Народы сото-тсвана

редактировать

Сото-тсвана
Общее население
неизвестно; примерно 15–18 миллионов
Регионы со значительной численностью населения
Южная Африка 13,585 миллиона
Лесото 2,130 миллиона (в основном Сото )
Ботсвана 2,160 миллиона (в основном Цвана )
Намибия 6000 (Цвана)
Языки
Сото, Педи, Цвана, Лобеду, Пулана
Религия
Традиционная африканская религия, христианство
Родственные этнические группы
народ нгуни, народ венда, народ цонга
Карта, показывающая долю Население Южной Африки, говорящее дома на языке группы сото-тсвана (сото, северный сото или тсвана), по данным переписи 2011 года с разбивкой по районам. Доминирующие языки в Южной Африке. Южный сото тсвана Северный сото Южный ндебеле

Народ сото-тсвана - это метаэтническая группа южной части Африки, проживающая преимущественно в Ботсвана, Южная Африка, Лесото. Группа в основном состоит из четырех кластеров: Южный сото (сото), Северный Сото (который состоит из Педи, Лобеду и других) и Западный Сото (Кгалагади и Цвана ). Последняя группа, которую иногда называют восточными сото, состоит из пулана, пай и других.

Люди сото-тсвана изменились бы в своем нынешнем расположении в течение 2-е тысячелетие, но они сохраняют ряд языковых и культурных особенностей, которые отличают их от других носителей языка банту в южной части Африки. Это такие черты, как тотемизм, преимущественное право мужчин жениться на своих кузенах по материнской линии, а также архитектурный стиль, характеризующийся круглой хижиной с конической соломенной крышей, поддерживаемой деревянными колоннами с внешней стороны. Другими основными отличительными чертами были их одежда из кожаных плащей и предпочтение плотных и тесных поселений, а также традиция крупномасштабного строительства из камня.

Территория, которая сейчас заселена различными группами сото-тсвана, была достигнута экспансией банту примерно к 500 г. н.э. Стандартная теория утверждает, что сото-тсвана произошли от группы, которая переместилась к югу от Великих озер в отдельном движении от других южных групп банту, продолжающемся вдоль западной части современного Зимбабве.

Содержание
  • 1 Этноним
    • 1.1 Этноним Сото
    • 1.2 Этноним Цвана
  • 2 Имена
  • 3 Классификация
  • 4 Ссылки
Этноним

Этническая группа сото-тсвана получила свое название от людей, которые принадлежат к различным кланам сото и тсвана, которые живут Южная Африка. Хотя исторически все члены группы называли себя сотосом, теперь это имя применяется исключительно к носителям южного сото, которые живут в основном в Лесото и Свободном государстве. провинция в Южная Африка. В то время как северный сото, зарезервирован для народа педи (сепеди : бапеди), который населяет северную часть Южной Африки, преимущественно в лимпопо.

этноним сото.

Согласно Жюлю Элленбергеру (1912: 34), имя Basotho произошло от имени «Abashuntu», производного от Nguni, говорящего «uku Shunta», что означает "завязать узел". Тогдашние батлоква, которые были самыми первыми людьми, которых назвали «Абашунту», носили набедренную повязку с тремя концами, один из которых проходил между ног и соединялся двумя другими узлами позади, этот режим платья называется цега / цеа. Это название, дарованное в насмешку, было с гордостью принято Батлоква, а позже и другими кланами Сото-Тсвана, одетыми в аналогичную одежду, и считается, что это происхождение термина «Басото».

Этноним тсвана

Считается, что этноним батсвана является антонимом, происходящим от значения сото-тсванского слова «цва», что означает «выйти из». Название происходит от слова «Ба ба цванг», которое в конечном итоге сокращается до слова Батсвана, означающего «Сепаратисты» или, альтернативно, «люди, которые не могут держаться вместе». Одна из основных характеристик кланов сото-тсвана - это склонность к разделению и отделению.

Имена

Термин тсвана может использоваться для обозначения одного из следующих

  • всех кланов тсвана, проживающих в Ботсване, Намибии, Зимбабве или Южная Африка
  • Любой член кланов Сото-Тсвана, который ведет свое происхождение от Кгоси Мокгатле.
  • Гражданин Ботсваны независимо от языкового или этнического происхождения
  • Члены восьми основных кланов сото-тсвана, как это определено в Законе о вождях Ботсваны.
  • Члены кланов сото-тсвана, проживающие в Ботсване, Южная Африка, говорят на стандартном диалекте Сото-тсвана, называемая сетсвана, иногда также называемая западным сото.
  • Любой клан сото-тсвана, населяющий бассейн пустыни Калахари и ее восточные и юго-западные периферии, если только они не являются народом Кгалагари, который отличается Группа племен сото-тсвана.

Термин басуто может использоваться для обозначения следующего

  • гражданина Лесото, независимо от языкового или этнического происхождения
  • Любой член кланы сото-тсвана, ведущие свое происхождение от Кгоси-Могале
  • Члены кланов сото-тсвана, которые объединились под руководством Мошошое во время Дифакане.
  • Кланы сото-тсвана, проживающие в Свободном государстве и Лесото, которые говорят на стандартизированном диалекте языка сото-тсвана, называемом сесото и иногда называемым южным сото
Классификация

В В обществе сото-тсвана у каждого члена есть тотем, который обычно является животным, тотемы унаследованы от отца и, таким образом, передаются как английская фамилия. Тотемное животное традиционно обладало статусом почитания и избегания: в частности, было важно не съесть свой тотем. В современном обществе сото-тсвана это не так строго соблюдается. У каждого морафа / сехаба был свой тотем. При названии клана можно использовать имя основателя или животное, которому они поклоняются. Примером может служить бахуруше, названный в честь основателя Мохурутше, или, альтернативно, их также можно назвать Батшвененг в честь цвене (бабуина), которому они поклоняются, аналогично Батлхако в честь основателя или Батлунг в честь тотема. Для некоторых кланов имя основателя и их тотем такие же, как у Баквена и Батаунг, где основателей звали Квена (крокодил) и Тау (лев) соответственно.

Вопрос о ранге и старшинстве очень важен для сото-тсвана. Он определяет многое, от семейных отношений до деревенских вопросов и отношений между кланами и между различными племенными группами. В семейной ситуации вопрос о ранге определяет, когда сын получит посвящение или получит наследство. Еще одно различие проводится между старшей женой и младшей женой, если мужчина состоит в полигамном браке.

Поскольку сото-тсвана жили в больших деревнях, старшинство и звание также играли роль, поскольку усадьба вождя расположена в центре деревни, после чего другие граждане группируются в соответствии с рангом, где больше всего младшие члены живут дальше всего от центра села. Что касается внутренних и внутренних отношений между кланами, это был вопрос, который занимал Сото-Цвана после раскола, который произошел между последователями Мохурутше и Квена. Хотя общепринято, что хуруше являются старшим кланом, некоторые другие кланы оспаривают это, в основном Бафокенг, Баролонг и Бакгатла. Претензии Баролонга и Бакгатла в основном отклоняются, поскольку, например, некоторые подкланы Бакгатла, такие как Бакгатла ба га Ммакау, признают бахуруше как старших, в то время как Бакагатла ба га Кгафела - нет. В случае с Баролонгами, Батлхапинги, которые являются ответвлением Баролонгов, признают, что Бахуруше являются старшими по сравнению с Баролонгами, в то время как Баролонг - нет. Бафокенги утверждают, что их отделение от основного тела Сото-Цвана предшествовало расколу между Мохуруше и Квена, и поэтому они равны по статусу с Бахуруше, если не старшие.

Эти споры о старшинстве и звании были вызваны стремлением к выгоде и независимости: старший кгоси мог потребовать выплаты дани от младшего вождя, они также могли вызвать младшего вождя или члена своего клана на кготла. для слушания. Если между двумя младшими начальниками возникал спор, для его разрешения приглашался самый старший из них. Еще одним важным фактором было то, что старший вождь или члены его клана не могли быть вызваны в Кготла младшим кгоси или членом моллюска. Дополнительным фактором является то, что этот вопрос о ранге и старшинстве заключался в том, что он определялся рождением и не мог быть изменен, это означает, что вождь, рожденный с несовершеннолетним статусом, не мог изменить свое положение по отношению к другим вождям. Главным образом это было сделано для того, чтобы препятствовать разделению кланов на дополнительные подкланы и препятствовать созданию кланов посредством завоеваний и войн.

При обсуждении кланов сото-тсвана необходимо проводить важное различие, чтобы различать различные кланы и различные подкланы ниже их. Это означает различие между кланами, имеющими один и тот же тотем, как у крокодилов, но разными, такими как Бапо, Баквена, Бангвакетсе и Бафокенг из Фокенга. Примером различения подкланов являются Бакгатла, которые разделились на Бакгатла ба Кгафела и Бакгатла ба га Ммакау по вопросу о том, кто должен возглавить клан. Одна фракция бросила вызов обычной традиции лидеров-мужчин и признала женщину, Ммакау, своим кгози. Те, кто поддерживал Кгафела, откололись. Следующими ответвлениями от Бакгатла являются Бакгатла ба Мманаана, Бакгатла ба Ммакау и Бакгатла ба Мотша, тотем которых является кгабо. Бакгатла ба Ммакау позже породит кланы Бапеди, Бахолокое, Батлоква, Бапхути и Басия. Если спор возникнет между какими-либо ответвленными кланами, такими как Бася и Бафити, то вождю Ммакау будет поручено разрешить его как их старший

Ссылки
  • Mesthrie, Rajend (1995). Язык и социальная история: исследования в социолингвистике Южной Африки. п. 49. ISBN 0-86486-280-6.
  • Сетилоан, Габриэль М. (1976). Образ Бога среди сото-тсвана. ISBN 90-6191-007-2.
  • http://www.namibian.org/travel/namibia/population/tswana.htm
  • Totem Media. (2010). Майнинг будущего - история Бафокенга. ISBN 978-1-77009-824-4.
  • Kobus du Pisani. (2010). Последняя пограничная война: Браклаагте и битва за землю до, во время и после апартеида. ISBN 978-9-03610-090-8.
  • http://mphebathomuseum.org.za/?q=node/42
Последняя правка сделана 2021-06-08 10:45:38
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте