Blue Kite | |
---|---|
Плакат выпуска | |
Традиционный | 藍 風箏 |
Упрощенный | 蓝 风筝 |
Китайский язык | Лань фэнчжэн |
Режиссер | Тянь Чжуанчжуан |
Производство | Юнпин Чен. Гуйпин Ло |
Автор | Мао Сяо |
В главной роли | Лю Липин. Пу Цюаньсинь. Чэнь Сяомань. Ли Сюэцзянь. Го Баочан |
Музыка | Отомо Ёсихидэ |
Кинематография | Хоу Юн |
Отредактировал | Цянь Ленглен |
Производство. компания | Пекинская киностудия. Longwick Film |
Распространяется | Kino International |
Дата выхода |
|
Продолжительность | 140 минут |
Страна | Китай. Гонконг |
Язык | Китайский язык |
Голубой коршун (упрощенный китайский : 蓝 风筝; традиционный китайский : 藍 風箏; пиньинь : Лань фэнчжэн) - драматический фильм 1993 года режиссера Тянь Чжуанчжуана. Хотя фильм был запрещен правительством Китая после его завершения (наряду с десятилетним запретом на создание фильмов, наложенным на Тиан), фильм вскоре нашел восприимчивую международную аудиторию. Наряду с Чжан Имоу Жить и Чен Кайге Прощай, моя наложница, Синий коршун служит одним из наиболее существенных примеров китайского Пятое поколение кинопроизводства и, в частности, раскрывает влияние различных политических движений, включая антиправое движение и культурную революцию, на режиссеров, выросших в 1950-х годах. и 1960-е гг.
Фильм получил Гран-при Токийского международного кинофестиваля и лучший фильм Гавайского международного кинофестиваля в 1993 году.
История рассказана с точки зрения мальчика (铁头, Tietou, буквально означает «железная голова»), выросшего в 1950-е и 1960-е годы в Пекине. Три эпизода - Кампания сотни цветов, Большой скачок и Культурная революция - показывают эволюцию членов семьи, например от настоящего отца, «любящего патриарха» до защищающего, но бесстрастного отчима.
Первая серия под названием «Отец» начинается со свадьбы Линь Шаолуна и Чэнь Шуцзюаня в начале 1950-х годов, вскоре после победы коммунистов. Свадьба привлекает все окрестности, счастливый момент, который скоро станет резким контрастом с будущими годами. Дом и двор освещены ярким теплым светом, дети весело вместе играют.
Вскоре у пары родился сын Тиету, что означает «железная голова». В эти ранние годы отец Тиету создает для него синего воздушного змея, символ, который останется на протяжении всего фильма как знак лучших дней. Тем временем отец, который работает в библиотеке, без его ведома, через своего благонамеренного коллегу представил партии «совет» в рамках кампании Сотни цветов. Другой коллега, Ли, также названный в этом документе, был вынужден дать показания против Линя. Тем временем братья и сестра Чэнь Шуцзюань оказываются захваченными событиями дня: ее старший брат, военный летчик, начинает терять зрение и теряет свою девушку из-за влиятельных партийных лидеров, ищущих ее компанию; ее младший брат ведет «критику партии», которая, по его мнению, соответствует «Кампании сотни цветов»; в то время как их старшая сестра, революционерка после гражданской войны в Китае, стремится поддерживать их в соответствии с партийной доктриной и партийным мышлением. Это вскоре возвращается, чтобы преследовать их всех, поскольку за движением «Сотня цветов» следует Антиправое движение. Вскоре мы узнаем, что старший брат Шуцзюань ослеп и скоро будет вынужден покинуть вечеринку. Девушка, которую он любил, также подала в отставку из-за своего отказа встречаться с высокопоставленными членами партии по тайным делам. Без объяснения причин, просто за то, что она пылала «контрреволюционными мыслями», ее отправили в тюрьму. Младшего брата Шуцзюаня, ученика художественной школы, призвали к ответу за его «критику» партии, и он был показан стоящим перед своими однокурсниками, когда они сплотились против него.
На рабочем месте Шаолуна было созвано собрание по вопросу о том, кого они должны будут отчитывать перед Коммунистической партией как «правый», чтобы выполнить квоту Мао. Отец быстро уходит в ванную. Когда он возвращается, все взоры прикованы к нему, ясно, кого выбрали его коллеги. Понимая свою ужасную ошибку, уехавшую, отец ненадолго жестоко обращается с сыном. Тиету, совсем маленький мальчик, все еще злится, когда его отца отправляют в трудовой лагерь. Младшего брата Шуцзюань также отправили в лагерь перевоспитания. Глава заканчивается, когда мать Тиету получает письмо; его отец был убит падающим деревом.
Второй эпизод фильма назван «дядя» и повествует о ухаживании матери Тиетоу со стороны Ли, бывшего коллеги ее мужа, и последующем повторном браке с «дядей» Ли. Ли не давала покоя его роль в отправке друга в трудовой лагерь, в результате чего Линь умер. Ли тратил каждую минуту, помогая матери и ребенку, и каждую копейку на облегчение их страданий в быстро разрушающемся обществе.
Эпизод начинается с группового фото во время свадьбы, на котором мужчины носят синюю рабочую форму. Большая часть палитры эпизода, кажется, повторяет этот вводный образ, поскольку и двор, и дом показаны холодным синим цветом. Дядя Ли заботится о материальных потребностях и желаниях мальчика, но вскоре становится ясно, что его здоровье ухудшается. Ли хочет стать членом партии и лихорадочно работает на своей работе. Вскоре недоедание во время Большого скачка берет свое, и дядя Ли умирает из-за своего плохого здоровья.
Никакой свадебной церемонии, никаких проявленных чувств. Этот брак предназначен только для того, чтобы спасти мать и сына от бедности и защитить их. Они переезжают к отчиму (Лао Ву). Дом такой большой, что у каждого своя комната, никакой семейной жизни.
Тем временем Культурная революция вот-вот разразится, возглавляемая подростками, стремящимися «восстать» против тех, кто пытается их обуздать: их родителей, учителей и даже членов партии центральное правительство сочло опасным. Отчим, видный член партии, который собирается опозориться, беспокоится о спасении своей жены и пасынка и делает все возможное, чтобы обеспечить им безопасную жизнь, пока не стало слишком поздно. Он предлагает им деньги и развестись с Шуцзюань. Возможно, не видя, как у нее забрали другого мужа, Шуцзюань возвращается в дом своего мужа, когда восставшие хунвейбины забирают его из дома. Последние сцены - мать Тиету, которую утаскивают красные гвардейцы, которые также избили Тиету. В конце концов мальчик лежит на земле, окровавленный. Голосом за кадром он рассказывает о смерти отчима от сердечного приступа; его мать отправляют в трудовые лагеря, но его собственная судьба остается неизвестной. Камера показывает его изувеченное тело, когда он лежит, глядя вверх, и видит сломанного синего коршуна, висящего на дереве.
- Режиссер Тянь Чжуанчжуан
В фильме показан ряд патриархальных фигур в жизни Тиетоу. Каждый из отцов так или иначе оскорбляет партию, и каждый не может обеспечить счастливую жизнь своей семье. Многие символы используются, чтобы показать, что партия узурпирует отца, мать и саму семью. Чем больше группа берет на себя управление, тем меньше эмоций проявляется и тем более подавлены персонажи. Также показано, что партия стремится к тем, кто стремится ее подорвать, и никто не может сбежать: ни студент, ни обычный библиотекарь, ни даже солдат, который боролся за эти самые идеалы.
Из-за своего содержания оно было запрещено правительством материкового Китая.