W-3 Sokół | |
---|---|
![]() | |
W-3 Sokół польской армии | |
Роль | Многоцелевой вертолет общего назначения |
национальное происхождение | Польша |
Производитель | PZL-widnik |
Первый полет | 16 ноября 1979 г. |
Положение дел | В сервисе |
Основные пользователи | Вооруженные силы Польши ВВС Чехии ВВС Филиппин ВВС Мьянмы |
Произведено | 1986-2015 |
Количество построенных | 149 (по состоянию на 2011 год) |
PZL W-3 Sokół (английский: "Сокол") является среднего размера, двухдвигательный многоцелевой вертолет разработан и изготовлен польский вертолет компании PZL-Świdnik (ныне AgustaWestland Świdnik). Это был первый вертолет, полностью разработанный и произведенный в Польше.
В течение 1973 года начались работы над тем, что впоследствии стало W-3 Sokół на PZL widnik; Проектные работы выполняла собственная команда во главе с авиационным инженером Станиславом Камински. Основное влияние на конструкцию оказали требования как военной, так и гражданской авиации Советского Союза, которая должна была служить основным эксплуатантом этого типа. 16 ноября 1979 года «Сокул» совершил свой первый полет. После интенсивной программы испытаний вертолет получил сертификат типа от авиационных властей Польши, России, США и Германии.
В мае 1993 года Сокол был сертифицирован по стандартам FAR Part 29 Федерального авиационного управления (FAA) ; за этим последовало получение немецкого сертификата в декабре того же года. В 1985 году началось низкопробное производство Sokół. В июне 1996 года компания завершила строительство сотого Sokół.
В течение 1990-х PZL-widnik активно занималась разработкой предполагаемого боевого вертолета Huzar, который должен был быть основан на планере W-3 Sokol и в конечном итоге потребовал бы производства 100 таких ударных вертолетов по предварительному контракту на 350 миллионов долларов. для польской армии. Хотя программа была инициирована компанией, она сильно страдала от неоднократных неудач и задержек, поскольку финансовое состояние PZL-widnik ухудшалось, а также компания часто годами ждала, пока польское правительство выделит средства на развитие, с которыми она могла бы официально начать следующий этап развития. Когда контракт на авионику и системы вооружения для вертолета был заключен в рамках правительственного меморандума о взаимопонимании (МоВ) с израильским консорциумом, состоящим из производителя вооружений Rafael Advanced Defense Systems и компании Elbit Systems, занимающейся оборонной электроникой, что сделало их предполагаемым поставщиком обеих ракет и авионика для вертолета.
В 1998 году Совет министров Польши издал рекомендацию о проведении нового тендера в поддержку предполагаемого Хузара. В частности, тендер искал интегратора систем авионики и вооружения для нового винтокрылого летательного аппарата, потенциально заменяющего первоначально выбранный израильский консорциум из-за предполагаемых нарушений, связанных с заключением контракта по предыдущей договоренности. Американская фирма Boeing, которая провела собственный тендер с участием более 20 отдельных компаний, представляла главного конкурента Elbit по интеграционному контракту; в какой-то момент выяснилось, что политические изменения в конкурсе сделали Boeing фаворитом на получение контракта. Хотя была выбрана противотанковая ракета Рафаэля NT-D, она зависела от успешного завершения нескольких испытательных пусков; если это не удалось, конкурирующие предложения от Boeing для AGM-114 Hellfire, британская фирма GEC-Marconi с Серы а Франко-немецкая компания Euromissile «s HOT 3 ракеты. Правительство Израиля сопротивлялось разрыву своего консорциума для получения отдельного контракта на интеграцию авионики, заявило, что откажется выпустить ракету NT-D, если она также не получит заявку на участие в авионике, но, как сообщается, смягчилось в этой позиции.
Однако в середине 1999 года планы польского правительства относительно вертолета Huzar были полностью отменены, что привело к немедленному прекращению разработки его производной. Вместо этого в ближайшее время должен был быть принят на вооружение меньший парк W-3 «Сокол», модифицированный для роли поддержки. После этого были разосланы приглашения к участию в торгах на модернизацию 50 винтокрылых машин, включая принятие новых лопастей несущего винта, более мощных двигателей, дополнительных топливных баков и дополнительного вооружения. Тогда премьер-министр Польши Ежи Бузек заявил, что в соответствии с долгосрочными требованиями новый тендер на ударный вертолет должен быть объявлен к концу июня того же года, и «мы ожидаем решения в октябре или ноябре»; В предполагаемом соревновании должны были участвовать итальянские вертолеты Agusta A129 Mangusta, американские Bell AH-1W / Z Super Cobra и Boeing AH-64 Apache, европейские вертолеты Eurocopter Tiger и южноафриканские ударные вертолеты Denel Rooivalk. Польша в конечном итоге решила следовать относительно скромному временному плану по модернизации своего существующего парка Ми-24 за счет оборудования израильского производства.
В начале 2000-х годов PLZ Swidnik выпустила предложение по модернизации 12 «Сокол», которые ранее использовались польскими ВВС в качестве учебной подготовки, вместо этого переоборудовав их для выполнения поисково-спасательной миссии; Среди изменений, участвующие были установка Rockwell Collins -Встроенного ARC-210 приемопередатчиков и принятие нового очки ночного видения (О) совместимых с RIHD кабины. В 2006 году это предложение было встречено соответствующим контрактом, который в конечном итоге привел к производству улучшенной модели винтокрылого аппарата, получившего обозначение W-3PL Gluszec ; В дополнение к вышеупомянутым улучшениям были приняты новая система управления полетом и модернизированные силовые установки с программным обеспечением полного управления цифровым управлением двигателем (FADEC), а также различные изменения в системах связи, навигации и самозащиты. Вариант, который был разработан частично на основе боевого опыта, полученного в Ираке, привлек внимание польских сухопутных войск, что привело к дискуссиям о модернизации дополнительных вертолетов W-3 до стандарта Gluszec. К январю 2012 года был выпущен дополнительный заказ еще на четыре «Сокола», переоборудованных в конфигурацию W-3PL.
В середине 2000-х годов сообщалось, что в рамках более широкого предлагаемого промышленного партнерства между PLZ Swidnik и индонезийской авиастроительной компанией Indonesia Aerospace (IAe), обсуждения потенциального аутсорсинга производства вертолета Sokol были сосредоточены на планере и некоторые из подузлов были проведены; Также было заявлено, что более широкое лицензионное соглашение в отношении «Сокола» уже было исключено, поскольку IAe не были готовы взять на себя ответственность за маркетинг и продажи этого вертолета.
После приобретения PZL Swidnik англо-итальянским производителем вертолетов AgustaWestland, W-3 Sokol был включен в продуктовую линейку новой материнской компании и продолжал продаваться и продаваться.
PZL W-3 Sokół является среднего размера, с двумя двигателями, многоцелевой вертолет. Вертолет имеет относительно традиционную конструкцию и конструкцию. Он питается от пары Pratt amp; Whitney Жешове -Встроенного PZL-10B турбовальных двигателей; Первоначальная силовая установка, PZL-10W, была основана на более ранней PZL-10S - лицензированной производной от турбовинтовых двигателей Глушенкова TVD-10 B российской разработки, которые устанавливались на антонов Ан-28 польского производства. В конструкции трехлопастного хвостового и четырехлопастного несущих винтов используются композиты.
Sokół был предложен в нескольких различных вариантах и способен выполнять типичный спектр вертолетных задач, включая пассажирские перевозки, VIP, грузовые перевозки, EMS, медицинскую эвакуацию, пожаротушение и поисково-спасательные операции. При использовании в морской среде винтокрылый аппарат обычно оснащается поплавками, транспондером, навигационной системой глобальной системы позиционирования, оборудованием ночного видения и лебедкой Lucas.
Первым гражданским экспортным заказчиком варианта W-3A этого типа была Федеральная полиция Германии в Саксонии.
В 1995 году южнокорейский оператор Citiair выпустил твердый заказ на покупку трех транспортных вертолетов W-3A Sokół. Citiair выбрал для этого типа различное дополнительное оборудование, в том числе поплавки, поскольку два из них должны были регулярно путешествовать на остров Уллындо, примерно в 180 км (110 миль) от материковой части Кореи, а третье предполагалось эксплуатировать на территории страны. горные районы. В том же году польская нефтяная компания Petrobaltic заказала единственный морской вертолет W-3RM Anaconda, который, в первую очередь, был разработан для поисково-спасательных операций (SAR), но использовался компанией для перевозки персонала, материалов и оборудования на свои балтийские буровые платформы..
Польские военные были ключевым заказчиком «Сокола». В середине 1990-х годов 15-летний план модернизации предусматривал закупку 90 транспортных самолетов «Сокол», а также 100 боевых вертолетов « Хузар » (позднее отмененный вариант «Сокола»). В середине 1990-х гг. В начале 1996 г. Польша обменяла партию 11 W-3 Sokółs с соседней Чешской Республикой на 10 МиГ-29 Mikoyan. Морские вертолеты W-3RM Anaconda были приняты на вооружение польской военно-морской службы, которая использовала этот тип для выполнения поисково-спасательных операций.
С 2003 года партия из четырех вертолетов W-3WA использовалась Независимой ударной группой ( польский язык : Samodzielna Grupa Powietrzno-Szturmowa) польских сил в Ираке для поддержки операций коалиции в регионе как часть вклада Польши в Война в Ираке. В общей сложности до 2008 года в регионе было задействовано восемь польских вертолетов. Летом 2004 года вертолеты этого типа участвовали в распространении пропагандистских листовок в рамках более широких усилий по подрыву поддержки иракского шиитского священнослужителя Муктады аль-Садра. 15 декабря 2004 г. один «Сокол» был потерян в результате аварийной посадки возле Кербелы, в результате чего три человека на борту были убиты и еще трое получили ранения.
С января 2012 года пять вертолетов W-3 «Сокол», а также шесть Ми-8 были оснащены VIP- конфигурацией и размещены на 1-й польской авиационной базе после крупной перестановки сил.
Варианты гражданского производства.
Варианты военного производства.
Опытные образцы и предложения, не принятые на вооружение.
Данные Jane's All The World's Aircraft 2003–2004, PZL-widnik
Общие характеристики
Представление
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи