Борис Михайлович Кустодиев (русский : Бори́с Миха́йлович Кусто́диев; 7 марта [OS 23 февраля] 1878 - 28 мая 1927) был русским и советским художником и сценографом.
Борис Кустодиев родился в Астрахани в семье профессора философии, истории литературы и логики в местной духовной семинарии. Его отец умер молодым, и все финансовые и материальные трудности легли на плечи его матери. Семья Кустодиевых сняла небольшой флигель в доме богатого купца. Именно там у мальчика сформировались первые впечатления от быта провинциального купечества. Художник позже писал: «Весь уклад богатой и богатой купеческой жизни был у меня прямо под носом... Это было как что-то из пьесы Островского ». Художник годами хранил эти детские наблюдения, воспроизводя их позже маслом и акварелью.
С 1893 по 1896 год Кустодиев учился в духовной семинарии и в частном порядке. уроки рисования в Астрахани от Павла Власова, ученика Василия Перова. Впоследствии, с 1896 по 1903 год, он посещал мастерскую Ильи Репина при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Петербург. Параллельно занимался скульптурой под и офортом под Василием Матэ. Впервые он выставился в 1896 году.
«Я очень надеюсь на Кустодиева», - писал Репин. «Он талантливый художник, вдумчивый и серьезный человек, глубоко любящий искусство; он внимательно изучает природу...» Когда Репину поручили написать масштабный холст к 100-летию Госсовета он пригласил Кустодиева своим помощником. Картина была чрезвычайно сложной и требовала большого труда. Вместе со своим учителем молодой художник выполнил портретные этюды к картине, а затем выполнил правую часть финальной работы. Также в это время Кустодиев сделал серию портретов современников, которых он чувствовал своими духовными соратниками. В их числе художник Иван Билибин (1901, Русский музей ), Молдовцев (1901, Краснодарский краевой художественный музей) и гравер Матэ (1902, Русский музей). Работа над этими портретами значительно помогла художнику, заставив его внимательно изучить свою натурщицу и проникнуть в сложный мир человеческой души.
В 1903 году он женился на Юлии Прошинской (1880–1942).
Он посетил Францию и Испанию по гранту Императорской Академии художеств в 1904 году. Также в 1904 году он посетил частную студию Рене Менара в Париже. После этого он отправился в Испанию, затем, в 1907 году, в Италию, а в 1909 году он посетил Австрию и Германию, а затем снова Францию и Италию. За эти годы он написал много портретов и жанровых произведений. Однако где бы ни был Кустодиев - в солнечной Севилье или в парке в Версале - он чувствовал непреодолимое притяжение своей родины. После пяти месяцев во Франции он вернулся в Россию и с явной радостью написал своему другу Мате, что снова вернулся «на нашу благословенную землю русскую».
Русская революция 1905 года, потрясшая основы общества, вызвала яркий отклик в душе художника. Работал в сатирических журналах «Жупел» (Жук) и Адская почта (Адская почта). Тогда он впервые встретился с художниками Мир Искусства, группы русских художников-новаторов. Он присоединился к их объединению в 1910 году и впоследствии принимал участие во всех их выставках.
В 1905 году Кустодиев впервые обратился к книжной иллюстрации - жанру, в котором он работал всю свою жизнь. Он иллюстрировал многие произведения классической русской литературы, в том числе «Мертвые души», «Карету» и «Шинель» Николая Гоголя ; "Слово" Михаила Лермонтова о царе Иване Васильевиче, его юном опричнике и добросердечном купце Калашникове; и Лев Толстой «Как дьявол украл у крестьян кусок хлеба и свечу».
Голубой дом (1920).В 1909 году он был избран в Императорскую Академию художеств.. Он продолжал интенсивно работать, но тяжелая болезнь - туберкулез позвоночника - требовала неотложного внимания. По совету врачей он отправился в Швейцарию, где в течение года лечился в частной клинике. Он тосковал по своей далекой родине, и русская тематика продолжала служить основным материалом для работ, которые он написал в течение этого года. В 1918 году он написал «Купчиху», ставшую самой известной из его картин.
В 1916 году он стал парализованным. «Теперь весь мой мир - моя комната», - писал он. Его способность оставаться радостным и жизнерадостным, несмотря на паралич, поражала других. Его красочные картины и радостные жанровые произведения не раскрывают его физических страданий, а, наоборот, создают впечатление беззаботной и веселой жизни.
Его Масленица / Масленица (1916) и Фонтанка (1916) написаны по его воспоминаниям. Он скрупулезно восстанавливает собственное детство в шумном городе на Волге банках.
В первые годы после русской революции 1917 года художник с большим вдохновением работал в Различные поля. Основой его творчества стали современные темы, воплощенные в рисунках календарей и обложек книг, а также в иллюстрациях и эскизах уличных украшений, а также в некоторых портретах (Портрет графини Грабовской).
Троицкий день Кустодиева, 1920Его обложки для журналов «Красное поле» и «Красная панорама» привлекали внимание яркостью и остротой сюжета. Кустодиев также работал в литографии, иллюстрировал произведения Некрасова. Его иллюстрации к рассказам Лескова Дарнер и Леди Макбет Мценского уезда были вехами в истории отечественного книжного дизайна, настолько хорошо соответствовали литературным образам <120.>
Художник также интересовался оформлением сценических декораций. Впервые он начал работать в театре в 1911 году, создав декорации к опере Александра Островского «Пылающее сердце». Его успех был настолько велик, что поступали новые заказы. В 1913 году он разработал декорации и костюмы для «Смерти Пазухина» в МХТ.
Его талант в этой области особенно проявился в работе по пьесам Островского. ; Это семейное дело, Удача, Волки и овцы и Буря. Среда пьес Островского - провинциальная жизнь и мир купечества - была близка жанровым картинам самого Кустодиева, и он легко и быстро работал над декорациями.
В 1923 году Кустодиев перешел в Ассоциация художников революционной России. Он продолжал рисовать, гравировать, иллюстрировать книги и оформлять для театра вплоть до своей смерти от туберкулеза 28 мая 1927 года в Ленинграде.
Променад вдоль Волги II (1909)
Променад Вдоль Волги (1909)
Ярмарка (1910)
Весна
Пасхальные поздравления (1912)
Красавица (1915)
Масленичный вторник (1919)
Шоу-киоски ( 1916–1920)
Стенька Разин (1918)
Купчиха (1918)
Страна (1919)
Большевик (1920)
Фестиваль II съезда Коминтерн (1921)
Глядя на Волгу (1922)
Русский Венера (1926)
Купец
Портрет Рене Нотгафт (1914)
Царь Николай II (1915)
Портрет графини Грабовской (1917)
Портрет Наума Аронсона (ок. 1910)
Портрет Анисимова Александра Ивановича
Портрет Василия Мате (1902)
Портрет Юлии Кустодьевой (жены) (1903)
Исаака Бродского (1920)
Шаляпина или Портрет Шаляпина (1922)
Портрет Николай фон Мек
Автопортрет
Автопортрет
Портрет молодой женщины
Максимилиан Волошин (1924)
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Борисом Кустодиевым. |