Уильям Пенн

редактировать

Уильям Пенн
William Penn.png
Родился14 октября 1644 г.. Лондон, Англия
Умер30 июля 1718 (1718-07-30) (73 года). Раскомб, Беркшир, Англия, Великобритания
Alma materШкола Чигуэлл. Крайст-Черч, Оксфорд
Род занятийДворянин, писатель, колониальный владелец Пенсильвании
Супруг (ы)Гулиельма Мария Спрингетт. Ханна Маргарет Кэллоухилл
Дети8, включая Уильям-младший, Джон, Томас и Ричард
Родитель (и)Адмирал сэр Уильям Пенн. Маргарет Джаспер
Подпись
William Penn signature.svg
Картина Уильяма Пенна Фредериком С. Лэмбом в Бруклинский музей

Уильям Пенн (14 октября 1644 г. - 30 июля 1718 г.) был сыном адмирала и политика сэра Уильяма Пенна. Пенн был писателем, одним из первых членов Религиозного общества друзей (квакеров) и основателем ской североамериканской колонии в провинции Пенсильвания.. Он был одним из первых защитников демократии и американской свободы, отличался хорошими отношениями и успешными договорами с ленапе кореннымицами. Под его руководством был спроектирован и разработан город Филадельфия. Планировалось, что Филадельфия будет похожа на сетку со своими улицами и по ней будет очень легко ориентироваться, в отличие от Лондона, откуда был родом Пенн. Улицы названы номерами и названиями деревьев. Он решил использовать название деревьев для перекрестков улиц, США означает «Пеннс-Вудс».

В 1681 король Карл II передал Пенну большую часть своих североамериканских земельных владений вдоль северной части Атлантического океана заплатить долги, которые король был должен должен отцу Пенна. Эта земля включается современные штаты и Пенсильвания Делавэр. Пенн немедленно отправился в плавание и сделал свой первый шаг на американской земле, пройдя по заливу Делавэр и реке Делавэр (ранее шведскому и голландскому прибрежных колоний) в Нью-Касл (ныне Делавэр) в 1682 году. В этом случае колонисты присягнули Пенну как своему новому владельцу и первому Пенсильвании Общее собрание состоялось. После этого Пенн отправился дальше на север вверх по реке Делавэр и основал Филадельфию на западном берегу. Однако предыдущие голландские, шведские колонисты, а также более ранние английские поселенцы на территории нынешнего Делавэра не одобряли квакерское правительство Пенна, но претендовали на половину века семьи собственников соседней провинция Мэриленд, Калвертов и лорда Балтимора. Эти более ранние колонисты не имели исторической верности «Пенсильвании», поэтому они почти сразу же начали подавать прошения о создании своего собственного представительного собрания. 23 года спустя, в 1704 году, они достигли своей цели, когда трем самым южным округам провинциальной Пенсильвании вдоль западного побережья Делавэра было разрешено отделиться и стать новой полуавтономной колонией Нижнего Делавэра. Будучи самым известным, процветающим и влиятельным поселением в новой колонии, Нью-Касл, первоначальный шведский колониальный город стал столицей.

Как один из первых сторонников колониального объединения, Пенн писал и призывал к объединению всех английских колоний на территории, которая стала Соединенными Штатами Америки. Демократические принципы, изложенные им в структуре правительства Пенсильвании, послужили источником вдохновения для членов съезда, создающего новую Конституцию Соединенных Штатов в Филадельфия в 1787 году.

Как квакер-пацифист, Пенн глубоко рассматривал проблемы войны и мира. Он разработал дальновидный проект и идеи для «Соединенных Штатов Европы » путем создания Европейской конференции, состоящей из депутатов, которые могли бы обсуждать и разрешать споры мирным путем. Поэтому он считается первым мыслителем, предложившим создать Европейскую парламент и то, что станет современным Европейским Союзом в конце 20 века.

Имея глубокие религиозные убеждения, Пенннные религиозные убеждения, в которых призывал верующих придерживаться духа Первобытного христианства. За свою веру он был заключен в тюрьму несколько раз в лондонском Тауэре, в его книге Без креста, без короны (1669), которую он написал в тюрьме, стала Христианский классик богословской литературы.

Содержание
  • 1 Биография
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 Религиозное обращение
    • 1.3 Пенн в Ирландии (1669–1670)
    • 1.4 Пенн в Германии (1671–1677)
    • 1.5 Преследования и заключение
    • 1.6 Основание Пенсильвании
    • 1.7 Возвращение в Англию
    • 1.8 Возвращение в Америку
    • 1.9 Поздние годы
    • 1.10 Семья
  • 2 Наследие
  • 3 Посмертные почести
  • 4 См. Также
  • 5 Примечания
  • 6 Дополнительная литература
    • 6.1 Первичные источники
  • 7 Внешние ссылки
    • 7.1 Работы Пенна
Биография

Ранние годы

Уильям Пенн крестился в 1644 году в церкви All Hallows-by-the-Tower в Лондоне Герб Уильяма Пенна

Уильям Пенн родился в 1644 году в Тауэр-Хилл, Лондон, сын английского адмирала сэра Уильяма Пенна и Маргарет Джаспер из Нидерланды и вдова голландского капитана и дочь богатого купца из Роттердама. Адмирал Пенн служил во флоте Содружества во время гражданской войны в Англии и был вознагражден Оливером Кромвелем поместьями в Ирландии. Земли были захвачены у ирландских католиков в отместку за неудавшееся ирландское восстание 1641. Адмирал Пенн принял участие в восстановлении Карла II и в конце концов был посвящен в рыцари и служил в Королевском флоте. На момент рождения сына тогдашнему капитану Пенну было двадцать три года, и он был амбициозным военно-морским офицером, отвечавшим за подавление ирландских католических волнений и блокирование ирландских портов.

Пенн вырос во время правления Оливера. Кромвель, которому удалось возглавить пуританское восстание против короля Карла I ; королю обезглавили, когда Пенну было три года. Отец Пенна часто бывал в море. Маленький Уильям заразился оспой в молодом возрасте, потеряв все волосы (он носил парик, пока не закончил колледж), что побудило его родителей переехать из пригорода в поместье в Эссексе. Сельская жизнь произвела неизгладимое впечатление на молодого Пенна и пробудила в нем любовь к садоводству. Соседом был известный дневник Сэмюэл Пепис, который сначала был дружелюбен, но позже тайно враждебен адмиралу, возможно, отчасти озлобленный его неудавшимися соблазнениями как матери Пенна, так и его сестры Пегги.

Пенн получил образование сначала в школе Чигуэлла у частных преподавателей в Ирландии, а затем в Крайст-Черч, Оксфорд. В то время не было государственных школ, и почти все учебные заведения были связаны с англиканской церковью. Детям из бедных семей требовалось иметь богатого спонсора, чтобы получить образование. Образование Пенна в основе опирается на классических авторов, и «никаких новинок или тщеславных современных писателей» не допускалось, включая Уильяма Шекспира. Гонки по бегу были любимым видом спорта Пенна, и он часто пробегал расстояние более трех миль (5 км) от дома до школы. Сама школа была построена в англиканском стиле - строгом, лишенном юмора и мрачном - и учителя были столпами добродетели и подавать свои примеры подопечным. Хотя позже Пенн выступал против англиканства по религиозным мотивам, он впитал в себя многие пуританские поступки и был известен своим серьезным поведением, строгим поведением и отсутствием юмора.

После неудачной миссии на Карибском бассейне, Адмирал Пенн и его семья были сосланы на его земли в Ирландии. Именно в этот период, когда Пенну было около пятнадцати лет, он встретил Томаса Ло, квакера миссионера, которого оклеветали как католики, так и протестанты. Ло был принят в семью Пеннов, и во время его беседы на тему «Внутренний свет» молодой Пенн вспоминал позже, что «Господь посетил меня и мне божественные впечатления о Себе».

Год спустя Кромвель умер Возрождение роялистов, и семья Пеннов вернулась в Англию. Средний класс присоединился к роялистам, и адмирал Пенн был отправлен с секретной миссией по возвращению изгнанного принца Чарльза. За свою роль в восстановлении монархии адмирал Пенн был посвящен в рыцари и получил влиятельное положение комиссара военно-морского флота.

В 1660 году Пенн прибыл в Оксфорд и поступил в джентльменского ученого с дипломом назначенным слуга. Студенчество представляет собой изменчивую смесь отважных кавалеров (аристократических англиканцев), трезвых пуритан и неконформных квакеров. Противодействие новому правительству религиозному инакомыслию дало кавалерам право преследовать группы меньшинств. Из-за высокого положения и состояния статуса своего молодого Пенн твердо был кавалером, но его симпатии были на стороне преследуемых квакеров. Чтобы избежать конфликта, он отказался от борьбы и стал ученым-затворником. Также в это время Пенн развивал свою индивидуальность и философию жизни. Он обнаружил, что не был симпатизирован ни один из относительных мировоззрений своего отца, ни общественно-ориентированной чувствительности своей матери: «У меня не было родственников, которые были склонны к такому уединению и духовности; я был одиноким ребенком. размышляя, иногда ощущая божественное присутствие ».

Пенн вернулся домой для необычного великолепия церемонии восстановления короля и был почетным гостем вместе со своим отцом, который получил весьма необычный королевский салют за его заслуги перед Короной. Хотя в то время это не было определено, адмирал возлагал большие надежды на карьеру своего сына под покровительством короля. Вернувшись в Оксфорд, Пенн задумал карьеру врача и взял несколько классов анатомирования. Рациональная мысль начала распространяться в науку, политику и экономику, которые ему нравились. Когда теолог Джон Оуэн был уволен из своего деканата, Пенн и другие непредубежденные студенты сплотились на его стороне и посещали семинары в деканате, где интеллектуальные дискуссии охватывали весь спектр новых идей. Пенн приобрел ценные навыки преобразования идей в теорию, обсуждения теории посредством аргументированных дебатов и проверки теорий в реальном мире.

В это время он также столкнулся со своей первой моральной дилеммой. После того, как Оуэн был снова осужден после увольнения, студентам пригрозили наказанием за общение с ним. Однако Пенн поддержал декана, получив таким образом штраф и выговор от университета. Адмирал, отчаявшись от обвинений, увел молодого Пенна из Оксфорда, надеясь отвлечь его от еретических токсний университета. Попытка не увенчалась успехом, и отец и сын изо всех сил пытались понять друг друга. Еще в школе администрация ввела более строгие религиозные требования, включая ежедневное посещение часовни и требовала одежду. Пенн восстал против насильственного поклонения и был изгнан. Его отец в ярости напал на молодого Пенна с тростью и выгнал его из их дома. Мать Пенн помирилась в семье, что заставило ее сына вернуться домой, но она быстро пришла к выводу, что поведение сына угрожает ее социальному положению и карьере мужа. Итак, в возрасте 18 лет молодой Пенн был отправлен в Париж, чтобы убрать его из поля зрения, улучшить его манеры и познакомить с другой культурой.

В Париже, для молодых молодых Людовик XIV, Пенн нашел французские манеры гораздо более изысканными, чем грубые манеры его соотечественников, но экстравагантное проявление богатства и привилегий ему не нравилось. Хотя он был впечатлен Нотр-Дамом и католическим ритуалом, он чувствовал себя неловко с этим. Вместо этого он искал духовного руководства у французского протестантского теолога Моиса Эмиро, который пригласил Пенна остаться с ним в Сомюре на год. Ундогматичный христианский гуманист говорил о терпимом, адаптирующемся взгляде на религию, который нравился Пенну, который позже заявил: «У меня никогда в жизни не было другой религии, кроме той, которую я чувствовал». Применив веру своего наставника в свободу воли, Пенн почувствовал себя убежденным от пуританской вины и жестких убеждений и был вдохновлен на поиск своего собственного религиозного пути.

Вернувшись в Англию после двух лет за границей, он подарил своим родителям зрелый, утонченный, воспитанный, «модный» джентльмен, хотя Сэмюэл Пепис отметил «тщеславие французов» молодого Пенна. Пенн пристрастился к красивой одежде и оставшуюся жизнь уделял своему платью несколько внимания, чем большинству квакеров. Адмирал возлагал большие надежды на то, что его сын в то время обладал практическим чутьем и амбициями, необходимыми для успеха в аристократа. Он велел юному Пенну поступить в юридический институт, но вскоре его учеба была прервана. Ввиду неизбежной войны с голландцами молодой Пенн решил сесть за своего отца на работе и присоединиться к нему в море. Пенн был эмиссаром своего отца и короля, а затем вернулся к изучению права. Беспокоясь о своем отце в битве, он писал: «Я никогда не знал, что такое отец, пока у меня не хватило мудрости, чтобы ценить его... Я молю Бога... чтобы ты вернулся домой в безопасность». Адмирал триумфально вернулся, но Лондон был охвачен чумой 1665 года. Молодой Пенн размышлял о страданиях и смертях, а также о том, как люди отреагировали на эпидемию. Он писал, что это бедствие «дало мне глубокое ощущение тщеславия этого Мира, нерелигиозности в нем религий». Кроме того, он наблюдал, как квакеры, просящие милосердия, были арестованы полицией и демонизированы другими религиями, даже обвинены в причинении чумы.

Уильям Пенн в 22 года

Когда его отец был убит подагрой Молодой Пенн был отправлен в Ирландию в 1666 году для управления семейными земельными владениями. Там он стал солдатом и участвовал в подавлении местного ирландского восстания. Раздувшись гордости, он нарисовал свой портрет в доспехах - его самое настоящее подобие. «Я ничего не могу сказать, кроме как посоветовать трезвости... Я желаю, чтобы ваши юношеские желания не были опередить свое. пока Пенн был подавленением города и его больного отца, поэтому он был подавленением города и его больного отца, поэтому он был подавленением города и его больного отца, поэтому он был подавленением за границей, Великий пожар 1666 охватил центральный Лондон. Правление короля Карла еще больше ужесточило ограничение против всех сект, кроме англиканской церкви, сделав наказание за несанкционированное богослужение тюремным заключением или депортацией. «пятилетие» запрещены несогласным учителям и проповедникам приближаться на такое расстояние в любом районе.>Особой мишенью квакеры, и их встречи считались нежелательными.

Религи озное обращение

Несмотря на опасность, Пенн начал посещать квакерские собрание Корка. Случайная повторная встреча с Томасом Ло подтвердила растущее влечение Пенна к квакерству. Вскоре Пенн был арестован за посещение собраний квакеров. Вместо того, чтобы заявить, что он не был квакером и таким образом, он публично объявил себя членом и, наконец, присоединился к квакерам в возрасте 22 лет. В защиту своего дела Пенн заявил, что, поскольку квакеров не было у нарушителей дня (отличие от Пуритане), они не должны подчиняться законам, ограничивающим политическую деятельность религиозных меньшинств и других групп. Выпущенный из тюрьмы из-за положения в семье, а не аргументов, Пенн был немедленно отозван в Лондон своим отцом. Адмирал был серьезно обеспокоен действиями своего сына и воспринял обращение в веру как личное оскорбление. Надежды отца на то, что харизма и ум Пенна снискали ему благосклонность при дворе, были разбиты. Несмотря на ярость, адмирал изо всех сил пытался урезонить сына, но безуспешно. Его сын, подозреваемый, склонялся к опасной конфронтации с короной. В конце концов, молодой Пенн был более решительным, чем когда-либо, и адмирал почувствовал, что у него нет другого выбора, кроме как приказать своему сыну покинуть дом и отказать ему в наследстве.

Когда Пенн стал бездомным, он начал жить с семьейми квакеров. Квакеры были относительно строгими христианами в 17 веке. Онились кланяться или снимать шляпы перед социальными начальниками, считая, что все люди равны перед Богом, вера, противоположная абсолютной монархии, которая верила в монарха, назначенного Богом. Поэтому к квакерам относились как к еретикам из-за их принципов и неуплаты десятины. Они также отказались принести клятву верности царю, полагая, что это следовало бы ожидать повелению Иисуса не клясться. Основная церемония квакерства - это безмолвное поклонение в молитвенном доме, проводимое в группе. Не было ни ритуала, ни профессионального духовенства, и многие квакеры отвергли концепцию первородного греха. Божье общение приходило к каждому человеку напрямую, и если это было тронуто, человек делился своими откровениями, мыслями или мнениями с группой. Пенн обнаружил, что все эти принципы хорошо подходят его совести и сердцу.

Пенн стал близким другом Джорджа Фокса, основателя квакеров, движение которых началось в 1650-х годах во время волнений Кромвельской революции. Время породило множество новых сект помимо квакеров, в том числе искателей, рантеров, антиномистов, баптистов седьмого дня, спящих души, Адамиты, диггеры, левелеры, анабаптисты (например, швейцарские и немецкие меннониты и т. Д.), беменисты, магглетонцы, и многие другие, поскольку пуритане были более терпимы, чем монархия. Однако после смерти Оливера Кромвеля корона была восстановлена, и король ответил преследованием и преследованием всех религий и сект, кроме англиканства. Фокс рисковал своей жизнью, скитаясь из города в город, и привлекал последователей, которые также верили, что «Бог, создавший мир, не обитал в храмах, сделанных руками». Отменив власть церкви над конгрегацией, Фокс не только радикально расширил протестантскую Реформацию, но и помог расширить самый важный принцип современной политической истории - права личности - на которых позже были основаны современные демократии. Пенн часто путешествовал с Фоксом по Европе и Англии. Он также написал исчерпывающее и подробное объяснение квакерства вместе со свидетельством характера Джорджа Фокса во введении к автобиографическому журналу Джорджа Фокса. Фактически, Пенн стал первым теологом, теоретиком и правовым защитником квакерства, предоставив его письменную доктрину и помогая укрепить его общественное положение.

Пенн в Ирландии (1669–1670)

В В 1669 году Пенн отправился в Ирландию, чтобы разобраться со многими имениями своего отца. Находясь там, он посетил множество собраний и останавливался в ведущих семьях квакеров. Он стал большим другом Уильяма Морриса, ведущего деятеля квакеров в Корке, и часто останавливался с Моррисом в Castle Salem около Rosscarbery.

Penn в Германии (1671–1671). 1677)

Между 1671 и 1677 годами Уильям Пенн совершил поездки в Германию от имени квакерской веры, что привело к возникновению немецкого поселения в Пенсильвании, которое было символично в двух отношениях: это было специфически немецкое поселение. - говорящая община, в которую вошли религиозные инакомыслящие. Пенсильвания оставалась центром различных ветвей анабаптистов: меннонитов старого порядка, монастыря Ефраты, братьев и амишей. Пенсильвания также стала домом для многихлютеран вил из католических провинций (например, Зальцбург ), а также для немецких католиков, которые также подвергались дискриминации в своей стране.

