa-k'wvt-sta Dee-ni '), Такелма ( Tolowa-Chetco: Ghan'-ts'ii-ne), Galice Creek / Taltushtuntede (Tolowa-Chetco: Talh-dash-dv-ne ') на северо-восток, все они были перемещены в Силетц. Резервация и Карук (Толова-Четко: Ch'vm-ne Dee-ni ', также: Ch'vm-ne Xee-she') на восток; и Юрок (Tolowa-Chetco: Dvtlh-mvsh, также: Dvtlh-mvsh Xee-she ’) к югу.
Название «Толова» происходит от Таа-лаа-Велх (Таа-лаа-ва), Алгического имени, данного им Юрок (народ реки Кламат) (что означает «люди озера Эрл»).
Их автонимы: Тишина, Ксус или Xvsh, что означает «человек» или «человеческое существо».
соседний Карук называл их Yuh'ára, или Yurúkvaarar («индеец из низовья реки») и использовал это Karuk имя также для Yurok, а территорию толова Yuh'aráriik / Yuh'ararih (″ Место низовья реки » Индейцы ″). Сегодня каруки используют также термин Imtípaheenshas (от Imtipahéeniik - ″ индейское место толова, т.е. Кресент-Сити, Калифорния ″).
В политическом смысле они также называли себя Ди- ni ', Dee-ne, Dvn-'ee, Dee-te что означает "(является) гражданином yvtlh-'i ~ (polity ) "или" лицо, принадлежащее к месту или деревне ".
Население Толова или Ди-ни превышало 10 000 человек. В 19 веке среди толова разразились эпидемии новых инфекционных заболеваний, таких как оспа, что привело к высокой смертности. Это произошло до того, как они встретились лицом к лицу с иностранцами из-за контактов через посредников. В 1828 году американец Джедедия Смит и его группа исследователей были первыми известными не уроженцами, которые связались с толовой.
Толова исповедовали религию Призрачного танца с 1872 по 1882 год, надеясь избавиться от европейско-американских посягательств.
В 1770 году население Толова составляло 1000 человек; их население вскоре упало до 150 в 1910 г.; это было почти полностью из-за умышленного массового убийства в результате так называемого геноцида, признанного штатом Калифорния. Выступая перед представителями коренных народов Америки в июне 2019 года, губернатор Калифорнии Гэвин Ньюсом извинился за геноцид. Ньюсом сказал: «Вот что это было, геноцид. Другого способа описать его нет. И именно так это нужно описывать в учебниках истории». Среди этих убийств резня в Йонтокете оставила от 150 до 500 человек толова убитыми. Поскольку их дома сгорели, место получило название «Сгоревшее ранчо». Резня в Йонтокете уничтожила культурный центр народов толова. Туземцы из окрестностей собирались здесь для празднования и бесед. Выжившие после резни были вынуждены перебраться в деревню Ховонкет к северу от реки Смит. Резня народа толова продолжалась несколько лет. Похоже, их всегда ловили на праздновании Нидэша. Эти массовые убийства вызвали волнения, которые частично привели к войне с индейцами на реке Роуг. Многие люди толова были заключены в тюрьму в Бэттери-Пойнте в 1855 году, чтобы помешать им присоединиться к восстанию, возглавляемому их вождем. В 1860 г., после войны Четко / Ривер-Ривер, 600 толов были насильно переселены в индейские резервации в Орегоне, включая то, что сейчас известно как резервация Силец в Центральный прибрежный хребет. Позже некоторые были перемещены в резервацию долины Хупа в Калифорнии. В последующие годы число погибших в результате резни в Йонтокет и Батарейной атаки увеличится. Эти массовые убийства включали резню в Четко с 24 убитыми, резню в Смит-Крик с 7 убитыми, резню в Ховонке с 70 убитыми, резню в Ачулет с 65 погибшими (не считая тех, чьи тела были оставлены в озере) и Резня в Штундоссуне с 300 убитыми. Всего за 7 лет было убито 902 коренных американца толова. Нет никаких записей о том, что кто-либо из преступников когда-либо привлекался к ответственности. Это означает, что более 90% всего населения Толова было убито в результате преднамеренных массовых убийств.
Они традиционно говорили Таа-лаа-ва Ди-ни 'Ви-я' (Язык Толова Ди-ни '), Толова язык, один из атабаскских языков.
В резервации Силец в центральном Орегоне в середине 19 века были объединены племена, говорящие на 10 различных языках. В начале 21 века оставшийся родной язык известен как силец ди-ни, связанный с толовой, хотя многие из первоначальных племен говорили на салишских языках.
. В 2007 году в сотрудничестве с Институтом живых языков для находящихся под угрозой исчезновения Языки, Объединенные племена индейцев силец создали «говорящий словарь» на этом языке, чтобы помочь в сохранении и обучении. Альфред «Бад» Лейн, один из последних беглых носителей языка Силетц Ди-ни в резервации, записал 14 000 слов на этом языке.
Толова организовали свое существование вокруг обильные речные и морские ресурсы и желуди (сан-чвн). Их общество не было формально расслоено, но значительный упор делался на личное богатство.
Деревни Толова были организованы вокруг старосты и обычно состояли из родственников по патрилинейной системе родства., где наследование и статус передавались по мужской линии. Мужчины женились на женщинах из соседних племен. Невесты обычно были родственниками (сестрами), чтобы богатство оставалось в отцовских семьях.
Они применяют припарку из пережеванных листьев Viola adunca на больные глаза.
Оценки населения большинства коренных жителей Калифорнии до контакта существенно различаются. По разным оценкам, численность населения Толовы в 1770 году колеблется от 450 до 2400 человек.
В 1910 году, как сообщается, насчитывалось 150 Толова. По переписи 1920 г. 121 толова оставил в округе Дель-Норте, Калифорния. К 2009 году насчитывалось около 1000 индейцев толова.