Теофил Гейл (1628–1678) был английским педагогом, нонконформистом и теологом инакомыслия.
Гейл родился в Кингстейнтон, Девон, сын Бриджит Гейл (урожденная Валронд) и Теофилус Гейл Д.Д. (ум. 1639), викарий Кингстейнтона и пребендарий Эксетера Собор ). Гейл получил образование у частного репетитора, прежде чем пойти в гимназию, и, поступив в Оксфордский университет, поступил в Магдален-Холл в 1647 году как простой человек. Вскоре Магдалина Холл стала домом для студентов-нонконформистов: Уильяма Конвея, Джона Кадмора, Джозефа Мейстера и, согласно Эдмунду Калами, «мистеру Мистеру». Спринт ». В августе 1648 г. Генри Уилкинсон был назначен директором; он был важной фигурой в гражданской войне и протекторате Оксфорд, читал лекции в церкви Карфакс с 10 октября 1642 по 16 июня 1662 года.
Гейл стал деми (финансируемым ученым) Магдалины. Колледж после парламентского визита 1648 года. Здесь он получил степень бакалавра в 1649 году, в следующем году стал научным сотрудником и наставником Магдалины, а в 1652 году получил степень магистра. Затем он был назначен лектором по логике (1652), а позже стал младшим деканом факультета искусств (1657) и Старший декан искусств (1658). Одним из его учеников наставника был Иезекииль Хопкинс. В 1657 году он был также назначен проповедником в Винчестерский собор вместе с такими знаменитостями, как Хамфри Эллис, возможно Верный Тейт (хотя это трудно обосновать) и Джордж Лоуренс (капеллан больницы Св. Креста). Сама Магдалина была домом для некоторых из самых влиятельных радикальных теологов того времени, включая Томаса Гудвина (президент), Генри Хикмана (научный сотрудник), (сотрудник) и (капеллан). Конгрегационализм Гейла сделал его естественным союзником Гудвина, а также, возможно, привел к его связи с Джоном Оуэном, вице-канцлером Оксфорда и президентом Крайст-Черч на протяжении большей части этого периода.
Согласно Закону о восстановлении министров (1660 г.) многие пуритане и другие радикалы потеряли работу. Гейл потерял свое место в Винчестерском соборе, а также был вынужден оставить свое братство в Магдалине. Акт о единообразии (1662 г.) требовал подписки под присягой на статьи недавно восстановленной англиканской церкви и верного следования недавно пересмотренной Книги общих молитв (1662 г.) в службах для всего духовенства и учителей. Эти положения навсегда запретили Гейлу преподавание в университете, работу в правительстве и служение англиканской церкви.
Надгробие Гейла, Банхилл ФилдсГейлу повезло в своих контактах. Филип Уортон был сторонником парламента во время гражданской войны и создал сеть друзей-министров, включая Джона Оуэна, Томаса Мэнтона, Уильяма Бейтса и Джон Хау. Уортон, мирский член Вестминстерской ассамблеи в 1650-х годах, продолжал оставаться влиятельным несогласным членом парламента в Бакингемшире на протяжении периода Реставрации. У него были связи в Соединенных провинциях и во Франции. В 1662 году он предложил Гейлу 40 фунтов стерлингов в год в качестве наставника для своих сыновей, что позволило Гейлу поехать во Французский гугенотский колледж в Кане и встретиться с другими учеными, включая Самуэля Бохарта. Строгость Гейла как учителя оскорбила его покровителя, и он был уволен в июле 1664 года. Воспользовавшись возможностью путешествовать в течение нескольких месяцев, он вернулся в Англию в начале 1665 года и до конца своих дней вернулся в поместье Уортона Квинтон. года.
Последнюю часть своей жизни Гейл провел в Лондоне в качестве помощника Джона Роу, независимого министра, руководившего церковью в Холборне, действовавшего в период затишья. усилий против монастырей после Великого пожара. Гейл поселился в Ньюингтон-Грин и взял в ученики: Джона Эшвуда из Пекхэма и двух сыновей Джона Роу, Томаса (который сменил Гейла на посту министра) и Бенони.. Гейл сменил Роу в 1677 году и умер в следующем году. Он похоронен в могиле Банхилл Филдс, где его надгробие считается самым ранним из сохранившихся памятников.
Гейл работал в 1660-х над рукописями для крупномасштабной и эрудированной теоретической работы по интеллектуальной истории; намек в Гроции (I. 16) дал ему идею вывести все древние знания и философию из еврейских писаний. Поэтому он проследил европейские языки до иврита, а всю теологию, науку, политику и литературу языческой древности - до еврейской традиции. Подобным образом он рассматривал происхождение всех философий. Он также объяснил ошибки языческой философии и католического богословия теорией разложения последовательными отступлениями от божественного оригинала. Конструктивно он предложил реформированный платонизм и попытался спасти кальвинистскую доктрину предопределенности от затруднений. Работа, оставшаяся в запасе, избежала Великого лондонского пожара в 1666 году.
Основная работа Гейла, «Суд язычников», получившая свое название от Двора язычников в втором храме, частично появлявшемся в 1669, 1671 и 1676 годах. Он принимает форму хранилища различных философских знаний. Она напоминает интеллектуальную систему Ральфа Кадворта, хотя многие считали ее неполноценной. Стремление Гейла (основанное на намеке на Гроций ) состояло в том, чтобы предоставить доказательства того, что основа европейской христианской философии - это искаженное воспроизведение библейских истин. Подобно тому, как Кадворт отсылал демократовское учение об атомах к Моисею как к первоначальному автору, так Гейл пытается показать, что различные системы греческой мысли можно проследить до ближневосточных и южноазиатских источников.
Суд язычников подвергся нападкам со стороны церкви и назван хаотичным и бессистемным. Библеисты утверждали, что в нем отсутствует дискриминация. Каждая из четырех книг разбита на несколько разделов, а информация организована в десятки глав. На большинстве страниц есть десятки ссылок на предыдущих авторов, поток ссылок вплетен в текст, а не представлен в сносках.
Арс Sciendi (1681) от Т.Г. теперь приписывается.