Симеона (или Симеон) Дарем (умер после 1129) был английский летописец и монах из Durham Приората.
Симеон юношей поступил в бенедиктинский монастырь в Ярроу. Он переехал в Дарем в 1074 году, а он был провозглашен в 1085 или 1086 году. Когда Вильгельм Сен-Кале вернулся из своего нормандского изгнания в 1091 году, Симеон, вероятно, был в его компании. Симеона в конце концов, стали регентом из монастыря, и примеры его почерка появляются, чтобы выжить в нескольких книгах Даря, в том числе Liber Vitae, так называемой книга Кантора (текст которого ему пришлось бы держать в курс как часть его обязанностей как регент), а также в копиях его собственных исторических сочинений.
Симеон был автором двух исторических трудов, которые особенно ценны для северных дел: Libellus de Exordio atque Procursu istius, hoc est Dunelmensis, Ecclesie ( Маленькая книга о происхождении и прогрессе этой церкви, то есть Дарема) и исторического сборника Historia regum Anglorum et Dacorum. Libellus де Exordio, история общины Дарем (первоначально поселился в Линдисфарне ) с момента его создания в 1096 году, на сегодняшний день его наиболее важной работы. Созданная между 1104 и 1107 годами, задача Симеона (возложенная на него его монашескими настоятелями) заключалась в том, чтобы продемонстрировать непрерывность истории Дарема, несмотря на заметные разрушения, которые сообщество пережило во время вторжений викингов и даже совсем недавно во время нормандского завоевания. Симеон стремился также оправдать изгнание Вильгельмом Сен-Кале клерикальной общины Дарема в 1083 году, чтобы заменить его группой бенедиктинских монахов, набранных из Уэрмута и Джарроу. Как и ранние авторы Дарема, Симеон находит историческую преемственность между основными фазами развития общины в постоянном присутствии своего покровителя, Святого Катберта. Эти чудеса работали во имя Кутберта в конце англосаксонского периода были особенно ярким, и Libellus содержит захватывающие отчеты о некоторых из них, в том числе чудо трех волн (когда Катберт превратили часть Ирландского моря в кровь, чтобы помешать его последователям вывезти его реликвии из Англии, см. Libellus II, 11), основание Дарема (когда тело Катберта, перевозившееся через Англию на телеге, отказалось перевезти, что свидетельствует о его желании остаться в Дареме, см. Libellus iii.1), и несколько живописных смертей постигли врагов приверженцев Катберта.
Несколько версий Libellus сохранились со времен средневековья. Собственную исправленную копию Симеона можно найти в Дареме, Университетская библиотека, Cosin V.II.6. Именно этот текст публикуется чаще всего. Рукопись Дарема также содержит два анонимных продолжения работы Симеона. Первый несет историю с 1096 года до смерти Ранульфа Фламбарда (1129 год); второй - с 1133 по 1144 год. Кембриджский манускрипт ( Библиотека Кембриджского университета, Ff. I. 27) содержит третье продолжение, охватывающее 1145–1154 годы. Другая рукопись (Лондон, Британская библиотека, Коттон Фаустина А.В.), кажется, представляет текст Либеллуса до исправлений, найденных в манускрипте Дарема. Полный список рукописей можно найти на странице Libellus de Exordio.
Около 1129 года Симеон взялся написать Historia regum Anglorum et Dacorum. Это начинается в точке, где Церковная история о Беде заканчивается. Вплоть до 957 года Симеон просто копировал некоторые старые даремские анналы, не сохранившиеся иным образом, которые представляют ценность для северной истории; с этого момента до 1119 года он копирует Иоанна Вустерского с некоторыми вставками. Тем не менее, раздел, посвященный 1119-1129 годам, представляет собой независимое и практически совпадающее по времени повествование. Симеон пишет для своего времени легко и ясно; но главная его заслуга - это прилежный коллекционер и переписчик.
Симеон также написал краткие биографии архиепископов Йорка и письмо об ошибках Оригена. Его перу приписывают и другие сочинения, но без достоверных источников. Они напечатаны в Historiae Anglicanae Scriptores Decem из Роджера Твайсдны (1652). Наиболее полное современное издание - Томас Арнольд ( серия Rolls, 2 тома, 1882–1885). Что касается Libellus, см. Издание Роллсона 2000 года.
Ценность старых нортумбрийских анналов, которые Симеон использовал для Historia regum, обсуждалась Джоном Ходжсоном-Хайндом в предисловии к его опере Symeonis Dunelmensis, vol. я. стр. xiv. ff. (1868); Р. Паули в Forschungen zur deutschen Geschichte, xii. стр.137 кв. (Геттинген, 1872 г.); и Уильямом Стаббсом во введении к Роджеру Ховеденскому, т. ipx (серия «Рулоны»).