Сушила Найяр, также называемая «Наяр» (1914–2001), была индийским врачом, ветераном Ганди и политиком. Она сыграла ведущую роль в нескольких программах общественного здравоохранения, медицинского образования, социального и сельского восстановления в своей стране. Ее брат, Пьярелал Найяр, был личным секретарем Мохандаса Карамчанда Ганди. Она сама была личным врачом Ганди и стала важным членом его ближайшего окружения. Позже она написала несколько книг на основе своего опыта. В пост-независимой Индии она боролась за политический пост и занимала пост министра здравоохранения Индии.
Она родилась 26 декабря 1914 года в Кунджахе, небольшом городке в районе Гуджарат в Пенджабе (ныне Пакистан). У нее рано развилось влечение к идеалам Ганди через своего брата, и она даже встретила Ганди в детстве в Лахоре. Она приехала в Дели, чтобы изучать медицину в Медицинском колледже Леди Хардиндж, где получила степень бакалавра медицины и медицины. На протяжении всего обучения в колледже она поддерживала тесный контакт с Ганди.
В 1939 году она приехала в Севаграм, чтобы присоединиться к своему брату, и быстро стала близкой соратницей Ганди. Вскоре после ее прибытия в Вардхе разразилась холера, и молодой выпускник медицинского факультета практически в одиночку справился со вспышкой. Ганди похвалил ее стойкость и преданность служению, и с благословения BC Рой назначил ее своим личным врачом. В 1942 году она снова вернулась на сторону Ганди, чтобы принять участие в Движении за выход из Индии, охватившем страну. В том же году она была заключена в тюрьму вместе с другими выдающимися гандианами во дворце Ага Хана в Пуне. В 1944 году она открыла небольшой диспансер в Севаграме, но вскоре он стал настолько большим, что нарушил покой ашрама, и она переместила его в гостевой дом, подаренный Бирла, в Вардхе. В 1945 году эта маленькая клиника официально стала больницей Кастурба (ныне Институт медицинских наук Махатмы Ганди ). На этот раз, однако, было очень тяжело; На жизнь Ганди было совершено несколько покушений, в том числе Натурам Годсе, человек, который в конечном итоге должен был убить его, и Сушила Найяр несколько раз свидетельствовал о нападениях. В 1948 году она предстала перед Комиссией Капура по поводу инцидента в Панчгани в 1944 году, когда Натурам Годзе якобы пытался атаковать Ганди кинжалом.
Будучи близким соратником Махатмы Ганди, Сушила Найяр была одной из женщин, принявших участие в его спорных испытаниях на безбрачие.
После убийства Ганди в 1948 году в Дели Сушила Найяр уехала в Соединенные Штаты, где получила две степени по общественному здравоохранению в Школе общественного здравоохранения Джонса Хопкинса. Вернувшись в 1950 году, она основала туберкулезный санаторий в Фаридабаде, модельном городке на окраине Дели, основанном на основе сотрудничества товарищем Ганди Камаладеви Чаттопадхьяем. Найяр также возглавлял Фонд лепры Мемориала Ганди.
В 1952 году она занялась политикой и была избрана в Законодательное собрание Дели. С 1952 по 1955 год она занимала пост министра здравоохранения в кабинете Неру. Она была спикером Дели Видхан Сабха (так было переименовано Государственное собрание) с 1955 по 1956 год. В 1957 году она была избрана в Лок Сабха от округа Джханси и проработала до 1971 года. С 1962 года она снова была министром здравоохранения Союза. по 1967. Во время режима конгресса она поссорилась с Индирой Ганди и присоединилась к партии Джаната. Она была избрана в Лок Сабха из Джханси в 1977 году, когда ее новая партия пришла к власти, которая создала историю, свергнув правительство Индиры Ганди. После этого она ушла из политики, чтобы посвятить себя идеалу Ганди. Она основала Институт медицинских наук Махатмы Ганди в 1969 году и по-прежнему привержена тому, чтобы ограничить свою энергию его развитием и расширением.
Она оставалась незамужней на протяжении всей жизни. 3 января 2001 г. она умерла от остановки сердца.
Сушила Найяр находился под глубоким влиянием гандианской философии упорного труда и воздержания. Она была последовательницей гандианских мыслей. Она твердо чувствовала необходимость запрета и связала это с домашними проблемами бедных женщин, жизнь которых часто омрачалась алкоголизмом их мужей. Она также была стойким борцом за планирование семьи, еще раз считая это важным расширением прав и возможностей женщин, особенно бедных женщин. В личной жизни она придерживалась строгой дисциплины и ожидала этого также от своих последователей, помощников и учеников. Она была одной из тех молодых женщин, которые следовали за Ганди и были глубоко впечатлены его харизмой и магнетизмом, так что он стал центром их жизни. Она так и не вышла замуж. В эпоху, когда одиноким молодым женщинам было чрезвычайно трудно сделать карьеру, ей удавалось исключительно упорством и целеустремленностью прожить свою жизнь без уступок своему полу или статусу. Она также верила, как и Ганди, в то, что не существует такой вещи, как грязная работа, и что медицина требует непосредственного участия пациентов и их недугов, независимо от женской нежности или брезгливости высших каст. Однако она также могла быть авторитарной и неумолимой по отношению к слабостям других людей и ожидала такого же уровня жертв и безжалостности от окружающих.