A постоянное представительство (PE) - это постоянное место деятельности, которое обычно дает доход или налог на добавленную стоимость обязательство в конкретной юрисдикции. Этот термин определен во многих договорах о подоходном налоге и в большинстве систем налога на добавленную стоимость Европейского Союза. Налоговые системы в некоторых странах с гражданским правом взимают подоходный налог и налог на добавленную стоимость только в том случае, если у предприятия есть ИП в соответствующей стране. Определения ПЭ в соответствии с налоговым законодательством или налоговыми соглашениями могут содержать конкретные включения или исключения.
Концепция PE возникла в Германской империи после 1845 г., кульминацией которого стал Закон о двойном налогообложении Германии 1909 года. Первоначально цель заключалась в предотвращении двойного налогообложения между прусскими муниципалитетами, и это было распространено на всю Федерацию Германии. В 1889 году между Австро-Венгерской империей и Пруссией был заключен первый двусторонний налоговый договор, включающий концепцию ЧП, что ознаменовало первое использование этой концепции в международном налоговом праве.. Первое налоговое соглашение 1899 г. После нескольких лет подготовительных работ, в 1928 г. Лига Наций разработала модель борьбы с трансграничным двойным налогообложением и уклонения от уплаты налогов. С тех пор постепенно была создана обширная сеть двусторонних налоговых договоров, в частности под влиянием ОЭСР Типовой налоговой конвенции, где эта концепция сохранилась.
В ОЭСР Типовая налоговая конвенция, по существу, можно толковать три типа ЧП:
Типовая налоговая конвенция ООН, которая уделяет больше внимания развивающимся странам, добавляет так называемую услугу PE в статье 5 (3) b. Некоторые страны, такие как Саудовская Аравия, пытались расширить концепцию сервисного PE до виртуального сервиса PE.
В рамках проекта Base Erosion and Profit Shifting разрабатывается ОЭСР и одобряется G20, новая взаимосвязь, основанная на значительном цифровом присутствии, рассматривается в рамках Действия 1, направленного на решение налоговых проблем. цифровой экономики.
Отправной точкой для определения того, существует ли ЧП, обычно является постоянное место деятельности. Определение ЧП в статье 5 ОЭСР Типового договора о подоходном налоге используется в большинстве договоров о подоходном налоге.
В комментарии указано, что постоянное место деятельности состоит из трех компонентов:
Требования к тому, что составляет PE в рамках сфера применения конкретного договора зависит от того, какое толкование конкретная страна дает этому термину в контексте текста этого договора. Согласно статье 3 Венской конвенции о праве международных договоров, никто не имеет права требовать права по конкретному договору, если иное не разрешено договаривающимся государством. Следовательно, если конкретное договаривающееся государство придает термину `` постоянное представительство '' иное значение, чем то, что налогоплательщик пытается разместить, у налогоплательщика практически не останется никаких средств правовой защиты в этом государстве, кроме как искать взаимного согласия в этом споре с другое договаривающееся государство этого договора.
Типовая налоговая конвенция ОЭСР включает краткий ориентировочный список первичных частных лиц. Тем не менее, они не являются автоматически PE, поскольку изложенные требования, а именно, для постоянного места деятельности PE должны быть выполнены. Список выглядит следующим образом:
Многие договоры явно исключают из определения PE места, где осуществляется определенная деятельность. Как правило, эти исключения не применяются, если неисключенные виды деятельности осуществляются в постоянном месте деятельности. К исключенным видам деятельности относятся:
Многие договоры предоставить конкретные правила в отношении строительных площадок. В соответствии с этими договорами строительная площадка или строительный или монтажный проект представляют собой ПЭ только в том случае, если он длится более определенного периода времени. Количество времени зависит от договора.
Кроме того, действия зависимого агента могут привести к PE для принципала. Зависимые агенты могут включать сотрудников или других лиц, находящихся под контролем принципала. Как правило, компания не считается агентом только по причине того, что компания-агент принадлежит принципалу. Однако деятельность независимого агента, как правило, не приписывается принципалу.
Некоторые договоры предполагают, что PE существует для предприятия одной страны, оказывающего услуги в другой стране для большего чем установленный период времени или для связанного предприятия.
В октябре 2015 года OECD опубликовала окончательные отчеты по Проект размывания базы и перемещения прибыли (BEPS). Действие 7 было направлено на предотвращение искусственного уклонения от статуса постоянного представительства и предлагает большое количество изменений, которые должны быть включены в следующую версию Типовой налоговой конвенции ОЭСР. ОЭСР ожидает, что многие из этих изменений будут применены к действующим в настоящее время налоговым соглашениям в рамках работы, основанной на Действии 15 по разработке многостороннего инструмента для изменения двусторонних налоговых соглашений. Большое количество стран участвует в переговорах, которые, как ожидается, завершатся к концу 2016 года.
В окончательном отчете по Мероприятию 7 предлагаются существенные изменения в определении Агентства PE и более строгие требования к положению об исключениях. :
«Эти изменения гарантируют, что там, где деятельность посредника в стране направлена на регулярное заключение контрактов, которые должны выполняться иностранным предприятием, это предприятие будет считаться имеющим налогооблагаемое присутствие в этой стране. страны, за исключением случаев, когда посредник осуществляет эту деятельность в ходе независимого бизнеса.
Изменения также ограничат применение ряда исключений из определения постоянного представительства к деятельности, которая носит подготовительный или вспомогательный характер, и будут гарантировать, что это невозможно воспользоваться этими исключениями путем фрагментации сплоченного действующего бизнеса на несколько небольших операций; они также устранять ситуации, когда исключение, применимое к строительным площадкам, обходится путем разделения договоров между тесно связанными предприятиями ».