Налогообложение в Литве

редактировать

Налоги в Литве взимаются центральными и местными правительствами. Наиболее важные источники доходов включают налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, акциз и налог на прибыль, которые применяются к центральный уровень. Кроме того, отчисления на социальное страхование собираются в фонд социального страхования вне государственного бюджета. Общие налоговые поступления в Литве, включая отчисления на социальное страхование, в 2012 году составили всего 27,5% ВВП, что является самым низким показателем в Европейском союзе.

Содержание
  • 1 История налогообложения в Литве
  • 2 Современная налоговая система
  • 3 Взимаемые налоги
    • 3.1 Подоходный налог с населения
    • 3.2 Взносы на социальное страхование
    • 3.3 Налог на прибыль
    • 3.4 Налог на добавленную стоимость
    • 3.5 Акцизный налог
    • 3.6 Другие налоги
  • 4 Источники
История налогообложения в Литве

До 16 века финансы в Великом княжестве Литовском были основаны на бартере. Первые налоги (декла и мезлява) уплачивались сельскохозяйственными продуктами. Во время правления Кястутиса были введены первые наличные налоги, хотя большинство налогов по-прежнему уплачивались товарами (например, пшеницей, скотом, лошадьми).

В Речи Посполитой казначейский суд был учрежден в 1591 году, за ним в 1613 году последовал казначейский суд, который председательствовал в налоговых делах до 1764 года. Налоги были установлены Сейм. Налоги, введенные в 17-18 веках, включали падуме (налог на владения), хиберна (налог за квартал), кварту (налог на государственные поместья) и пагалве (налог на подушку, уплачиваемый за

После разделов Речи Посполитой налоговая система в Литве была подчинена соответствующим державам раздела (Российская Империя на большей части территории современной Литвы). Налоги, собранные в этот период, касались в основном земли, ренты, торговли и производства.

После 1918 года новое независимое Литовское государство снова собирало налоги. 23 января 1919 года был введен Закон о налогах, за которым последовал ряд дополнительных налоговых законов. Введенные налоги включали прямые налоги (например, земельный налог, налог на недвижимость, налог на бизнес, налог на наследство) и косвенные налоги (например, акцизы на напитки, табак, драгоценные металлы, а также тарифы).

При советской власти финансовая система Литвы, включая налоги, была интегрирована в советскую. Подоходный налог с населения был прогрессивным и варьировался от 0,35 до 13 процентов на доход сверх необлагаемой суммы. Также взимались местные налоги: налог на дом и землю, а также налог на владение транспортным средством.

Современная налоговая система в Литве была постепенно восстановлена ​​в начале 1990-х годов с введением налога на прибыль и подоходный налог с населения в 1990 году, земельного налога в 1992 году и Закона о налоговой администрации в 1995 году, а также многих других налоговых законов и постановления.

Современная налоговая система

Современная налоговая система в Литве основана на Конституции Литвы. В статьях 65 и 127 Конституции закреплены два ключевых принципа налоговой системы: налоги могут вводиться только законом, и только Сейм может принимать налоговые законы. Основные налоговые законы Литвы включают Закон о налоговом администрировании, Закон о таможне и отдельные законы о конкретных налогах. На налоговую практику также влияют международные договоры, в том числе многочисленные двусторонние налоговые договоры об избежании двойного налогообложения, участником которых является Литва. Как часть Европейского Союза, система налогообложения в Литве также сильно зависит от европейских норм и правил, особенно в области НДС и тарифов.

Основными принципами налогового администрирования в Литве, как они определены законом, являются:

  • Равенство - все налогоплательщики должны иметь равное отношение перед законом.
  • Справедливость - налоговый администратор должен справедливо рассчитать подлежащий уплате налог.
  • Универсальная применимость - все налогоплательщики должны платить налоги в соответствии с законом и своевременно.
  • Ясность - налоговые обязательства и процесс урегулирования налоговые обязательства должны быть четко и недвусмысленно определены законом и соответствующими правилами.
  • Существо над формой - сделки и отношения должны оцениваться по их фактическому содержанию, а не по их формальному выражению.
Налоговые поступления в Литве национальный бюджет по видам налогов, 2013

Все налоги в Литве администрируются Государственной налоговой инспекцией, за исключением тарифов, которые администрирует таможня. Таможня также регулирует часть налога на добавленную стоимость и акцизов, когда они относятся к импортируемым и экспортируемым товарам. Некоторые функции налогового администрирования также выполняются Министерством охраны окружающей среды и Министерством сельского хозяйства.

. Наиболее важные налоги, взимаемые в Литве, включают налог на добавленную стоимость, НДФЛ, акцизный налог и налог на прибыль, который в совокупности составлял 94% налоговых поступлений или 66% общих доходов национального бюджета (включая муниципальные бюджеты) в 2013 году. Все эти налоги собираются в государственный бюджет, хотя собирается часть подоходного налога с населения. от физических лиц отнесены к муниципалитету, где это физическое лицо проживает. Правила этого отчисления утверждаются ежегодно. Налоги на имущество полностью зачисляются в муниципальные бюджеты.

Литва перераспределяет относительно небольшую часть своего ВВП посредством налогообложения. Поступления от налогов и социальных взносов в Литве составили 27,5% ВВП в 2012 году, что является самым низким показателем в Европе. Литва также демонстрирует одни из самых низких ставок налога на прибыль, капитал и богатство корпораций в Европейском Союзе, что привело к тому, что страна описывается как экономика с низкими налогами.

Общие поступления от налогов и социальных отчислений в% от ВВП
Взимаемые налоги

Подоходный налог с населения

Подоходные налоги с физических лиц взимаются с резидентов и нерезидентов. Резиденты облагаются налогом на свой мировой доход, включая доход от работы, самозанятости, инвестиционного дохода и прироста капитала. Нерезиденты могут облагаться налогом на определенные виды доходов, источником которых считается Литва, включая доход от работы, проценты, доход от распределенной прибыли и доход от недвижимости или другого имущества. В некоторых случаях доступно освобождение от двойного налогообложения.

Большинство видов дохода облагается налогом по ставке 15% (базовый вычет доступен для более низких уровней дохода от занятости). Некоторые виды доходов облагаются налогом по более низкой ставке - 5%. Отдельный взнос на медицинское страхование в размере 9% (6% оплачивает работник и 3% работодатель, хотя существуют исключения) взимается с некоторой части дохода, включая доход от занятости.

Литовская система подоходного налога классифицируется как случай фиксированного налога, хотя наличие базового вычета из заработной платы (литовский: neapmokestinamasis pajamų dydis) означает, что эффективная налоговая ставка будет зависеть от уровня дохода. По состоянию на 2015 год размер базового вычета зависит от базовой заработной платы, количества детей и степени инвалидности.

По крайней мере, с 2002 года ведутся дискуссии о введении прогрессивного налогообложения доходов в Литве с целью уменьшения неравенства. Однако по состоянию на 2014 год все предложения по внедрению прогрессивного налогообложения провалились. Большинство предложений выдвинуто членами Партии порядка и справедливости и Социал-демократической партии. Несмотря на то, что с 2012 года обе партии входят в правящую коалицию, премьер-министр Альгирдас Буткявичюс указал, что невозможно ввести прогрессивное налогообложение из-за слишком низкого уровня доходов и негативных последствий для бюджета. доход. Буткявичюс также повторил, что литовская система уже может рассматриваться как прогрессивная из-за применения необлагаемого налогом дохода.

Взносы на социальное обеспечение

Взносы в фонд социального страхования причитаются с дохода от работы по найму.. Взносы удерживаются из заработной платы по ставке 3% (или 4%, если работник выбрал дополнительные взносы в пенсионной системе ). Дополнительные взносы уплачиваются работодателем по ставке от 27,98% до 29,6%, в зависимости от типа работодателя. Люди, не являющиеся наемными работниками, включая самозанятых, спортсменов, художников и фермеров, могут облагаться отчислениями на социальное обеспечение по разным ставкам.

Взносы на социальное страхование уплачиваются со всего дохода от труда. Введение «потолка» взносов на социальное обеспечение предлагалось несколько раз, но не было согласовано с 2015 года. «Максимальный предел» ограничил бы размер взноса в фонд социального обеспечения аналогично тому, как пенсии и другие выплаты из фонда уже ограничены.

Налог на прибыль

Налог на прибыль (или корпоративный подоходный налог) взимается с литовских компаний, компаний, работающих в Литве через постоянное представительство, и компании-нерезиденты. Литовские компании облагаются налогом со своего дохода по всему миру, что позволяет вычитать доход, полученный от постоянных представительств в других странах в соответствии с международными соглашениями. Компании, работающие в Литве через постоянное представительство, облагаются налогом на прибыль, относящуюся к такому постоянному представительству. Компании-нерезиденты облагаются налогом на определенный доход, который считается полученным в Литве, такой как дивиденды, проценты и роялти, хотя существуют исключения.

Большинство компаний облагаются налогом по ставке 15%. Ставка 10% применяется к процентным доходам и роялти, выплачиваемым компаниям-нерезидентам. Ставка 5% применяется к прибыли малых компаний и сельскохозяйственных предприятий, как это определено законом. Ставка 0% применяется к прибыли социальных предприятий и коммерческой прибыли некоммерческих предприятий в размере до 25 000 литов (2014 г.). Компании, занимающиеся судоходством или связанной с ним деятельностью, могут облагаться налогом на другой основе. Освобождение от участия применяется к дивидендам, выплаченным / полученным от закрытых компаний, и к приросту капитала от акций закрытых компаний, как это определено законом.

Налог на добавленную стоимость

Стандартные ставки НДС в Литве
Ставка НДСПо состоянию на
18%01.05.1994
19 %01.01.2009
21%01.09.2009

Налог на добавленную стоимость (или НДС) взимается с товаров и услуг, облагаемых НДС. по закону. НДС в Литве является частью системы налога на добавленную стоимость Европейского Союза.

Стандартная ставка НДС в Литве составляет 21%. Некоторые товары и услуги подлежат пониженной ставке НДС в размере 9% (например, большинство книг, периодических изданий и услуги по перевозке пассажиров), 5% (например, некоторые фармацевтические и медицинские товары, помощь инвалидам) и 0% (например, международные транспорт). Некоторые товары и услуги освобождены от НДС (например, финансовые услуги).

Акцизный налог

Акцизные сборы в Литве взимаются с импортируемых или местных продуктов и товаров:

  • алкогольных напитков и промежуточные алкогольные продукты
  • Табачные изделия
  • Энергетические продукты, включая автомобильное топливо, топливо для отопления и электричество

Ставки акцизного налога устанавливаются законом и часто меняются в зависимости от требуемых минимальных налоговых ставок Европейским союзом, а также соображениями местного бюджета и общественных интересов, поскольку налог вносит значительный вклад в национальный бюджет, в то время как многие из облагаемых налогом товаров (например, алкоголь и табачные изделия) оказывают негативное воздействие на здоровье населения.

По состоянию на 2015 год ставки акцизного налога на табачные изделия должны были соответствовать минимальным ставкам, требуемым Европейским союзом к 2018 году. Относительно низкие ставки в Литве в основном обусловлены наличием значительного черного рынка табачных изделий. сигареты, которые незаконно ввозятся из России и Беларуси.

В то же время акцизы на алкогольную продукцию существенно превышают минимальные уровни, требуемые Европейским союзом, превышая их уже в 2004 году, особенно на спиртные напитки. Увеличение было вызвано соображениями бюджета и общественного здравоохранения (потребление алкоголя в Литве среди самых высоких в Европе ), но вызвало критику за свой вклад в распространение черного рынка. Пиво, с другой стороны, облагается относительно мягкими налогами по сравнению с другими европейскими странами.

Черный рынок товаров, облагаемых акцизным налогом, был назван основной причиной того, что акцизные сборы в Литве не покрываются ни одним из бюджетных показателей. или цели общественного здравоохранения. Черный рынок извлекает выгоду из непосредственной близости к России и Беларуси, широко распространенной толерантности среди населения и высоких цен на легально доступные товары по отношению к доходам. По оценкам, продажи на черном рынке составляют 33% всех продаж спиртных напитков (хотя только 4–5% слабоалкогольных напитков с более низкими акцизными ставками), 35% сигарет и 15–20% автомобильного топлива. Поэтому дальнейшее повышение акцизных сборов сверх минимального уровня, установленного Европейским союзом, было раскритиковано как контрпродуктивное.

Другие налоги

Закон о налоговой администрации устанавливает список из 25 налогов (по состоянию на 2015 г.) взимается в Литве. Помимо налогов, указанных выше, они включают налоги на недвижимость и землю, природные ресурсы, загрязнение окружающей среды, наследство, лотереи и азартные игры, а также сборы за услуги, предоставляемые государством (например, регистрацию промышленной собственности), и определенные налоги в сахарная промышленность.

Ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-09 11:08:45
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте