SV.5 Tornado | |
---|---|
Роль | Военный инструктор |
Национальное происхождение | Бельгия |
Производитель | Stampe et Vertongen |
Конструктор | |
Первый полет | Сентябрь 1933 г. |
Основной пользователь | Бельгийские ВВС |
Построено | 31 плюс один SV.9 |
Stampe et Vertongen SV.5 Tornado был военным учебно-тренировочным самолетом, спроектированным и построенным в Бельгии в 1930-х годах. Он служил в ВВС Бельгии и ВВС Латвии, а латвийская фирма VEF приобрела лицензию на производство, хотя неизвестно, построила ли она какие-либо образцы.
SV.5 был ответом Stampe et Vertongen на требование 1933 года бельгийских ВВС о двухместном учебном биплане с пилотажными возможностями. поручил конструктору обновить самолет RSV.22 компании, чтобы он соответствовал новым спецификациям, но в результате получился совершенно новый самолет, внешне напоминающий своего предшественника. Это был обычный однобортный биплан с разнесенными крыльями разного размаха. Пилот и инструктор сидели в открытых кабинах в тандеме, а самолет приводился в движение радиальным двигателем Armstrong Siddeley Serval в носовой части, заключенным в кольцо Townend. Основные узлы неподвижной ходовой части были разделены, а хвостовое оперение поддерживалось хвостовым колесом. Его можно было оборудовать для бомбометания или стрельбы. В отличие от более ранних продуктов Stampe et Vertongen, имевших деревянные конструкции, планер SV.5 был склепан из стальной трубы методом, вдохновленным Hawker в Соединенном Королевстве.
Прототип впервые взлетел в воздух. в сентябре 1933 г. и 16 октября 1934 г. бельгийские ВВС сравнивали его с пятью конкурентами: Avro 626, Breda Ba.25, Fairey Fox III, а файл. Шестой участник, Caproni Ca.113, по прибытии попал в аварию и был дисквалифицирован. SV.5 превзошел всех своих конкурентов в испытаниях ремонтопригодности и был дешевле любого из них. Однако Avro 626 был выбран по политическим причинам.
SV.5, тем не менее, нашел заказчика в ВВС Латвии, которые искали аналогичный самолет. Когда исследовательская миссия в Бельгии подтвердила пригодность этого типа, правительство Латвии договорилось о покупке десяти экземпляров в обмен на 5700 тонн пшеницы. Эти машины несколько отличались от прототипа: капотом NACA вместо кольца Townend, модернизированным горизонтальным стабилизатором и упрощенной основной ходовой частью. Германия не разрешила пролет самолетов, поэтому в сентябре 1936 года они были отправлены в разобранном виде в Ригу, где Жан Стамп руководил их сборкой VEF.
Тем временем, ВВС Бельгии наконец разместил заказ на двадцать SV.5. Компания Stampe et Vertongen поставляла их между октябрем 1936 и серединой 1937 года.
.
Иванов использовал SV.5 в качестве основы для семейства последующих конструкций с небольшими вариациями:
Из них был построен только один SV.9. Этот самолет экспортировался в Латвию вместе с лицензией на производство ВЭФ. Хотя ходят слухи, что VEF построил образцы этого типа, это невозможно подтвердить.
Данные из Jouhaud 1999, стр.86
Общие характеристики
Производительность