Стенька Разин, соч.13, это симфоническая поэма сочинения Александра Глазунова в 1885. Посвящается памяти Александра Бородина, это одно из немногих сочинений, написанных Глазуновым на националистическую тему и составленное в стиле, напоминающем Бородина и Петра. Сочинение Ильича Чайковского.
Глазунов драматизирует и романтизирует карьеру казака Стеньки Разина. После совершения набегов на царский режим Разин был схвачен и амнистирован в обмен на присягу. Он нарушил свое обещание, возглавив армию численностью в несколько сотен тысяч человек в попытке свергнуть правительство. Снова попавший в плен, он был казнен в 1672 году.
Сюжет сосредотачивается на драматическом моменте, непосредственно предшествовавшем возвращению Разина. и его любовница плененные персидские царевны плывут на богато украшенном корабле по реке Волге. Там, в одной из версий истории, принцесса рассказывает зловещий сон, предупреждающий о надвигающейся катастрофе и своей собственной смерти в реке. Их внезапно окружают царские солдаты. Разин бросает принцессу в воду, заявляя: «Ни разу за все свои тридцать лет я не приносил жертвы Волге. Сегодня я отдам ей то, что для меня является самым драгоценным из всех сокровищ мира». Затем казаки отчаянно нападают на русские войска. В другой версии этой истории люди Разина утверждают, что его любовь к принцессе притупила его жажду сражений. Разин противостоит этому нападению, утопив принцессу, прежде чем снова вести своих последователей в битву.
Медленное введение вызывает Река Волга, цитируя «Песнь волжских бурлаков », с торжественностью песни, окрашивающей не только вступление си-минор, но и внешние части основного Allegro con brio в том же музыкальный ключ. На этих внешних участках изображены набеги Разина на деревни вдоль реки. Более мягкая центральная часть (Allegro moderato) отличается контрастной мелодией кларнета в мажоре на полтона ниже и, как утверждается, имеет персидское происхождение; эта чувственная и волнообразная в русской востоковедной моде изображает принцессу. Две темы, по отдельности и вместе, составляют основу центрального раздела развития, завершающегося графическим изображением смерти принцессы. «Песня о волжских лодочниках» воспроизведена на медных духах, чтобы довести произведение до воодушевляющего завершения.
Премьера произведения состоялась в Санкт-Петербурге. -Петербург 23 ноября 1885 г. на концерте, устроенном на средства Митрофана Беляева, под управлением ученика Римского-Корсакова Георгия Оттоновича Дуч.