Горшок, вызывающий черный чайник

редактировать
Пословица, относящаяся к примеру лицемерия Горшок и чайник почернели от одного и того же огня

"Горшок, называющий чайник черным, - это пресловутая идиома, которая, возможно, имеет испанское происхождение, английские версии которой начали появляться в первая половина 17 века. В первоисточниках эта идиома трактуется как используемая человеком, виновным в том самом, в чем они обвиняют другого, и, таким образом, является примером психологической проекции или лицемерия.

Содержание
  • 1 Происхождение
  • 2 Подобные темы в древности
  • 3 См. Также
  • 4 Ссылки
Происхождение

Самое раннее появление идиомы встречается у Томаса Шелтона. 1620 г. перевод испанского романа Дон Кихот. Главный герой становится все более беспокойным из-за критики своего слуги Санчо Пансы, одна из которых заключается в том, что «вы похожи на то, что [это] говорят, что сковорода сказала чайнику:« Авант, черные брови »». Испанский текст в этом месте гласит: Dijo la sartén a la caldera, Quítate allá ojinegra (Сказал сковородку горшку, убирайся оттуда, черные глаза). В тексте оно обозначено как пословица (refrán), выступающая в качестве возражения человеку, критикующему другого человека, имеющего тот же недостаток, что и у него явно есть. Среди нескольких вариантов тот, в котором кастрюля обращается к горшку как culinegra (черная задница), ясно дает понять, что они обычно загрязняются при контакте с огнем для приготовления пищи.

Этот перевод также был записан в Англии вскоре после этого как «Горшок называет сковороду сожженной ослиной» в сборнике пословиц Джона Кларка, Paroemiologia Anglo-Latina (1639). Более близкий подход к нынешней формулировке предлагает Уильям Пенн в его сборнике Some Fruits of Solitude in Reflections and Maxims (1682):

«Если бы ты не победил, твое «я» в том, что является твоей собственной слабостью, ты не имеешь права на добродетель, хотя ты свободен от других людей.Ибо алчный человек ругается против расточительности, атеист против идолопоклонства, тиран против восстания или лайер против Подделка и пьяница против невоздержания - это для Горшка называть Чайник черным ».

Но, за исключением последнего примера в этом отрывке, нет строгого согласия между поведением критика и осуждаемого человека.

Альтернативная современная интерпретация, далекая от первоначального замысла, утверждает, что, хотя горшок покрыт сажей (от того, что его поставили на огонь), чайник отполирован и блестит; следовательно, когда горшок обвиняет чайник в том, что он черный, он видит собственное, покрытое сажей отражение горшка: горшок обвиняет чайник в недостатке, который есть только в горшке, а не в том, что они разделяют. Об этом свидетельствует стихотворение, анонимно появившееся в одном из первых номеров журнала St. Николай Журнал от 1876 г.:

«Ого!» - сказал горшок котлу;. «Ты грязный, уродливый и черный!. Конечно, никто не подумает, что ты металл,., кроме тех случаев, когда тебе дают трещину... "Не так! Не так!" чайник сказал горшку;. «Ты видишь твой собственный грязный образ;. Ибо я такой чистый - без изъяна и пятен -. Что твоя чернота отражается во мне».

Басня о Змеи и крабе в рукописи Медичи 1470-х годов
Подобные темы в древности
  • В Древней Греции, упоминание «Змеи и краба 'означает примерно то же самое, когда критик осуждает свое поведение в другом. Первый пример этого - застольная песня (skolion ), датируемая концом VI или началом V века до нашей эры. Басня, приписываемая Эзопу, касается краба-матери и его детенышей, где мать говорит ребенку идти прямо, а в ответ ее просят продемонстрировать, как это делается.
  • Та же самая тема по-разному. выражено в арамейской версии рассказа Ахикара, датируемой примерно 500 г. до н. э. «Ежевика послала к гранатовому дереву со словами:« Для чего множество терновников твоих для прикоснувшегося к твоему плоду? » Гранатовое дерево ответило и сказало терновнику: «Ты весь терновник для прикоснувшегося к тебе».
  • Талмуд : «Не приписывай ближнему свой порок» (BM 59b)… » человек клеймит другого своим собственным пороком »(Kid. 70b).
  • Сучка и Луч - В Матфея 7: 3-5, это критика менее значительного недостатка со стороны те, кто хуже, является целью Нагорной проповеди : «Почему ты смотришь на опилки в глазу брата твоего и не обращаешь внимания на доску в собственном глазу?»
См. Также
Ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-11 07:31:58
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте