PZL W-3 Sokół

редактировать
W-3 Sokół
Польская армия PZL-Swidnik W-3WA Sokol Idaszak-1.jpg
W-3 Sokół польской армии
Роль Многоцелевой вертолет общего назначения
национальное происхождение Польша
Производитель PZL-widnik
Первый полет 16 ноября 1979 г.
Положение дел В сервисе
Основные пользователи Вооруженные силы Польши ВВС Чехии ВВС Филиппин ВВС Мьянмы
Произведено 1986-2015
Количество построенных 149 (по состоянию на 2011 год)

PZL W-3 Sokół (английский: "Сокол") является среднего размера, двухдвигательный многоцелевой вертолет разработан и изготовлен польский вертолет компании PZL-Świdnik (ныне AgustaWestland Świdnik). Это был первый вертолет, полностью разработанный и произведенный в Польше.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Развитие
    • 1.1 Происхождение
    • 1.2 Производная Хузара
    • 1.3 Дальнейшее развитие
  • 2 Дизайн
  • 3 История эксплуатации
  • 4 варианта
    • 4.1 Гражданские версии
    • 4.2 Военные версии
    • 4.3 Прототипы и предложения
  • 5 операторов
    • 5.1 Бывшие операторы
  • 6 Технические характеристики (W-3A)
  • 7 См. Также
  • 8 ссылки
    • 8.1 Цитаты
    • 8.2 Библиография
  • 9 Внешние ссылки

Разработка

Происхождение

PZL W-3 четвертый прототип

В течение 1973 года начались работы над тем, что впоследствии стало W-3 Sokół на PZL widnik; Проектные работы выполняла собственная команда во главе с авиационным инженером Станиславом Камински. Основное влияние на конструкцию оказали требования как военной, так и гражданской авиации Советского Союза, которая должна была служить основным эксплуатантом этого типа. 16 ноября 1979 года «Сокул» совершил свой первый полет. После интенсивной программы испытаний вертолет получил сертификат типа от авиационных властей Польши, России, США и Германии.

В мае 1993 года Сокол был сертифицирован по стандартам FAR Part 29 Федерального авиационного управления (FAA) ; за этим последовало получение немецкого сертификата в декабре того же года. В 1985 году началось низкопробное производство Sokół. В июне 1996 года компания завершила строительство сотого Sokół.

Производная Хузара

В течение 1990-х PZL-widnik активно занималась разработкой предполагаемого боевого вертолета Huzar, который должен был быть основан на планере W-3 Sokol и в конечном итоге потребовал бы производства 100 таких ударных вертолетов по предварительному контракту на 350 миллионов долларов. для польской армии. Хотя программа была инициирована компанией, она сильно страдала от неоднократных неудач и задержек, поскольку финансовое состояние PZL-widnik ухудшалось, а также компания часто годами ждала, пока польское правительство выделит средства на развитие, с которыми она могла бы официально начать следующий этап развития. Когда контракт на авионику и системы вооружения для вертолета был заключен в рамках правительственного меморандума о взаимопонимании (МоВ) с израильским консорциумом, состоящим из производителя вооружений Rafael Advanced Defense Systems и компании Elbit Systems, занимающейся оборонной электроникой, что сделало их предполагаемым поставщиком обеих ракет и авионика для вертолета.

В 1998 году Совет министров Польши издал рекомендацию о проведении нового тендера в поддержку предполагаемого Хузара. В частности, тендер искал интегратора систем авионики и вооружения для нового винтокрылого летательного аппарата, потенциально заменяющего первоначально выбранный израильский консорциум из-за предполагаемых нарушений, связанных с заключением контракта по предыдущей договоренности. Американская фирма Boeing, которая провела собственный тендер с участием более 20 отдельных компаний, представляла главного конкурента Elbit по интеграционному контракту; в какой-то момент выяснилось, что политические изменения в конкурсе сделали Boeing фаворитом на получение контракта. Хотя была выбрана противотанковая ракета Рафаэля NT-D, она зависела от успешного завершения нескольких испытательных пусков; если это не удалось, конкурирующие предложения от Boeing для AGM-114 Hellfire, британская фирма GEC-Marconi с Серы а Франко-немецкая компания Euromissile «s HOT 3 ракеты. Правительство Израиля сопротивлялось разрыву своего консорциума для получения отдельного контракта на интеграцию авионики, заявило, что откажется выпустить ракету NT-D, если она также не получит заявку на участие в авионике, но, как сообщается, смягчилось в этой позиции.

Однако в середине 1999 года планы польского правительства относительно вертолета Huzar были полностью отменены, что привело к немедленному прекращению разработки его производной. Вместо этого в ближайшее время должен был быть принят на вооружение меньший парк W-3 «Сокол», модифицированный для роли поддержки. После этого были разосланы приглашения к участию в торгах на модернизацию 50 винтокрылых машин, включая принятие новых лопастей несущего винта, более мощных двигателей, дополнительных топливных баков и дополнительного вооружения. Тогда премьер-министр Польши Ежи Бузек заявил, что в соответствии с долгосрочными требованиями новый тендер на ударный вертолет должен быть объявлен к концу июня того же года, и «мы ожидаем решения в октябре или ноябре»; В предполагаемом соревновании должны были участвовать итальянские вертолеты Agusta A129 Mangusta, американские Bell AH-1W / Z Super Cobra и Boeing AH-64 Apache, европейские вертолеты Eurocopter Tiger и южноафриканские ударные вертолеты Denel Rooivalk. Польша в конечном итоге решила следовать относительно скромному временному плану по модернизации своего существующего парка Ми-24 за счет оборудования израильского производства.

Дальнейшее развитие

В начале 2000-х годов PLZ Swidnik выпустила предложение по модернизации 12 «Сокол», которые ранее использовались польскими ВВС в качестве учебной подготовки, вместо этого переоборудовав их для выполнения поисково-спасательной миссии; Среди изменений, участвующие были установка Rockwell Collins -Встроенного ARC-210 приемопередатчиков и принятие нового очки ночного видения (О) совместимых с RIHD кабины. В 2006 году это предложение было встречено соответствующим контрактом, который в конечном итоге привел к производству улучшенной модели винтокрылого аппарата, получившего обозначение W-3PL Gluszec ; В дополнение к вышеупомянутым улучшениям были приняты новая система управления полетом и модернизированные силовые установки с программным обеспечением полного управления цифровым управлением двигателем (FADEC), а также различные изменения в системах связи, навигации и самозащиты. Вариант, который был разработан частично на основе боевого опыта, полученного в Ираке, привлек внимание польских сухопутных войск, что привело к дискуссиям о модернизации дополнительных вертолетов W-3 до стандарта Gluszec. К январю 2012 года был выпущен дополнительный заказ еще на четыре «Сокола», переоборудованных в конфигурацию W-3PL.

В середине 2000-х годов сообщалось, что в рамках более широкого предлагаемого промышленного партнерства между PLZ Swidnik и индонезийской авиастроительной компанией Indonesia Aerospace (IAe), обсуждения потенциального аутсорсинга производства вертолета Sokol были сосредоточены на планере и некоторые из подузлов были проведены; Также было заявлено, что более широкое лицензионное соглашение в отношении «Сокола» уже было исключено, поскольку IAe не были готовы взять на себя ответственность за маркетинг и продажи этого вертолета.

После приобретения PZL Swidnik англо-итальянским производителем вертолетов AgustaWestland, W-3 Sokol был включен в продуктовую линейку новой материнской компании и продолжал продаваться и продаваться.

Дизайн

PZL W-3 Sokół является среднего размера, с двумя двигателями, многоцелевой вертолет. Вертолет имеет относительно традиционную конструкцию и конструкцию. Он питается от пары Pratt amp; Whitney Жешове -Встроенного PZL-10B турбовальных двигателей; Первоначальная силовая установка, PZL-10W, была основана на более ранней PZL-10S - лицензированной производной от турбовинтовых двигателей Глушенкова TVD-10 B российской разработки, которые устанавливались на антонов Ан-28 польского производства. В конструкции трехлопастного хвостового и четырехлопастного несущих винтов используются композиты.

Sokół был предложен в нескольких различных вариантах и ​​способен выполнять типичный спектр вертолетных задач, включая пассажирские перевозки, VIP, грузовые перевозки, EMS, медицинскую эвакуацию, пожаротушение и поисково-спасательные операции. При использовании в морской среде винтокрылый аппарат обычно оснащается поплавками, транспондером, навигационной системой глобальной системы позиционирования, оборудованием ночного видения и лебедкой Lucas.

История эксплуатации

Первым гражданским экспортным заказчиком варианта W-3A этого типа была Федеральная полиция Германии в Саксонии.

В 1995 году южнокорейский оператор Citiair выпустил твердый заказ на покупку трех транспортных вертолетов W-3A Sokół. Citiair выбрал для этого типа различное дополнительное оборудование, в том числе поплавки, поскольку два из них должны были регулярно путешествовать на остров Уллындо, примерно в 180 км (110 миль) от материковой части Кореи, а третье предполагалось эксплуатировать на территории страны. горные районы. В том же году польская нефтяная компания Petrobaltic заказала единственный морской вертолет W-3RM Anaconda, который, в первую очередь, был разработан для поисково-спасательных операций (SAR), но использовался компанией для перевозки персонала, материалов и оборудования на свои балтийские буровые платформы..

Польские военные были ключевым заказчиком «Сокола». В середине 1990-х годов 15-летний план модернизации предусматривал закупку 90 транспортных самолетов «Сокол», а также 100 боевых вертолетов « Хузар » (позднее отмененный вариант «Сокола»). В середине 1990-х гг. В начале 1996 г. Польша обменяла партию 11 W-3 Sokółs с соседней Чешской Республикой на 10 МиГ-29 Mikoyan. Морские вертолеты W-3RM Anaconda были приняты на вооружение польской военно-морской службы, которая использовала этот тип для выполнения поисково-спасательных операций.

С 2003 года партия из четырех вертолетов W-3WA использовалась Независимой ударной группой ( польский язык : Samodzielna Grupa Powietrzno-Szturmowa) польских сил в Ираке для поддержки операций коалиции в регионе как часть вклада Польши в Война в Ираке. В общей сложности до 2008 года в регионе было задействовано восемь польских вертолетов. Летом 2004 года вертолеты этого типа участвовали в распространении пропагандистских листовок в рамках более широких усилий по подрыву поддержки иракского шиитского священнослужителя Муктады аль-Садра. 15 декабря 2004 г. один «Сокол» был потерян в результате аварийной посадки возле Кербелы, в результате чего три человека на борту были убиты и еще трое получили ранения.

С января 2012 года пять вертолетов W-3 «Сокол», а также шесть Ми-8 были оснащены VIP- конфигурацией и размещены на 1-й польской авиационной базе после крупной перестановки сил.

Варианты

Гражданские версии

Варианты гражданского производства.

W-3 Sokół
Базовый гражданский многоцелевой вариант, построено 30 штук (без учета опытных образцов).
W-3A Sokół
Версия с сертификатом FAR-29. Построено не менее 9 гражданских вертолетов.
W-3AS Sokół
Планер W-3 переоборудован под стандарт W-3A, 22 переоборудован.
W-3A2 Sokół
Версия с двухосным автопилотом Smith SN 350, одна построенная.
W-3AM Sokół
Гражданская версия с поплавками, построено 13 штук.
W-3 Erka
Вариант скорой помощи, один 1988 года постройки

Военные версии

W-3WA - вооруженная версия 7-й авиационной эскадрильи в Новом Глиннике PZL W-3RM Anakonda ВМС Польши PZL W-3PL Głuszec Сухопутных войск Польши

Варианты военного производства.

W-3 / W-3T / W-3P Sokół
Базовый (невооруженный) транспортно-пассажирский вариант, используемый ВВС Польши (6), ВМС (2) и ВВС Мьянмы (13, включая два для VIP).
W-3A Sokół
Военно-транспортный вариант версии W-3A, используемый ВВС Чехии (11) и Филиппин (8). Некоторые чешские вертолеты были модифицированы для оказания скорой медицинской помощи. Филиппинские образцы могут нести пулемет M60 на каждой стороне. После отмены заказа иракские ВВС вернули компании-посреднику два VIP-комплекта Sokół.
W-3P / S / A VIP Sokół
Транспортная версия VIP, используемая ВВС Польши. Восемь построено.
W-3W / WA Sokół
Вооруженный вариант, со сдвоенной 23-мм пушкой GSz-23Ł и четырьмя пилонами для вооружения Сухопутных войск Польши. W-3WA - вариант с сертификатом FAR-29. 34 построен.
W-3AE Sokół
Версия для медицинской эвакуации, используемая Польскими Сухопутными войсками (AE для "Aero Ewakuacja"). Три модернизированных W-3WA.
W-3R Sokół
Версия для медицинской эвакуации, используемая ВВС Польши. Два построено.
W-3RL Sokół
Наземный поисково-спасательный вариант, используемый ВВС Польши. Шесть построено.
W-3RM Анаконда
«Анаконда» (en: « Анаконда ») Военно-морская поисково-спасательная версия, используемая ВМС Польши. Один прототип и восемь серийных самолетов построены с 1991 по 2002 год.
W-3WARM Анаконда
Модернизированный поисково-спасательный вертолет для ВМС Польши с модернизированным и унифицированным оборудованием. Восемь вертолетов (два W-3 и шесть W-3RM) модернизированы, вернутся в строй с 2017 по 2020 год.
W-3PSOT / W-3PPD Gipsówka
"Gipsówka" (en: " Gypsophila ") W-3PPD был вариантом летающего командного пункта (PPD означает "Powietrzny Punkt Dowodzenia" - "Воздушно-десантный командный пункт"). В 2006 году этот вариант получил новое цифровое поле боя (после модернизации вертолет может управлять артиллерией, оснащенной системой управления огнем Topaz) и системы наблюдения и был принят на вооружение Сухопутных войск Польши под новым названием W-3PSOT (PSOT означает "Powietrzne Stanowisko Obserwacji Terenu" «-« Воздушный наблюдательный пост »). Этот вариант оснащен пилонами для вооружения (как и в W-3W), но не имеет фиксированной пушки калибра 23 мм. Один построен.
W-3RR Procjon
"Procjon" (англ.: " Procyon ") - вариант радиоэлектронной разведки (RR означает "Rozpoznanie Radioelektroniczne" - "Радиоэлектронная разведка"). Три построено.
W-3PL Глущец
"Głuszec" (en: " Глухарь ") - это программа модернизации PZL W-3WA, цель которой - довести вооруженный вариант Sokół до стандартов 21-го века за счет включения передовых бортовых систем (в конфигурации стеклянной кабины) и других изменений, таких как двигатели, оснащенные FADEC. Авионика включает два 10-дюймовых дисплея MFD, один тактический дисплей (карты и Elbit Toplite FLIR ), INS / GPS, TACAN, VOR / ILS, навигацию DME, HUD, IFF, очки ночного видения PNL-3, HOCAS (Hands on Collective и Stick) контрольный, инфракрасный и радарный приемник предупреждений, канал передачи данных MIL-STD-1553 B. Спаренная 23-мм пушка была заменена на одиночный пилотируемый 12,7-мм пулемет WKM-Bz с боезапасом 350 снарядов. Предназначен для боевых поисково-спасательных операций. Первый прототип (серийный номер: 360901) прошел испытания в авиации Сухопутных войск в 2009 году. Восемь W-3WA подлежат модернизации.

Прототипы и предложения

Опытные образцы и предложения, не принятые на вооружение.

W-3B Jastrząb
Предлагается вооруженный вариант с тандемной кабиной и управляемыми противотанковыми ракетами.
W-3K / W-3WB Хузар
Предлагается вооруженный вариант с управляемым ПТУР ZT3 Ingwe, FLIR и 20-мм пушкой GA-1 с нашлемным прицелом. Модификация компании Kentron ( Denel ) в 1993 году прошла испытания в ЮАР. В серийном варианте W-3W / W-3WA использовались некоторые элементы, такие как точка крепления. Один построен.
W-3L Sokół Long
Предлагается удлиненная версия, вмещающая до 14 пассажиров, только макет.
W-3MS / W-3WS Сокул
Предлагаемая версия боевого вертолета.
W-3U Саламандра
Вооруженный вариант, с авионикой и вооружением от Ми-24W. Построен только один, позже переоборудованный в транспортный вариант и проданный в Мьянму.
W-3U-1 Алигатор
Предлагаемый противолодочный вариант.
W-3PL / N
Предлагается морская версия W-3PL со складывающимся ротором, радаром, наклонным гидролокатором, ракетами класса "воздух-поверхность" и торпедами.

Операторы

Поисково-спасательный вертолет ВВС Чехии PZL W-3A Philippine Air Force W-3A Sokol по боевой вертолетной схеме краски, прежде чем все блоки были переданы в поисково-спасательной роли.
  Алжир
  Чили
  Чехия
  Мьянма
  Филиппины
  Польша
  Южная Корея
  • Пожарная служба Чунг Нам
  Уганда

Бывшие операторы

  Германия
  Португалия
  • Helibravo Aviação
  Объединенные Арабские Эмираты
  Испания
  • Helibravo A W-3A2 (серийный номер 370508) и W-3AM (370705).
  • Hispánica de Aviación владеет 9 самолетами: 5 W-3AS, 3 W-3AM и W-3A.
  • Хунта де Галисия для операций по тушению пожаров.

Технические характеристики (W-3A)

Данные Jane's All The World's Aircraft 2003–2004, PZL-widnik

Общие характеристики

  • Экипаж: 2
  • Вместимость: 12 пассажиров или четыре чемодана для носилок и один помощник / полезная нагрузка 2100 кг (4630 фунтов)
  • Длина: фюзеляж 14,21 м (46 футов 7 дюймов)
  • Высота: 5,14 м (16 футов 10 дюймов)
  • Вес пустого: 3850 кг (8488 фунтов)
  • Максимальный взлетный вес: 6400 кг (14110 фунтов)
  • Силовая установка: 2 турбовальных двигателя Pratt amp; Whitney Rzeszów PZL-10B мощностью 671 кВт (900 л.с.) каждый
  • Диаметр несущего винта: 15,7 м (51 фут 6 дюймов)
  • Площадь несущего винта: 193,6 м 2 (2084 кв. Фута) NACA 23012M

Представление

  • Крейсерская скорость: 238 км / ч (148 миль / ч, 129 узлов)
  • Никогда не превышайте скорость : 260 км / ч (160 миль / ч, 140 узлов)
  • Дальность: 745 км (463 миль, 402 миль)
  • Перегоночная дальность: 1224 км (761 миль, 661 миль)
  • Практический потолок: 4910 м (16 110 футов)
  • Скорость подъема: 9,3 м / с (1830 фут / мин)

Смотрите также

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

использованная литература

Цитаты

Библиография

  • Фишер, Михал и Грушчински, Ежи. «Анаконда змей на вооружение». Air International, март 2021 г., том 100, выпуск 3. стр. 42–43. ISSN   0306-5634.
  • Джексон, Пол. Самолеты всего мира Джейн 2003–2004. Колсдон, Великобритания: Jane's Information Group, 2003. ISBN   0-7106-2537-5.
  • Рипли, Тим. Авиация Ближнего Востока в 21 веке. Издатели каземат, 2010. ISBN   1-8488-4099-3.
  • Саймон, Джеффри. Польша и НАТО: исследование военно-гражданских отношений. Роуман и Литтлфилд, 2004. ISBN   0-7425-2994-0.

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2023-03-19 12:18:16
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте