Tatra Volunteer Search and Rescue (польский : Tatrzańskie Ochotnicze Pogotowie Ratunkowe (TOPR)) - некоммерческая горноспасательная организация в Польша, спасение оказавшихся на мели альпинистов, touris ц и другие нуждающиеся в спасении в Польских Татрах. Это одно из старейших горноспасательных объединений в мире.
Каждый потенциальный спасатель должен пройти специальный курс обучения (продолжительностью от 1,5 до 3 лет), на котором каждый волонтер должен продемонстрировать отличные знания в топографии Татр, а также практические навыки, включая восхождение, катание на лыжах, спелеологию, спасение жизни и первая помощь. По окончании обучения спасатель принимает клятву на руке директора.
В 2011 году ТОПР насчитывал около 250 человек, 140 из которых получили разрешение на участие в спасательных операциях. Большинство спасателей - волонтеры; только 33 человека являются профессиональными спасателями.
TOPR - одна из немногих организаций в мире, которая не требует наличия полиса горного страхования и не взимает плату за спасательные работы.
Первоначальный запуск проекта горноспасательного общества начался в 1908 году. Смерть польского композитора Мечислава Карловича от лавина ускорила создание организации, которая в конечном итоге была зарегистрирована 29 октября 1909 года в Львов, Польша. под своим нынешним названием с Казимежем Длуски в качестве президента и Мариушем Заруски в качестве директора. Штаб ТОПР расположен в Закопане.
В 1910 году во время спасательной операции на северной стене [пл ] один из спасателей, Клеменс Бахледа, погиб при камнепаде, несмотря на четкий приказ директора Клеменса прервать операцию из-за погодных условий. Героическая жертва была напрасной, так как альпинист Станислав Шулакевич был мертв к тому моменту, когда команда достигла его.
В первые несколько лет в ТОПР было всего 11 спасателей. Число добровольцев увеличивалось, пока в 1939 году, через 20 лет после его запуска, в TOPR было 50 подготовленных спасателей.
В 1939 году, после начала Второй мировой войны, TOPR прекратил функционировать, и жители Закопане рассеялись по стране. В 1940 году, во время немецкой оккупации Польши, Германия смогла повлиять на TOPR, чтобы возобновить свои спасательные службы, и TOPR действовала как Freiwillige Tatra Bergwacht на протяжении всей войны.
В 1952 году, Волонтерская спасательная служба Татры была включена в состав ГОПР.
ТОПР впервые использовала вертолет во время спасательной операции в 1963 году. Опытный пилот-спасатель и почетный член организации управлял СМ-1. Автомобиль доставил туриста со сломанной ногой из г. Закопане в больницу.
В 1974 году спасатели удочерили Сайгана, собаку с лицензией лавино-спасательной. Циган был немецкой овчаркой.
В 1991 году TOPR стала независимой организацией и вышла из GOPR. Год спустя президент Польши Лех Валенса вручил татранским спасателям PZL W-3 Sokół. Новая машина имела более совершенную систему зависания, чем использовавшийся ранее МИ-2, и, таким образом, делала спасательные операции в более высоких, менее доступных районах гор более безопасными. PZL W-3 Sokół также имел увеличенную грузоподъемность, что позволяло перевозить больше спасателей. Менее чем через 3 года самолет разбился во время спасательной операции. Два пилота (Богуслав Арендарчик и Януш Рыбицкий) и два спасателя (Януш Кубица и Станислав Матея) погибли.
В 1999 г. компания Tatra Search and Rescue была включена в Международную комиссию по спасению в горах (IKAR).
Самая трагическая катастрофа в Татрах произошла в январе 2003 года. Группа школьников из Тыхы, направлявшаяся в сторону горы Рысы, попала в лавину, в результате чего в 8 погибших. Во второй день спасательной операции в одном из вертолетов «Сокол» произошла критическая ошибка, из-за которой перестали работать оба двигателя. Пилот, Хенрик Серда, смог выполнить посадку на авторотации, что привело к серьезным повреждениям машины, но не нанесло вреда наземным объектам. Вскоре после инцидента пилот был уволен за нарушение правил авиационной безопасности. Хенрик подал повторную апелляцию и был признан невиновным из-за расхождений в отчетах официальных лиц. Проверка транспортного средства, подтвержденная производителем, выявила вероятность того, что "Sokół" не обслуживается должным образом. По этой трагедии был снят фильм «Тишина», премьера которого состоялась в 2010 году.