Теодорик Фрайбергский (; c. 1250 - c. 1311) был немецкий член доминиканского ордена и теолог и физик. Он был назван провинциальным Доминиканского ордена в 1293 году, старый пост Альберта Великого.
Дитрих стал Доминиканский монах в самом начале своей жизни, он учился и преподавал в местном монастыре во Фрайберге около 1271 года (Teske 2003). Он жил примерно во времена Альберта Великого (1193–1280) (Fuhrer 1992) и был очень вдохновлен им. Хотя другие философы в то время также пошли по стопам Альберта, Дитрих «проявил наиболее явную тенденцию к универсальности интересов Альберта» (Fuhrer 1992). Судя по датам жизни Альберта, мы можем предположить, что Дитрих был еще молод, когда карьера Альберта почти подходила к концу, и нельзя сделать никаких предположений о том, встречался ли Дитрих когда-либо или учился у Альберта. В средневековых документах ему присвоено звание «магистр», что говорит о том, что он получил высшее образование на продвинутом уровне (Fuhrer 1992).
После преподавания во Фрайберге в течение некоторого времени он отправился учиться в Париж с 1272 по 1274 год (Gillispie 2008), хотя мы не знаем, кем он возможно, учился с. В книге под названием «Трактат об интеллектуальном и понятном» в переводе М.Л. Фюрер, фюрер пишет, что во второй части трактата Дитрих говорит о «торжественном хозяине» в Париже. Фюрер далее говорит, что Генрих Гентский был известен своими учениками как «доктор солемнис», но в конечном итоге заявляет, что не может быть уверенности в том, что они действительно встречались или знали друг друга.
Затем Дитрих на некоторое время вернулся домой в Германию, прежде чем вернуться в Париж. Здесь он начал свои лекции о приговорах 1281 года (Pasnau 2010). Точно не известно, как долго Дитрих оставался в Париже, но есть мнение, что он стал настоятелем доминиканского монастыря в Вюрцбурге около 1293 года (Fuhrer 1992). Другие источники указывают, что он также был назначен провинциалом Тевтонии в 1293 году (SOMERSET, FIONA 1998). Затем Дитрих был «повышен» до Главы провинции Германии, должность, которую ранее занимал Альберт Великий (Pasnau 2010, Fuhrer 1992). Примерно в 1296 и 1297 годах он был назван «магистром богословия» в Париже, где преподавал примерно до 1300 года (Teske 2008). Дитрих также присутствовал на генеральном капитуле доминиканского ордена в Тулузе, и его имя появляется в общем капитуле ордена в Пьяченце. Последней должностью, на которую был назначен Дитрих, был викарий Германии в 1310 году (Gillispie 2008). После этого времени имя Дитриха не фигурирует ни в каких документах.
Хотя авторы 13 века не смогли дать точного объяснения радуги, на рубеже четырнадцатого века Теодорик смог дать одно из первых верных объяснений. геометрический анализ этого явления, которое было «вероятно самым драматическим развитием оптики 14-15 веков ».
Опираясь на свои две более ранние работы о свете и цвете, он написал De iride et radialibus impressionibus (О радуге и впечатлениях, созданных освещением, ок. 1304-1311), опираясь на геометрию, эксперимент, фальсификация и другие методы. Среди других свойств он подробно объяснил:
Используя сферические колбы и стеклянные шары, наполненные водой, Фрайберг смог имитировать капли воды во время дождя. Все еще находясь на ранних стадиях, экспериментальная аппаратура будет позже расширяться и использоваться в основном для проведения измерений, расширения человеческих чувств и создания изолированной среды для экспериментатора. Во время своих экспериментов с этими стеклянными шарами Фрейберг был прав, утверждая, что цвета образуются в результате взаимодействия солнечного света с каплями воды.
Недавно ученые обнаружили доказательства экспериментального оборудования, использованного Фрайбергом. В настоящее время предоставленный университетам в Провиденсе, штат Род-Айленд, прибор действительно имитирует каплю воды, от которой солнечный свет отражается и преломляется, создавая тем самым радугу.
Один из его современников, Камаль ад-Дин аль-Фариси, предложил такое же экспериментально установленное объяснение радуги (без каких-либо контактов между ними) в своей книге «Китаб танких аль-маназир» ( Ревизия оптики). Однако оба автора опирались на Книгу оптики Ибн аль-Хайсама (Альхасен) / Альхазен.
Богословские труды Дитриха, как правило, в значительной степени неоплатонизм, тогда как его более светские философские работы более аристотелевские. Дитрих не соглашался с Фомой Аквинским по определенным метафизическим вопросам и, кажется, писал против определенных работ Аквинского.
Он оказал значительное влияние на 10-летнего младше Мейстера Экхарта, главным образом через трактаты De visione beatifica (О блаженном видении) и De intellectu etlligibili (Об интеллекте и умопостигаемом).), и одним из его выдающихся вкладов в средневековую философию была теория души, которая равнялась аристотелевскому понятию «агент интеллекта » и Августиновское понятие «abditum mentis» (т. Е. Сокрытие или скрытое место души).
Теория действующего интеллекта гласит, что в познании ум не просто пассивен, он должен работать над созданием концепции своего объекта, концепции, которая затем принимается и сохраняется пассивной частью разум. Скрытность души, в свою очередь, является основой души, в которой запечатлен образ Бога, духовной вершиной человеческого существа, с помощью которой он преодолевает пространство и время.
Викискладе есть материалы, связанные с Теодориком Фрайбергским. |