В Филадельфии Фрэнсис Даниэль Пасториус договорился о покупке 15000 акров (61 км ) у своего друга Уильяма Пенн, владелец колонии, заложил поселение Джермантаун. Немецкое общество Пенсильвании было основано в 1764 году и до сих пор работает из своей штаб-квартиры в Филадельфии.

Преследования и тюремные заключения

Герб Уильяма Пенна: Арджент, на фессе, три пластины

Первая из многих брошюр Пенна, «Возвышенная истина: принцам, священникам и людям» (1668), был критикой всех религиозных групп, кроме квакеров, которые он воспринимает как единственную христианскую религиозную группу, верующую в то время в Англии. Он заклеймил католическую церковь как «Вавилонскую блудницу », бросил вызов англиканской церкви и назвал пуритан «лицемерами и гуляками в Боге». Он также подвергся критике всех «лжепророков, сборщиков десятины и противников совершенства ». Пепис подумал, что это нелепая бессмысленная книга », которую он« стыдился читать ».

В 1668 году Пенн был заключен в тюрьму в лондонском Тауэре после того, как написал следующий трактат под названием The Sandy Фонд потрясен. Епископ Лондона приказал задержать Пенна на неопределенный срок, пока он публично не откажется от своих письменных заявлений. Официальным обвинением была публикация без лицензии, но настоящим преступлением было богохульство, как подписано в ордере короля Карла II. Помещенный в одиночную камеру в неотапливаемой камере пригрозивший пожизненным заключенным, Пенн обвинялся в отрицании Троицы, хотя это было неверное толкование, которое сам Пенн опроверг в эссе «Невинность» с открытым лицом, представленным способом извинений за книгу под названием. Фонд Сэнди потрясен, где он сам приступил к доказательству Божественности Христа. Пенн сказал, что этот слух был «злонамеренно навязан» недоброжелателями, которые создали плохую репутацию квакерам. Позже он заявил, что на самом деле католические толкования этой богословской темы и использование небиблейских концепций для ее объяснения. Пенн прямо признался, что верит в Святую Троицу, а также в божественность Христа. В 1668 году в письме к антиквакерскому министру Джонатану Клэпхему Пенн писал: «Читатель, из моих вопросов не следует делать вывод, что мы действительно отрицаем (как он ложно обвинил нас) те славные Тройки, которые несут летопись на небесах., Отец, Слово и Дух; ни бесконечность, вечность и божественность Иисуса Христа; потому что мы знаем, что Он - могущественный Бог ».

Даны письменные принадлежности в надежде, что он напишет на бумаге свои опровержения, Пенн написал еще один подстрекательский трактат: «Ни креста, ни короны: беседа, показывающая природу и дисциплину Святого Креста Христа, а также то, что отрицание» себя и ежедневное слушание о кресте Христа - это единственный путь к покою и царству мира ». Бог. В нем Пенн призывал придерживаться духа Первобытного христианства. Эта работа отличалась историческим анализом и цитированием 68 авторов, чьи цитаты и комментарии он запомнил и смог вызвать, не имея под рукой каких-либо справочных материалов. Пенн ходатайствовал об аудиенции у короля, которая была отклонена, но привела к переговорам от его имени с одним из королевских капелланов. Пенн храбро заявлено: «Моя тюрьма станет моей могилой, прежде чем я сдвинусь с места, потому что я не обязан своей совестью ни одному смертному». Он был освобожден после восьми месяцев заключения.

Пенн не выказывал раскаяния в своей агрессивной позиции и поклялся вести борьбу против несправедливости и короля. Со своей, корона продолжала конфисковывать собственность квакеров и заключать в тюрьмы тысячи квакеров. С тех пор религиозные взгляды Пенна фактически изгнали его из английского общества; его выслали (исключили) из Крайст-Черч, колледжа Оксфордского университета, за то, что он был квакером, и несколько раз арестовывали. Среди самых известных из этих событий был судебный процесс после его ареста в 1670 году с Уильямом Мидом. Пенн был семьи обвинен в проповеди перед собранием на улице, которое Пенн намеренно спровоцировал для проверки закона о конвенциях 1664 года, только возобновленного в 1670, отказывал в праве собраний более чем пяти лиц среди членов, для любых религиозных Джон Хоуэл на скамье подсудимых отказался от своих прав, хотя это право было гарантировано законом.

Мемориальная доска в Олд-Бейли

, несмотря на сильное давление со стороны Хауэла, чтобы осудить Пенна, присяжные вынесли вердикт «невиновен». Вердикт и выбрать нового мастера, они отказались и были отправлены в камеру на несколько ночей, чтобы обдумать свое решение. Мэр Лондона, сэр Сэмюэл Старлинг, также сидевший на скамейке, затем сказал присяжным: «Вы должны пойти вместе и вынести другой вердикт», и не только Пенна отправили в тюрьму в Ньюгейте. Тюрьма (по обвинению в неуважении к суду за отказ снять шляпу), но все присяжные последовали за ним, и они были дополнительно оштрафованы на сумму, эквивалентную годовой заработной плате. Члены присяжных, отстаивая свое дело из тюрьмы в так называемом деле Бушеля, сумели добиться всех английских присяжных прав быть свободными от контроля судей. Это дело было одним из наиболее важных судебных процессов, создавших концепцию аннулирования присяжных, и явилось победой в использовании судебного приказа habeas corpus в качестве средств освобождения незаконно задержанных.

После смерти отца Пенн хотел увидеть его еще раз и уладить их разногласия. Но он убедил своего отца не платить и освободить его: «Умоляю тебя не покупать мою свободу». Но адмирал отказался упустить возможность и заплатил штраф, освободив сына.

Старик завоевал уважение за честность и храбрость своего сына и сказал ему: «Пусть ничто в этом мире не соблазняет тебя заблуждаться по своим совести». Адмирал также знал, что после его молодой смерти Пенн станет более уязвимым в своем стремлении к справедливости. В акте, который не только обеспечил защиту его сына, но и установил условия для основания Пенсильвании, адмирал написал герцогу Йоркскому, наследнику престола.

Герцог и король в обмен на пожизненную службу адмирала короне пообещали защиты молодого Пенна и сделать его королевским советником.

Пенн был лишен наследства, и он вошел в большое состояние, но снова оказался в тюрьме на шесть месяцев, так как продолжал агитировать. Получив свободу, он наконец женился на Гулиельме Спрингетт в апреле 1672 года после четырехлетней помолвки, наполненной частыми разлуками. Отстаивая религиозную терпимость и выступая против дискриминационных практик, оставался недалеко от дома, но продолжал писать свои трактаты. В сообществе квакеров возник незначительный раскол между теми, кто поддерживал аналитические формулировки Пенна, и теми, кто предпочитает простые заповеди Фокса. Но преследование квакеров усилилось, и разногласия были преодолены; Пенн снова возобновил миссионерскую работу в Голландии и Германии.

Основание Пенсильвании

Рождение Пенсильвании, 1680, Жан Леон Жером Феррис. Уильям Пенн, высококачественная бумага, стоит лицом к королю Карлу II в зале для завтраков короля в Уайтхолле.

Видя, что условия плохие, Пенн решил непосредственно к королю и герцогу. Пеннное решение, которое разрешило бы дилемму - массовую эмиграцию английских квакеров. Некоторые квакеры уже перебрались в Северную Америку, но Новая Англия пуритане особенно враждебно относились к квакерам, как и англикане в Англии, некоторые из квакеров были изгнаны в Карибский бассейн. В 1677 году группа видных квакеров приобрела колониальную провинцию Западный Джерси (половина нынешнего штата Нью-Джерси ). В том же году прибыли двести поселенцев из городов Чорливуд и Рикмансворт в Хартфордшире и других городах в соседнем Бакингемшире и основали город Берлингтон. Сам Джордж Фокс совершил путешествие в Америку, чтобы проверить возможность дальнейшего расширения первых квакерских поселений. В 1682 году Восточный Джерси был также куплен квакерами.

Имея плацдарм в Нью-Джерси, Пенн настаивал на расширении квакерского региона. Будь то из личного симпатий или удивлению политической целесообразности, к король предоставил щедрую хартию, которая сделала Пенна крупнейшим в мире частным (не королевским) землевладельцем с площадью более 45 000 квадратных миль (120 000 км). Пенн стал владельцем огромного участка земли к западу от Нью-Джерси и северу от Мэриленда (который принадлежал лорду Балтимору ) и получил суверенное правление территорией со всеми правами и привилегиями (кроме объявлять войну). Земля Пенсильвании принадлежала герцогу Йоркскому, который согласился, но он сохранил за собой Нью-Йорк и территорию вокруг Нью-Касла и восточную часть полуострова Делмарва. Взамен пятая часть всего золота и серебра, добываемого в провинции, которого фактически не было, должна быть возвращена королю, а корона была освобождена от долга адмиралу в размере 16 000 фунтов стерлингов, что составляет сегодня 2 526 337 фунтов стерлингов.

Пояс из вампума, доставленный индей Уильяму Пенну во время «Великого договора » (1682)

Пенн сначала назвал этот район «Новым Уэльсом», а: Сильвания » (лат. «Леса» или «леса»), который король Карл II изменил на «Пенсильванию» в старшего Пенна. 4 марта 1681 года король подписал хартию, а на следующий день Пенн радостно написал: «Это ясная и справедливая вещь, и мой Бог, который ее мне через множество трудностей, я верю, благословит и сделает ее лучшей. Затем Пенн поехал в Америку, находясь там, провел переговоры о первом обследовании покупки земли в Пенсильвании с индейским племенем ленапе. Пенн приобрел первый участок земли под белым дубом в Грейстоунс 15 июля 1682 года. разработал хартию свобод для поселения, создаваемую политическую утопию, гарантирующую свободное и справедливое судебное разбирательство дела присяжных, свободу религии, свободу от несправедливого тюремного заключения и свободные выборы.

Первый проект Структуры правительства Пенсильвании, написанный Пенном в Англии (около 1681 г.)

Доказав себя влиятельным ученым и теоретиком, Пенн теперь должен был продемонстрировать практические навыки промоутера недвижимости, градостроителя и губернатора своего «Священного эксперимента», провинция Пенсильвания.

Помимо достижения своих религиозных целей, Пенн надеялся, что Пенсильвания станет прибыльным предприятием для него самого и свою семью. Но он заявил, что не будет эксплуатировать местным жителям или иммигрантам: «Я не стал бы злоупотреблять Его любовью, поступать недостойным Его провидения и таким образом осквернять то, что пришло ко мне чистым». С этой целью покупка земли Пенном у ленапе включала сохраненное право последней стороны пересечь реку проданы земли для целей охоты, рыболовства и собирательства. Хотя он был полностью подавлен, убедить квакеров покинуть Англию и совершить опасное путешествие в Новый Свет было его первой коммерческой задачей. Некоторые семьи квакеров уже прибыли в Мэриленд и Нью-Джерси, но их было мало. Чтобы привлечь поселенцев в больших количествах, он написал яркий проспект, который считался честным и хорошо изученным для того времени, обещая религиозную свободу, а также материальные преимущества, которые он продавал по всей Европе на разных языках. В течение шести месяцев он разделил 300 000 акров (1200 км) между более чем 250 предполагаемыми поселенцами, в основном богатыми лондонскими квакерами. В конце концов он привлек другие преследуемые меньшинства, включая гугенотов, меннонитов, амишей, католиков, лютеран и Евреи из Англии, Франции, Голландии, Германии, Швеции, Финляндии, Ирландии и Уэльса.

Затем он намеревался заложить правовую основу для этического общества, в котором власть исходила от народа, из «открытого дискурса», во многом так же, как проводилось собрание квакеров. Примечательно, что как государь Пенн считал важным ограничить и свою собственную власть. Новое правительство будет иметь две палаты, защищать права частной собственности и свободного предпринимательства и справедливо взимать налоги. Он потребовал бы смерти только за два преступления, государственную измену и убийство, а не за двести преступлений по английскому праву, и все дела должны были рассматриваться присяжными. Тюрьмы будут прогрессивными, пытаясь исправить через «мастерские», а не через адское заключение. Изложенные им законы поведения были довольно пуританскими: ругань, ложь и пьянство были запрещены, а также «праздные развлечения», такие как театральные представления, азартные игры, кутежи, маски, петушиные бои и травля медведя.

Все это было радикальным отходом от законов и законотворчества европейских монархов и элит. Более двадцати проектов Пенн трудился над созданием своей «Структуры правительства». Он щедро заимствовал у Джона Локка, который позже оказал подобное влияние на Томаса Джефферсона, но добавил свою революционную идею - использование поправок - чтобы создать письменную основу, которая могла развиваться вместе с меняются времена. Он заявил: «Правительства, как часы, исходят из движения, которое им дают люди». Пенн надеялся, что конституция с поправками будет учитывать инакомыслие и новые идеи, а также позволит внести значимые изменения в общество, не прибегая к насильственным восстаниям или революциям. Примечательно, что хотя Корона оставляла за собой право отменять любой закон, который она пожелала, умелое руководство Пенном не вызвало никакой реакции правительства, пока Пенн оставался в своей провинции. Несмотря на критику некоторых друзей-квакеров за то, что Пенн ставил себя выше них, заняв это могущественное положение, считавшими его мошенником и «самым лживым злодеем на земле», Пенн был готов начать «Священный эксперимент». Попрощавшись с женой и детьми, он напомнил им, чтобы они «избегали гордости, алчности и роскоши».

Назад в Англию

В 1684 году Пенн вернулся в Англию, чтобы увидеть свою семью и попробовать территориальный спор с лордом Балтимором. Пенн не всегда обращал внимание на детали и не понимал, что находилась 40-я широта (южная граница земли по хартии). После того, как он разослал письма нескольким землевладельцам в Мэриленде, сообщая получателям, они, вероятно, находятся в Пенсильвании, и больше не платят налоги лорду Балтимору, между двумя владельцами возникли проблемы. Это привело к восьмидесятилетнему юридическому спору между двумя семьями.

Политическая обстановка в доме плохая после отъезда Пенна. К своему ужасу, он обнаружил, что тюрьмы Брайдвелл и Ньюгейт заполнены квакерами. Внутренние политические конфликты даже угрожали аннулировать хартию Пенсильвании. Пенн отказался от публикации своих политических работ, поскольку «времена слишком суровые для печати».

В 1685 году король Карл умер, и герцог Йоркский был коронован Джеймс II. Новый король разрешил пограничный спор в пользу Пенна. Но король Джеймс, католик с преимущественным протестантским парламентом, оказался упрямым и непреклонным. Пенн поддержал Декларация о снисходительности Джеймса, которая даровала терпимость квакерам, и отправился в «проповедническое турне по Англии, чтобы снисходительности короля». Его предложение на Лондонском Годовом Собрании Общества Друзей в июне 1688 г. о создании «консультативного комитета, который мог бы давать советы вступать в государственную должность» при Якове II, было отклонено Джорджем Фоксом, который утверждал, что «заключать такие дела на Год собрании небезопасно». Пенн использует некоторую помощь кампании Якова II по регулированию парламентских округов, отправив письмо другу в Хантингдон с просьбой указать людей, которым можно было бы доверить поддержку королевской кампании за свободу совести.

Пенн столкнулся с серьезными проблемами. проблемы в колониях из-за его небрежной деловой практики. Судя по всему, его не беспокоили административные детали, и его коммерческий директор, квакер Филип Форд, общая сумма из имений Пенна. Форд воспользовался привычкой Пенна подписывать документы, не читая их. Одним из таких документов оказался документ о передаче права собственности на Пенсильванию Форду, который затем потребовал арендную плату, превышающую способность Пенна заплатить.

Возвращение в Америку

Дом с шиферной крышей был одним из двух жилых домов, которые использовали Пенн во время его второго пребывания в Америке. Дом пришел в упадок и был снесен в 1867 году. Поместье Пеннсбери

После того, как Пенн согласился, Форду сохранить свою позицию достаточно улучшилось, чтобы к правам человека Форда на Пенсильванию, что он будет хранить молчание о юридических правах Форда на Пенсильванию. в Пенсильванию с намерением остаться. Сопровождаемый своей женой Ханной, дочерью Летицией и секретарем Джеймсом Логаном, Пенн отплыл с острова Уайт на Кентербери и в декабре 1699 года достиг Филадельфии.

Пенн был радушно встречен по прибытии и обнаружил, что его провинция сильно изменилась за прошедшие 18 лет. Пенсильвания показывает около 18 100 жителей Филадельфия - более 3000. На личных страницах были импортных товаров, удовлетворявших состоятельных граждан и доказывающих, что Америка жизнеспособным рынком для английских товаров. Самое главное, преуспевало религиозное разнообразие. Несмотря на протесты фундаменталистов и фермеров, настойчивые требования Пенна, чтобы квакерские гимназии были открыты для всех граждан, производили относительно образованную рабочую силу. Высокая грамотность и открытый интеллектуальный дискурс приводят к тому, что Филадельфия стала лидером в науке и медицине. Квакеры были особенно современны в своем лечении психических заболеваний, декриминации безумия и отказа от наказания и заключения.

По иронии судьбы, терпимый Пенн превратился почти в пуританина, пытаясь контролировать раздражение, развившуюся в его отсутствие, ужесточение некоторых видов. Еще одно изменение было обнаружено в труде Пенна, что привело к большей части утратили смелость и дальновидность. В те годы он действительно выдвинул план создания федерации всех английских колоний в Америке. Были утверждены, что он также боролся с рабством, но это кажется маловероятным, поскольку он сам владел ими и торговал ими, и его труды не подтверждают эту идею. Тем не менее, он продвигал хорошее обращение с рабами, в том числе браки между рабами (хотя и отклонил совет). Другие квакеры из Пенсильвании были более откровенными и активными, выступая одними из первых борцов против рабства в Америке во главе с Даниэлем Пасториусом, основателем Джермантауна, Пенсильвания. Многие квакеры пообещали освободить своих рабов после их смерти, в том числе Пенн, а некоторые продавали своих рабов не квакерам.

Пенны комфортно жили в поместье Пеннсбери и имели все намерения жить за пределами дома. их жизнь там. У них также была резиденция в Филадельфии. Их единственный американский ребенок, Джон, родился и процветал. Пенн ехал в Филадельфию на барже из шести человек, которую, по его признанию, ценил выше «всего мертвого».

Джеймс Логан, его секретарь, держал его в курсе всех новостей. У Пенна было достаточно времени, чтобы провести с семьей и по-прежнему государственными делами, хотя представители и официальные посетители были частыми. Его жена, однако, не наслаждалась жизнью жены и хозяйки губернатора, которую предпочитает простую жизнь, которую вела в Англии. Когда новые угрозы со стороны Франции снова поставили под угрозу хартию Пенна, Пенн решил вернуться в Англию со своей семьей в 1701 году.

Позже

Пенн вернулся в Англию и сразу же оказался втянутым в финансовые и финансовые дела. семейные неурядицы. Его старший сын Уильям-младший вел распутный образ жизни, пренебрегая женой и двумя детьми и накапливал игровые долги. Пенн надеялся, что Уильям сменит его в Америке. Теперь он не мог даже выплатить долги сына. Его собственные финансы были в упадке. Он потопил в Америке 30 000 фунтов стерлингов и получил небольшую прибыль, за исключением некоторых товаров по обмену. Он предоставил много щедрых займов, на которые не смог настаивать.

Что еще хуже, с точки зрения Пенна, Филип Форд, его финансовый советник, обманул Пенна на тысячи фунтов, скрывая и отвлекая ренту с ирландских земель Пенна. требуя убытков, а получая ссуды у Пенна, чтобы покрыть недостачу. Когда Форд умер в 1702 году, его вдова Бриджит пригрозила продать Пенсильванию, на которую она выдавала. Пенн послал Уильяма в Америку для ведения дел, но он оказался таким же ненадежным, как и в Англии. Были серьезные дискуссии об отмене его конституции. В отчаянии Пенн попытался продать Пенсильванию короне того, как Бриджит Форд узнала за его план, но, настаивая на том, чтобы корона достигла достижения гражданские свободы, он не смог заключить сделку. Миссис Форд подала иск в суд. В 62 года Пенн попал в долговую тюрьму; однако прилив сочувствия уменьшил наказание Пенна до домашнего ареста, и Бриджит Форд наконец отказали в ее претензии на Пенсильванию. Группа квакеров договорилась о том, чтобы Форд получил оплату за арендную плату, и Пенн был освобожден.

Дом собраний друзей в Джордансе, где похоронен Пенн

В 1712 году Беркли Кодд, эсквайр. из графства Сассекс, штат Делавэр оспаривал некоторые права на грант Пенна от герцога Йоркского. Некоторые агенты Уильяма Пенна наняли адвоката Эндрю Гамильтона, чтобы он представлял семью Пеннов в этом деле реплевина. Успех Гамильтона привел к установлению добрых отношений между семьей Пеннов и Эндрю Гамильтоном. Пенн устал от политиканства в Пенсильвании и беспокойства, связанного с его управлением, но Логан умолял его не оставить свою колонию из опасения, что может быть задействовано в руки оппортуниста, уничтожить все добро, которое было достигнуто. Во время второй попытки продать пенсванию обратно короне в 1712 году Пенн перенес инсульт. Через несколько месяцев после второго инсульта он не мог говорить и заботиться о себе. Он медленно потерял память.

Уильям Пенн умер без гроша в 1718 году в своем доме в Раскомбе, недалеко от Твайфорда в Беркшире, и похоронен в могиле рядом с его первой женой на кладбище Джорданов молитвенного дома квакеров около Чалфонт-Сент-Джайлс в Бакингемшире. Его жена в качестве единственного исполнителя стала фактическим владельцем, пока она не умерла в 1726 году.

Семья

Пенн впервые женился на Гулиельме Марии Постума Спрингетт (1644–1694), дочери Уильяма С. Спрингетта (Posthuma в ее имени указывает, что ее отец умер до ее рождения) и леди Мэри Прауд Пенингтон. У них было три сына и пять дочерей:

  • Гулиельма Мария (1671/72 - до 1685)
  • Мария Маргарет (родилась и умерла 1673/74)
  • Спрингетт (1674/75- 1696))
  • Летиция (1678–1746), вышедшая замуж за Уильяма Обри (Обри)
  • Уильяма-младшего (1679 / 80-1720)
  • Безымянный ребенок (родился и умер 1682)
  • Гулиельма Мария (1685–1689)
Ханна Кэллоухилл Пенн

Через два года после смерти Гулиельмы он женился на Ханне Маргарет Кэллоухилл (1671–1726), дочери Томаса Кэллоухилла и Анна (Ханна) Холлистер. Уильям Пенн женился на Ханне, когда ей было 25, а ему 52. У них было восемь детей за двенадцать лет. Первые двое умерли в младенчестве. Другими детьми были:

  • безымянная дочь (родилась и умерла в 1697 г.)
  • Джон Пенн (1699 / 00–1746), никогда не был женат.
  • Томас Пенн (1700 / 01–1775) был женат на леди Джулиане Фермор, четвертой дочери Томаса, первой графа Помфрета.
  • Ханна Пенн (1703–1706)
  • Маргарет Пенн (1704 / 05-1750), женился на Томасе Фриме (1701 / 02-1746) племянник Джона Фрима, основателя Barclays Bank
  • Ричард Пенн-старший (1705–1771)
  • Деннис Пенн (1705 / 06–1721/22)
  • Ханна Пенн (1708–1709)
  • Луи Пенн (1707–1724)
Наследие
Пеннский договор с индейцами

Согласно Мэри Мэйплс Данн :

Пенн любил деньги, и хотя он, безусловно, искренне объявил о амбициях на «священный эксперимент» в Пенсильвании, он также ожидал, что разбогатеет. Однако он был экстравагантным, плохим менеджером и бизнесменом, не очень проницательным в оценке людей и назначенных встреч... Пенн был общительным, имел много друзей и умел улучшить полезные связи, которые защищали его во многих кризисах. Оба его брака были счастливыми, и он был называл себя семейным человеком.

После смерти Пенна, Пенсильвания медленно переместился из колонии, основанной религии, в светском государстве, в котором преобладала коммерция. Однако многие из юридических и политических новшеств Пенна пустили корни, как и школа квакеров в Филадельфии, для которой Пенн издал две хартии (1689 и 1701). Некоторое время спустя учреждение было переименовано в Чартерную школу Уильяма Пенна. «Penn Charter», известная старейшая дневная школа, сейчас являетсярейшей квакерской школой в мире. Вольтер восхвалял Пенсильванию, которое реагирует на людей и уважает права меньшинств. «Структура правительства» Пенна и другие его идеи были позже изучены Бенджамином Франклином, а также памфлетистом Американской революции, Томасом Пейном, отцом которого был квакер. Среди наследия было нежелание навязать Пенсильванию квакерское большинство, чтобы его штату превратиться в успешный «плавильный котел». Кроме того, Томас Джефферсон и отцы-основатели адаптировали теорию Пенна о поправляемой конституции и его видение о том, что «все люди равны перед Богом», проинформировавшее федеральное правительство после американской революции. В дополнение к обширным политическим и религиозным трактатам Пенн написал около 1000 изречений, полных мудрых наблюдений за природой и нравственности.

Семья Пенна сохранила право собственности на колонию в Пенсильвании до американской революции. Сын и преемник Уильяма Томас Пенн и его брат Джон отреклись от веры своего отца и боролись за ограничение религиозной свободы (особенно для католиков]], а позже квакеров. тоже). Томас ослабил или отменил власть выборного собрания и вместо этого управлял колонией через назначенных им губернаторов. Он был ярым противником Бенджамина Франклина и его стремлений к большей демократии в годы, предшествовавшие революции. Посредством печально известной пешеходной покупки 1737 года Пенны выманили ленапе из своих земель в долине Лихай.

Посмертные почести
Бронзовая статуя Уильяма Пенна на вершине мэрии Филадельфии Пенн на печати несуществующего универмага Strawbridge Clothier, представляющий обмен Пенна с Ленапе ; логотип Quaker Oats, обозначенный как «Человек-квакер», когда-то идентифицированный как Уильям Пенн

28 ноября 1984 г. Рональд Рейган, в соответствии с Президентской прокламацией 5284 (утвержденной Законом Конгресса ), объявил Уильяма Пенна и его вторую жену, Ханна Кэллоухилл Пенн, почетным гражданином США.

Бронзовая статуя Уильяма Пенна, созданная Александром Милном Колдером стоит на крыше мэрии Филадельфии. Установленная в 1894 году, статуя представляет собой самую высокую точку города, поскольку мэрия в то время самым высоким зданием в Филадельфии. Городской дизайнер Эдмунд Бэкон, как известно, сказал, что ни один джентльмен не будет строить выше "полей шляпы Билли Пенна". Это соглашение просуществовало почти 100 лет, пока город не принял решение разрешить строительство небоскребов повыше. В марте 1987 года строительство Уан Либерти Плейс было первым зданием, в котором это удалось. Это привело к "проклятию ", которое длилось с того года до 2008 года, когда небольшая статуя Уильяма Пенна была поставлена ​​на вершину недавно построенного Центр Комкаст. Филадельфия Филлис выиграла Мировую серию 2008 в том же году.

Менее известная статуя Пенна находится в Парк Договора Пенна, на том месте, где Пенн заключил свой договор с ленапе. В 1893 году корпорация Hajoca, крупнейший в стране частный оптовый дистрибьютор сантехники, отопления и промышленных товаров, приняла статую в качестве своего товарного знака.

Quaker Oats зерновой бренд, известный как Quaker Человек », датируемый 1877 годом, был обозначен в их рекламе после 1909 года как Уильям Пенн и упоминался как« знаменосец квакеров и квакерских овсов ».

В 1946 году логотип был изменен на портрете улыбающегося квакера, изображающий голову и плечи. На веб-сайте компании Quaker Oats в настоящее время утверждается, что на их логотипе не изображен Уильям Пенн.

Бил Кин создал комикс Silly Philly для Philadelphia Bulletin, подростковой версии Пенна, который действовал с 1947 по 1961 год.

Пенн был изображен в фильме 1941 года Пенн из Пенсильвании Клиффордом Эвансом.

Средняя школа Уильяма Пенна для Девочки были добавлены в Национальный реестр историческое мест в 1986 году.

Дом Уильяма Пенна - общежитие квакеров и центр семинаров - был назван в честь Уильяма Пенна, когда он открылся в 1966 году для размещения квакеров, посещающих Вашингтон, округ Колумбия, чтобы принять участие во многих протестах, мероприятиях и общественных движениях той эпохи.

Школа Чигуэлла, школа, которую он посещал, назвала в его честь один из своих четырех домов и теперь владеет несколькими писем и документами с его почерком.

Бывшая начальная школа Уильяма Пенна и преемница начальной школы и детского сада Пенн-Вуд в Мэнор-Парке Слау, недалеко от Сток-парк, названа в честь Уильяма Пенн.

Школа Друзей, Хобарт назвала в его честь один из своих семи шестилетних классов.

Общество Уильяма Пенна Колледжа Уиттиера существует с 1934 года как общество в кампусе колледжа Колледжа Уиттиера и существует по сей день.

Университет Уильяма Пенна в Оскалуза, штат Айова, который был основан поселенцами-квакерами в 1873 году, был назван в его честь. Penn Mutual, компания по страхованию жизни, основанная в 1847 году, также носит его имя.

См.
  • флаг Портал США
  • карта Портал Северной Америки
  • флаг Портал Также Пенсильвании
  • значок Портал христианства
Примечания
Дополнительная литература
  • Данн, Мэри Мэйплз. Уильям Пенн: Политика и совесть (1967)
  • Данн, Ричард С. и Мэри Мэйплс Данн, ред. Мир Уильяма Пенна (1986), очерки ученых
  • Энди младший, Мелвин Б. Уильям Пенн и ранний квакерство (1973)
  • Гейтер, Мэри К. Уильям Пенн (2000)
  • Моретта, Джон. Уильям Пенн и наследие квакеров (2006)
  • Морган, Эдмунд С. «Мир и Уильям Пенн», Труды Американского философского общества (1983) 127 № 5 стр. 291–315 JSTOR 986499.
  • Мерфи, Эндрю Р. Уильям Пенн: Жизнь (2018)
  • Нэш, Гэри Б. Квакеры и политика: Пенсильвания, 1681–1726 (1968)
  • Пир, Кэтрин О. Уильям Пенн (1957), стандартная биография
  • Содерлунд, Джин Р. «Пенн, Уильям» в Американской национальной биографии в Интернете (2000) Дата доступа: 4 ноября 2013 г.

Первоисточники

  • Данн, Мэри Мейплз и Ричард С. Данн и др., Ред. Документы Уильяма Пенна (5 томов, 1981–1987)
  • Содерлунд, Жан Р. и др., Ред. Уильям Пенн и основание Пенсильвании, 1680–1684: документальная история (1983)
Внешние ссылки
Wikisource содержит оригинальные работы, написанные или о:. Уильям Пенн
Wikimedia Commons имеет средства массовой информации связанные с Уильямом Пенном.
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Уильямом Пенном

Работы Пенна

Последняя правка сделана 2021-06-21 08:00:46
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте