Сценический гипноз

редактировать

Сценический гипноз - это гипноз, выполняемый перед аудиторией с целью развлечения, обычно в театр или клуб. Современное сценическое представление о гипнозе обычно представляет собой комедийное шоу, а не просто демонстрацию, чтобы произвести впечатление на аудиторию силой убеждения. Очевидные эффекты амнезии, изменения настроения и галлюцинаций могут быть продемонстрированы при нормальном представлении. Спектакли с сценическим гипнозом часто побуждают зрителей глубже изучить преимущества гипноза.

Причины поведения, демонстрируемые добровольцами в сценических шоу с гипнозом, являются предметом споров. Некоторые утверждают, что это иллюстрирует измененные состояния сознания (например, «гипнотический транс»). Другие утверждают, что это можно объяснить комбинацией психологических факторов, наблюдаемых в групповых условиях, таких как дезориентация, уступчивость, давление со стороны сверстников и обычное внушение. Другие еще утверждают, что обман играет роль.

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 ХХ век
  • 2 Скептицизм
  • 3 Роль обмана
  • 4 Роль гипнотизера и испытуемого
    • 4.1 Гипнотизер
    • 4.2 Субъекты
  • 5 Закон
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература
История

Сценический гипноз развился из гораздо более старых представлений, проводимых месмеристами и другими исполнителями в 18-19 веках. Шотландский хирург Джеймс Брэйд разработал свою технику гипноза после того, как стал свидетелем сценического выступления путешествующего швейцарского магнитного демонстратора Чарльза Лафонтена (1803–1892) в ноябре 1841 года.

Брэйд был хорошо осведомлен о подобных выступлениях «электробиологов» в свое время; Например, Брэйд опубликовал содержание рекламного билета за представление "электробиологии" приезжего американца Джорджа У. Стоуна 12 марта 1851 г., в котором, а также четко подчеркивалось, что Стоун утверждал, что использовал добровольцев из Аудитория, а не его собственные марионетки / помощники, подробно описывает некоторые явления, которые аудитория Стоуна, возможно, ожидала показать им.

Над людьми, находящимися в состоянии полного бодрствования, с хорошо известным характером и положением в обществе, которые добровольно выступают из аудитории, будут проводиться эксперименты. Они будут лишены возможности речи, слуха, зрения. Их произвольные движения будут полностью контролироваться, так что они не могут ни вставать, ни сесть, кроме как по желанию оператора; у них отнимут память, так что они забудут свое собственное имя и имя своих самых близких друзей; они будут заикаться и чувствовать боль в любой части тела по усмотрению оператора - трость будет сделана в виде змеи, вкус воды изменится на уксус, мед, кофе, молоко, бренди, полынь, лимонад и т. д. и т. д. и т. д. Эти экстраординарные эксперименты действительно и действительно проводятся без помощи уловок, сговора или обмана, ни в малейшей степени.

Они идентичны многим из них. демонстрации, которые стали центральными для последующего «сценического гипноза», на самом деле кажется, что небольшие изменения, кроме названия и введения гипнотической индукции и т. д. Подобным образом, писатель Марк Твен аналогичным образом излагает месмерический перформанс, который ясно напоминает сценический гипноз 20 века в своей автобиографии.

Отсутствие каких-либо упоминаний о «гипнозе» в этих ранних выступлениях, действительно до того, как этот термин был придуман, и тот факт, что в них часто не хватало чего-то похожего на современное гипнотическое наведение, согласуется со скептическим взглядом, что сценический гипноз в первую очередь результат обычного внушения, а не гипнотического транса. Действительно, ранние исполнители часто утверждали, что воздействуют на своих подданных с помощью телепатии и других сверхъестественных сил.

Другие, однако, представляли спектакли, демонстрирующие широкий спектр гипнотических проявлений перед их аудиторией. В Соединенных Штатах, например, в 1890-х годах была небольшая группа высококвалифицированных сценических гипнотизеров, всеми которыми руководил Томас Ф. Адкин, который гастролировал по всей стране, выступая перед переполненными залами. В группу Адкина входили Сильвен А. Ли, мистер и миссис Герберт Л. Флинт и профессор Ксенофон Ла Мотт Сейдж.

20 век

На протяжении всего 20 века, несмотря на принятие термина «гипноз», сценические гипнотизеры продолжали объяснять свои выступления публике ссылками на сверхъестественные силы и животный магнетизм. Ормонд МакГилл, например, в своей Энциклопедии по этому вопросу написал в 1996 году, что:

Некоторые называют эту мощную передачу мысли от одного человека к другому «проекцией мысли». Используемая ментальная энергия бывает двух типов: магнитная энергия... генерируемая в теле, и телепатическая энергия, генерируемая в уме.... Эти двое работают вместе как единое целое, применяя Power Hypnosis. Действие двух энергий в сочетании - это то, что Месмер назвал «животным магнетизмом».

Однако Брейд не это имел в виду под «гипнозом», термином, созданным в противовес теориям месмеризма, чтобы подчеркнуть тот факт, что результаты были обусловлены обычными психологическими и физиологическими процессами, такими как внушение и сосредоточенное внимание, а не телепатией или животным магнетизмом. Действительно, после встречи с мистером Стоуном, экспериментов с его собственными объектами и представления результатов своих исследований в Королевском институте, Брэйд заключает:

Таким образом, есть как положительные, так и отрицательные доказательства в в пользу моей ментальной и суггестивной теории и в противоположность магнетическим, оккультным или электрическим теориям месмеристов и электробиологов. Более того, моя теория содержит дополнительную рекомендацию о том, что она соответствует нашему пониманию и адекватна для объяснения всего, что очевидно верно, без какого-либо насилия над разумом и здравым смыслом или противоречия общепризнанным физиологическим и психологическим принципам.

Однако современные сценические исполнители часто продолжают неправильно использовать слово «гипноз» при описании своих выступлений и поощряют неправильные представления о гипнозе, путая его с месмеризмом для драматического эффекта.

Скептицизм
Каталепсия : «человеческий мост».

Месмерические и другие сценические постановки изменили свое название на «сценический гипнотизер» в 19 веке. Первоначально они утверждали, что производят те же эффекты с помощью телепатии и животного магнетизма, и только позже начали объяснять свои выступления с точки зрения гипнотического транса и внушения. Следовательно, многие из предшественников сценического гипноза не использовали методы индукции гипноза. Более того, некоторые современные сценические исполнители сами опубликовали критические замечания, которые предполагают, что сценический гипноз в значительной степени является результатом ловкости рук, обычного внушения, социального согласия и т. Д., А не гипнотического транса. В частности, известный американский фокусник и исполнитель Крескин часто проводил типичные сценические демонстрации гипноза без использования гипнотической индукции. Проработав сценическим гипнотизером и фокусником в течение почти двух десятилетий, Крескин стал скептиком и разоблачителем из области сценического гипноза.

В течение девятнадцати лет я верил в... подобный сну "гипнотический транс", практикуя его постоянно. Хотя временами у меня были мучительные сомнения, мне хотелось в это верить. В том, чтобы кого-то усыпить, была непреодолимая таинственность, что выделяло меня и всех остальных «гипнотизеров». Мы были чудесными Свенгалисом или доктором Месмерсом, занятыми своего рода сверхъестественной практикой. Потом все рухнуло. В любом случае для меня.

После нескольких лет экспериментов со своими подопытными, пока он не убедился, что он может выполнять «сценический гипноз» без гипнотической индукции или транса, он пришел к выводу: «Битва семантики может вестись годами, но я твердо убеждены в том, что то, что называют «гипнозом», опять же, является совершенно нормальным, а не ненормальным ответом на простое внушение ». Откровенно скептически относясь к сценическому гипнозу, Крескин не только активно опроверг утверждения сценических гипнотизеров, но и зашел так далеко, что предложил существенное денежное вознаграждение в размере 25000 долларов любому, кто сможет доказать существование гипнотического транса. Награда была безуспешно оспорена трижды. Разоблачая концепцию «сна-транса», Крескин, как и другие скептики, принимавшие негосударственную позицию, стремился подчеркнуть, что, по его мнению, ценность гипнотического внушения часто недооценивалась.

Роль обмана

Из-за зрелищности сценических гипнотизеров многие люди верят, что гипноз - это форма контроля над разумом. Однако эффекты сценического гипноза, вероятно, связаны с сочетанием относительно обычных социально-психологических факторов, таких как давление со стороны сверстников, социальная уступчивость, выбор участников, обычная внушаемость и некоторое количество физических манипуляций, сценических навыков и обмана. Считается, что желание быть в центре внимания, иметь предлог для нарушения своих собственных внутренних средств подавления страха и давление угождать уговорам убедить испытуемых «подыгрывать». В книгах, написанных сценическими гипнотизерами, иногда прямо описывается использование обмана в своих действиях. Например, Новая энциклопедия сценического гипноза Ормонда МакГилла описывает целый акт «фальшивого гипноза», который зависит от использования личного шепота на протяжении всего:

[Гипнотизер шепчет в микрофон:] «Мы идем чтобы посмеяться над аудиторией и обмануть их... поэтому, когда я говорю вам делать какие-то забавные вещи, делайте именно то, что я вам тайно говорю. (Затем намеренно подмигните зрителю в дружеской манере.)

По мнению таких экспертов, как Теодор X. Барбер и Андре Мюллер Вайтценхоффер, сценический гипноз традиционно использует три основных стратегии:

  1. Соответствие участника . Участники на сцене, как правило, уступчивы из-за социального давления, которое ощущается в ситуации, созданной на сцене, перед ожидающей публикой.
  2. Выбор участников . Предварительные тесты на внушение, такие как просьба к аудитории пожать руки и предположение, что они не могут быть разделены, обычно используются для отбора наиболее поддающихся внушению и социально приемлемых субъектов из аудитории. Прося добровольцев подняться на сцену, исполнитель также стремится выбрать наиболее экстравертных представителей аудитории.
  3. Обман аудитории . Сценические гипнотизеры - это исполнители, которые традиционно, но не всегда, применяют различные стратегии «ловкости рук», чтобы ввести аудиторию в заблуждение для получения драматического эффекта.

Стратегии обмана, используемые в традиционном сценическом гипнозе, можно разделить на следующие категории:

  1. Шепот вне микрофона . Гипнотизер опускает микрофон и шепчет секретные инструкции участнику на сцене вне зоны слышимости публики. Это могут быть просьбы «подыграть» или поддельные гипнотические ответы.
  2. Неспособность оспорить . Сценический гипнотизер делает вид, что бросает вызов испытуемым, чтобы они отвергли внушение, например: «Вы не можете встать со стула, потому что ваша задняя часть приклеена клеем». Однако участникам не дается никакой конкретной подсказки, чтобы они начали свои усилия («Начни пробовать сейчас!»). Это создает иллюзию того, что был брошен конкретный вызов и были предприняты усилия для его преодоления.
  3. Фальшивые уловки гипноза . Литература по сценическому гипнозу содержит обширный репертуар трюков с ловкостью рук, которые используют профессиональные иллюзионисты. Ни один из этих приемов не требует гипноза или внушения, а зависит исключительно от физических манипуляций и обмана аудитории. Самым известным примером этого типа является трюк с «человеческой доской», при котором тело человека становится жестким (каталептическим) и подвешивается горизонтально между двумя стульями, после чего гипнотизер часто становится на грудь для драматического эффекта. Это не имеет ничего общего с гипнозом, а просто зависит от того факта, что, когда субъекты расположены правильно, они могут выдержать больший вес, чем склонны предполагать зрители.
  4. Stooges . Несколько экспертов, в том числе Крескин, заявили, что сценические гипнотизеры, как известно, использовали марионеток (также называемых лошадьми), которые путешествуют от спектакля к шоу. Сценическому гипнотизеру может потребоваться только одна марионетка, потому что, используя его первым для каждой демонстрации, реальные испытуемые из аудитории будут стремиться следовать его примеру и имитировать его ответы. Более того, в кульминации шоу гипнотизер часто сосредотачивается на одном или двух предметах, чтобы продемонстрировать более сложные и драматические реакции, включающие очевидные галлюцинаторные переживания. Для этой цели можно использовать единственную марионетку.

Вайценхоффер пишет:

Имея возможность не только увидеть известных театральных гипнотизеров 1940-х и 50-х годов, таких как [Ральф] Слейтер и Полгар в работы, но, имея возможность иметь достаточно обширный личный контакт с другими сценическими гипнотизерами, я считаю, что могу пролить некоторый свет на ситуацию. Для начала следует знать, что многие сценические гипнотизеры используют марионеток или растений.

С другой стороны, те, кто выступает за существенное «состояние» гипноза, ссылаются на клинические утверждения (фактически не подтверждаемые ни в одном случае сценического выступления, можно надеяться), например, следующее:

"... редакционная статья, подразумевающая, что большинство субъектов не имеют желания или интереса не следовать совету гипнотизера, удобно опускать первичный интерес к гипнозу, возникший в начале 1800-х годов до эфира. и морфин были широко доступны. Тысячи чрезвычайно болезненных операций были выполнены с использованием гипноза. Пациенты просыпались, не помня об операции, и даже выздоравливали намного быстрее, чем те, кто переносил сильную боль без гипноза. Зигмунд Фрейд непосредственно отвечал за устранение гипноза из психотерапии из-за большого количества сообщений о том, что пациенты интуитивно догадывались о состояниях пациентов, с которыми они никогда не встречались в состоянии транса ».

Такие аргументы берут начало в работе Джеймса Эсдейла во время медицинской миссии в Индии, описанный в его книге 1847 года. Это было до того, как распространилась концепция «гипноза» (только недавно продвинутая Брейдином в 1843 году), и работа Эсдейла все еще называлась «месмеризмом». В то время как Эсдейл утверждал, что его пациенты не чувствовали боли, наблюдатели от имени независимой комиссии по расследованию при правительстве Бенгалии сообщали о сценах тех, кто подвергался таким операциям, корчился в агонии. Что касается недавних заявлений о безболезненной хирургии, Барбер, среди прочих, указал на то, что подробности в описаниях такой операции допускают, что пациенты, хотя и не теряют сознание, приводят в ступор от коктейлей из анксиолитиков. Более того, доля пациентов, способных пройти такие процедуры (достигнуть достаточно «глубокого» «гипноза»), столь же мала, как и процент населения, способного перенести операцию без химической или гипнотической помощи, что вызывает подозрение, что эти группы «особые» пациенты пересекаются. Более того, Барбер также отмечает, что в случаях гипнотической хирургии всегда используется местный анестетик в области разреза, в то время как внутренние органы не могут регистрировать боль в ответ на квалифицированный разрез, что делает многие такие операции выполнимыми без общего наркоза. гипнотическое воздействие в основном на эмоциональном или анксиолитическом уровне. Более того, несмотря на то, что таких случаев гипно-анестезии в хирургии не «тысячи», она остается достаточно редкой, чтобы заслужить внимание новостных сообщений, когда она происходит. Действительно, настолько же редко, как и исключительные люди, способные перенести такую ​​операцию.

Однако ни один из вышеупомянутых споров о гипнотических процедурах в клинических условиях не имеет никакого отношения к сценическому гипнозу.

Роль гипнотизера и испытуемого

Гипнотизер

Сценический гипнотизер и его подданные

Из-за зрелищности сценических гипнотизеров и их увековечения иллюзии обладания таинственными способностей, появление состояния транса часто интерпретируется как «эффект» «силы» гипнотизера. Настоящая сила сценического гипноза заключается в доверии, которое «гипнотизер» может внушить своим испытуемым. Испытуемые должны сотрудничать и быть готовы следовать инструкциям, и гипнотизер будет использовать несколько тестов, чтобы выбрать лучших испытуемых. Некоторые люди очень доверчивы или даже ищут предлога, чтобы отказаться от своих обязанностей и, очевидно, могут быть «загипнотизированы» в считанные секунды, в то время как другим требуется больше времени, чтобы противостоять своим страхам.

Внушение очень мощно, и хороший гипнотизер знает, как внести внушения, которые могут лучше развлечь аудиторию. В своей книге Джонатана Чейза «Глубже и глубже» он говорит о внесении внушения, что более важно, о «Супервнушении» - фразе, которую он придумал в своей первой опубликованной книге в 1999 году:

«С этого момента все, что я говорю вам. Я говорю: как бы глупо это ни казалось, мгновенно станет вашей реальностью. Все, что я скажу, мгновенно станет вашей реальностью ».

Он подчеркивает использование повторения, но предупреждает, что, когда они приняли внушение, тогда все, что гипнотизер говорит им, что после этого момента станет непреодолимым предложением.

Исторически сложилось так, что сценические гипнотизеры часто заявляли о гипнотически индуцированных улучшениях способностей добровольцев за пределами нормы. Одним из примеров является «Человеческий мост», в котором загипнотизированный субъект предположительно помещается в состояние каталепсии и помещается в качестве «моста» между двумя стульями. Трюк выглядит впечатляюще: однако, как выразился гипнотизер Эндрю Ньютон: «Любой достаточно сильный взрослый может проделать этот трюк, даже не будучи загипнотизированным».

Субъекты

В ситуации сценического гипноза " гипнотизер "тщательно выбирает своих участников. Сначала они дают всей аудитории для выполнения несколько упражнений и закладывают идеи в их умы, такие как:

  • только умные люди могут быть загипнотизированы
  • только те, кто открыт к гипнозу и готов участвовать

Утверждалось, что эти внушения предназначены для преодоления естественного страха довериться незнакомцу с большим страхом стать объектом насмешек как неразумного, нелюдимого и безрадостного человека.

Из толпы гипнотизер найдет людей, которые кажутся доверчивыми, экстравертированными и желающими устроить шоу. Гипнотизер начинает их с того, что заставляет их вообразить обычные ситуации, с которыми они, вероятно, столкнулись, например, когда им холодно или жарко, голод или жажду, а затем постепенно дает им предложение сделать что-то совершенно нехарактерное, например, чечетку, пение. как Элвис, кудахтанье, как цыпленок, или забывшее число.

Желание быть в центре внимания, иметь предлог для нарушения своих собственных внутренних средств подавления страха и давление, чтобы угодить, плюс ожидание аудитории, которая хочет, чтобы они предоставили какое-то развлечение, обычно достаточно, чтобы убедить экстраверта делать почти все. Другими словами, участников убеждают «подыграть». Тем не менее, хотя это и объясняет некоторые ситуации, это не согласуется с теми, в которых хекеры, отказываться от сотрудничества и те, кто хочет «опровергнуть» гипнотизера, создают набор негативных ожиданий, атмосферу отказа от сотрудничества и противодействие, для преодоления которых исполнитель должен использовать навыки.

Закон

В некоторых странах существуют законы и правила, касающиеся сценического гипноза.

В Великобритании Закон о гипнозе 1952 года регулирует использование гипноза в общественных местах. В первоначальный Закон были внесены поправки в 1976 году, а затем в 2003 году. В 1996 году правительство выпустило «типовые условия», которые были уточнены и пересмотрены после консультаций с FESH и медицинскими и академическими психологами. Обратите внимание, что они не имеют юридической силы: это предлагаемые условия, которые местные власти могут или не могут счесть целесообразными налагать или изменять при регулировании гипноза. Если сценический гипноз проводится в общественном месте, необходимо получить разрешение (разрешение) от местных властей, и местным властям рекомендуется контролировать представление, чтобы гарантировать соблюдение всех правил. Незаконно проводить любую форму сценического гипноза в общественных местах (среди других мест), если местные власти не дали на это согласия.

В сопроводительном проспекте, объявляющем о пересмотренных модельных условиях в 1996 году, было признано, что, как утверждал скептически настроенный гипнотизер Алекс Цандер во время консультационного процесса:

«На практике добровольцы не реагируют так, как будто они искренне верят, что есть, например, гигантский паук позади них или бомба под их стулом ».

Это был критический момент различения и представляет собой формальное признание« как будто »природы поведения в сценический гипноз в отличие от заявлений о его предполагаемой субъективной реальности.

В прошлом сценический гипноз был запрещен в нескольких странах мира, включая Данию и некоторые штаты США. Большинство этих стран отменили эти законы или не применяют их. В Израиле по-прежнему незаконно выполнять любые виды гипноза без лицензии, выданной врачам, стоматологам и психологам. В Бельгии сценический гипноз запрещен с 1892 года; этот закон был упомянут в 2017 году, чтобы заставить Мессмер отменить спектакль.

Ссылки
Дополнительная литература
Последняя правка сделана 2021-06-09 07:17:05
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте