Цонга люди

редактировать

Люди тсонга
Ватсонга
Языки и диалекты тсонга.jpg Традиционное месторасположение народа тсонга с диалектическими различиями до того, как были наложены границы между Зимбабве, Мозамбиком и Свазилендом, а коренные народы были насильственно переселены колонизаторами.
Всего населения
7 470000 (оценка конца 20-го века)
Регионы со значительной численностью населения
  Мозамбик 4 100 000
  Южная Африка 3300000 (оценка населения на 2019 год, StatsSA)
  Эсватини 27 000
  Зимбабве 5 000
Языки
Тсонга, португальский, английский
Религия
Африканская традиционная религия, христианство
Родственные этнические группы
другие люди тсва-ронга и нгуни
Тсонга
Человек Муцонга
Люди Ватсонга
Язык Xitsonga

В народ Тсонга ( Тсонга : Vatsonga) являются банту этническая группа родом в основном в южной части Мозамбика и Южной Африки ( Лимпопо и Мпумаланга ). Они говорят на сицонга, языке южных банту. Очень небольшое количество народа тсонга также встречается в Зимбабве и Северном Эсватини. Народ тсонга в Южной Африке имеет некоторую общую историю с народом тсонга из Южного Мозамбика и имеет схожие культурные обычаи; однако они различаются по используемым диалектам.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 История
  • 2 Имя
  • 3 Язык
  • 4 Конфликты и соглашения об именах
  • 5 клановых структур
  • 6 Население
  • 7 Экономика
  • 8 Культура
  • 9 Традиционные верования и целители
  • 10 выдающихся людей тсонга
  • 11 Источники
  • 12 Библиография
  • 13 Внешние ссылки

История

Деревянный подголовник цонга Шаровидный горшок Цонга, собранный ок. 1900 г.

Люди тсонга произошли из Центральной и Восточной Африки где-то между 200 и 500 годами нашей эры и мигрировали в Южную Африку и обратно в течение более тысячи (1000) лет. Первоначально народ тсонга поселился на прибрежных равнинах Северного Мозамбика, но, наконец, с 1300-х годов поселился в провинции Трансвааль и в некоторых частях залива Сент-Люсия в Южной Африке. Один из самых ранних авторитетных письменных отчетов народа Цонга принадлежит Анри Филиппу (HP) Юноду под названием « Матиму я Ватсонга 1498–1650 », который был официально опубликован в 1977 году и повествует о самых ранних царствах Цонга. Перед этим старший Анри Александри (ГА) Жюно выпустил свою работу под названием « Жизнь южноафриканского племени », которая впервые была опубликована в двух томах в 1912–1913 годах и переиздана в 1927 году.

В историческом движении народа тсонга преобладают отдельные миграции: люди тембе поселились в южных частях Свазиленда примерно в 1350-х годах, а ван'ванати и ваньяи поселились в восточном регионе Лимпопо между концом 1400-х и 1650-х годов. Отдельные миграции из частей Мозамбика произошли вскоре после этого, особенно в течение 1800-х годов. Согласно историческим записям, полученным от португальцев (которые, возможно, являются первыми европейцами, отправившимися на африканскую землю в 1400-х годах) и швейцарских миссионеров, прибывших в Мозамбик и Южную Африку в 1800-х годах, португальские моряки столкнулись с племенами тсонга у побережья Мозамбика. Ранние идентифицированные племена - это имена, такие как Mpfumo, которые принадлежат к клану Rhonga в пределах более широкой этнической группы Tsonga (Thonga), и далее идентифицированные в течение 1500-1650 годов: Valenga, Vacopi, Vatonga (Nyembana), Vatshwa и Vandzawu.

Люди Ватсонга с самого начала были во многом похожи на конфедерацию, в которой различные группы селились и ассимилировались в пределах определенной области и принимали аналогичный язык, который различается на основе географического положения (диалекта). Различные диалекты языка тонга / тсонга появились примерно в 1200-х годах или раньше, такие как ксирхонга, синьвалунгу, ксихлангану, ксибила, ксихленгве и ксиджонга. Они владели большими территориальными территориями на юге Мозамбика и в некоторых частях Южной Африки и взимали дань с тех, кто прошел через них (платя дань, чтобы обеспечить проход или избежать нападения). Племена тсонга также действовали как конфедерация, снабжая полками различные группы в северном регионе Трансвааля во времена основания Великого Зимбабве и занимаясь торговлей. Типичными примерами 1800-х годов являются племена нкуна и валойи, которые поставляли солдат для помощи королевству Моджаджи; и племена нкомати и мабунда для снабжения полков армии Жоао Альбасини. У народа тсонга есть вековой обычай руководить своими племенами, при этом старший традиционный лидер стоит во главе их собственного племенного истеблишмента и считается со статусом, равным статусу короля. Люди Цонга веками жили в соответствии с этими обычаями, и они придерживаются убеждения, что "vukosi a byi peli nambu" является метафорой, означающей "царство не пересекает территориальных или семейных границ".

В рамках апартеида в Южной Африке "родина" цонги, Газанкулу бантустан, была создана из части северной провинции Трансвааль (ныне провинция Лимпопо и Мпумаланга ) в 1960-х годах и получила статус самоуправления в 1973 году. Экономика этого бантустана в значительной степени зависела от экономики. на золото и на небольшой производственный сектор. Однако там когда-либо проживало только около 500 000 человек - менее половины населения Цонга в Южной Африке. Многие другие присоединились к жителям поселков из других частей Южной Африки вокруг городских центров, особенно Йоханнесбурга и Претории.

Имя

Конституция Южной Африки предусматривает, что все южноафриканцы имеют право самостоятельно определять с их собственным языком, и указывает на то, что союзами племен или «этнической» является идентифицируемым в основном за счет общего языка; отсюда признание таких групп, как, например, Xhosas, которые объединены isiXhosa; Зулусы, которых объединяет исизулу; Венды, которых объединяет Чивенда; и сотос, которых объединяет сесото. Таким образом, различные группы, говорящие на языке сицонга или на одном из его диалектов, также объединены этим языком и берут свое название от него, следовательно, по конституции они являются народом тсонга (ватсонга). Есть также другие группы тсонга в некоторых частях Мозамбика, Зимбабве и Свазиленда. Другие родственные группы за пределами Южной Африки, которые являются предками или связаны с южноафриканским народом цонга, носят различные племенные названия (например, Тонга, Ронга, Чопи, Цва), но иногда их классифицируют в рамках наследия и истории народа Цонга на юге. Африка.

Язык

Народ цонга говорит на языке сицонга, который является одним из официальных языков Южно-Африканской Республики. По мнению историков, язык сицонга развился уже в 1500-х годах, и его предшественник, «язык тонга», определил его как основное происхождение. В основном это было благодаря миссионерской работе конца 1800-х - середины 1900-х годов, которая привела к целостному изучению диалектов и языковых особенностей народа тсонга. Работа, проделанная Анри Жюно и его отцом, оставила для народа Цонга прочное наследие, позволяющее заново открыть для себя свою прошлую историю. Однако именно Поль Берту и его товарищ Эрнест Кре активно взаимодействовали с народом тсонга в регионе Спелонкен, чтобы в конечном итоге создать первые сборники гимнов, написанные на языке сицонга примерно в 1878 году. Эти швейцарские миссионеры, однако, не понимали язык сицонга в все, и переводы должны были зависеть от руководства носителей языка. Первая книга, написанная на языке сицонга, была опубликована в 1883 году Полем Берту, который посвятил достаточно времени изучению языка. Сами люди цонга тогда начали учиться читать и писать на сицонга, однако народ цонга уже хорошо знал язык сицонга или один из его диалектов задолго до прибытия швейцарских миссионеров. Есть свидетельства, указывающие на то, что «на этом языке уже говорили примитивные жители страны более чем за 500 лет» до прибытия швейцарских миссионеров (Junod 1912, стр. 32)

Конфликты и соглашения об именах

Само название «Цонга» или «Ватсонга» правильно связано со старым «Тонга» (в некоторых случаях также произносится как Тонга). Люди Тонга - одно из первых африканских племен, которые покинули Центральную Африку между 200 и 500 годами нашей эры и породили многие культурные самобытности в Южной Африке. Название «Тонга» имеет разные значения на разных языках. На языке шона это означает «люди реки» или «независимые»; на исизулу это означает «духовный медиум», «палка», «охотник» или «престижные». Люди Тонга поселились в различных частях южной Африки, и таким образом родились разные культурные самобытности, которые до сих пор отождествляют себя с общим наследием. Народ тембе из Квазулу-Натала, например, все еще хвалит себя как «аматонга», но теперь является частью зулусского языка и культуры после интеграции в северный Квазулу-Натал. Люди Ронга были идентифицированы в соответствии с восточным направлением, в котором они жили (Ронга означает Восток на диалекте Ронга), и они включали племена Мпфумо из Нхларути, Нондване, Ванкомати и Мабота. Другой пример - народ валенге и чопи (ваКопи) из Гуньюле и Дзавана, которые также связаны с народом тсонга в Южной Африке, таким как малулеке, шивамбу, мхинга и муламула, и до сих пор считают себя частью более крупного Тонга / Тонга. группа. Племена, часто идентифицируемые как гвамба (собственно потомки гвамбе), такие как племена балойи, матебула и ньяи, также образовали племена каланга и розви. Другие племена включают людей хленгве, которые произошли от тех, кто называл себя ватсва (иногда пишется как тшва), а также хоса, которые отождествляли себя с подгруппой джонга и мбай. Действительно, большая часть народа тсонга в Южной Африке произошла от сепаратистских групп Тонга, что, должно быть, произошло примерно в 1600-х годах с рассветом прибытия португальцев в Мозамбик.

В Южной Африке название «Шангаан» или «Мачангане» регулярно применяется ко всему населению Цонга; однако это распространенное заблуждение, и другие даже обижаются на него из-за принадлежности к племени. То, что можно определить как племя шангаан, составляет лишь небольшую часть всей этнической группы цонга, а это означает, что термин «шангаан» следует применять только к тому племени, которое имеет прямое отношение к Сошангане ка Зикоде (генерал нгуни из племени ндвандве. ), пришедших к власти в 1800-х годах, а также тех племен, которые были основаны или ассимилированы непосредственно им. Напротив, этническая группа тсонга включает в себя различные племенные идентичности, некоторые из которых были признаны и прочно укоренились в Мозамбике и Южной Африке даже примерно в 1350 году и в период с 1600-х по 1900-е годы, а именно Вархонга, Ваксика, Валенгве, Ван'ванати., Вакопи, Валойи и другие. С другой стороны, термин с двойным стволом «Цонга-Шангаан» часто применяется так же, как сото и тсвана; Педи и Лобеду; или коса и мпондо. Исторические исследования показывают, что значительное количество племен цонга жили вместе в Южной Африке в период с 1400-х по 1700-е годы, в то время как название «Шангаан» еще не существовало. Еще в 1640-1700-х годах народ цонга в Южной Африке уже был интегрирован и жил вместе, основанный под своим собственным традиционным руководством (например, королевства во главе с Гулухулу, Ксихломуло из Валози, Максакадзи из Ван'ванати и Нгомани из Ваксика).

Когда Сошангане (от которого взято имя Шангаан) и другие захватчики нгуни совершили набег на Мозамбик позже, в 1820-х годах, народ тсонга, который уже жил в период голландского колониализма в Южной Африке, не входил в состав империи Нгуни Шангаан (и часто враждебно относились к нему), и они уже говорили на языке сицонга через такие диалекты, как синьвалунгу, ксихлангану, ксидзонга и т. д. в пределах Трансвааля. Такие племена цонга никогда не были подданными Шангаанской империи в секторе Газа и всегда сохраняли свое старшее традиционное руководство даже во время правления системы родины апартеида. Заблуждение о том, что все они были объединены одним лидером, кажется ложным, поскольку большинство людей, которые организовали ранние группировки Цонга / Тонга, все равно были бы интегрированы в Южную Африку, даже если бы войны Мфекане Нгуни не произошли. В дополнение к этому, многие из племен тсонга, которые все еще находились в Мозамбике и позже подверглись нападению со стороны Сошангане и других ндвандвес в 1820-х годах, дистанцировались и бежали в Трансвааль, чтобы восстановить свое существование вне влияния империи Газы (они отказались быть во главе с нгуни), в то время как некоторые остались и были либо порабощены, либо порабощены. При этом хорошо известно, что империя Газа была обширной и включала территории, занятые Цонга. Многие цонга идентифицировали себя как шангани, и в их языке есть множество имен и слов нгуни, которые свидетельствуют о правлении некоторых из этих групп Нгуни в секторе Газа. Однако народ копи ( чопи ) оставался мятежным и независимым на протяжении всей жизни царства Газа и никогда не был побежден должным образом, и когда правитель Газы (Нхунгхуньяна) вторгся на их территорию около реки Лимпопо и попытался подчинить их в 1888 году, Между народом Чопи и войсками Газы последовала война, которая продолжалась с 1889 года и закончилась в 1895 году, когда Нхунгуньяна был побежден португальцами (во главе с их генералом Музиньо де Альбукерке ) в союзе с солдатами Чопи (во главе с их королем Ксипененьяна). Многие жители Газы бежали из распавшейся Империи, а оставшееся руководство нашло убежище в Южной Африке, где большинство жителей Цонга жило до начала войн Мфекане. В Южной Африке жители Газы-Шангаана потеряли свой язык нгуни, который был преобладал в Империи, во многом из-за новой реальности, и они приняли язык сицонга в Трансваале, но все еще в значительной степени идентифицируют себя с обычаями нгуни.

В современной Южной Африке интеграция таких племен привела к стремлению к социальной сплоченности, когда некоторые из народа цонга считают, что они сталкиваются с кризисом идентичности в результате предполагаемого трайбализма племени ндвандве Шангаан против первоначальных племен цонга. Другим фактором является связь людей Газы и Шангаана с историей угнетения и эксплуатации, которым жители Мозамбика подвергались под властью Империи Газа в 1800-х годах, что хорошо задокументировано надежными источниками и является предметом многочисленных споров и дебаты.

Клановые структуры

Этническая группа цонга была объединена постепенной ассимиляцией различных приближающихся племен, в изобилии встречающихся в Мозамбике, Зимбабве и Южной Африке соответственно. Исторические исследования показывают, что развитие общего языка (сицонга), а также культурная интеграция в этнической группе цонга происходили с 1200-х годов (более 800 лет назад). Возможно, что разные конфликтующие группы стремились создать защитные союзы и таким образом интегрировать свои племена в единое учреждение или обеспечить торговлю. Язык, по-видимому, является доминирующим фактором в объединении племен цонга, как и народ венда, который также принадлежит к различным племенам, объединенным языком венда. Народ Тембе, вероятно, является одним из самых влиятельных на восточном побережье и одним из первых людей, поселившихся в северных частях Натала Квазулу и на юге Мозамбика, а также различных кланов, таких как Дламини, Гумедес, Машабанес, Матшинес, Ньякас. немногие идентифицируют себя с народами Тембе или идентичны с Тембе. Одним из самых ранних северных королевств Цонга на территории Южной Африки с 1600-х до конца 1800-х годов была династия Хленгве Махими Мхумули Мабаса / Чауке, а в конце 1900-х годов была династия Мхинга, которая основала Маламулеле (Спаситель) и в дальнейшем сформировала руководство территориальная власть Газанкулу примерно в 1960-х годах на территории сегодняшней восточной части провинции Лимпопо. Клан Ван'ванати, согласно Генри А. Джуноду (1912), также является теми, кто повторно ассимилировал кланы балойи и ваньяи, которые покинули страну Каланга и стали говорить на языке цонга. Однако балойи были частью первоначальной группы кланов Тонга (через своего предка Гвамбе), прежде чем они отправились завоевывать части Зимбабве и были названы Барозви («разрушители»). Сами люди цонга по-прежнему признают свое племенное происхождение и также приняли национальную идентичность цонга, которая объединяет их лингвистически и культурно в пределах Южной Африки. Самым большим фактором в объединении различных племен, говорящих на языке сицонга на территории Южной Африки, является роль, которую сыграл Сундуза II из династии Мхинга в 1961 году, когда он мобилизовал всех вождей цонга для формирования территориальной власти, которая позволила народу цонга сохранить свое собственное признание. приравнивается к территориальным властям Венда и Педи (Mathebula 2002, стр. 37). Сундуза II Мхинга, потомок Дзаваны и царь народа чопи Гуньюле, начал свои усилия по объединению кланов Цонга в 1950-х годах, когда правительство апартеида попыталось ассимилировать народы Цонга и Шангаан в бантустан Венда и Педи. Затем Сундуза II созвал собрание всех ведущих вождей цонга в 1957 году и принял решение объединиться и противостоять надвигающейся ассимиляции. Руководство Сундузы II привело к тому, что правительство апартеида вступило в дипломатические переговоры, которые в одностороннем порядке предоставили народу Цонга признание для формирования своей собственной территориальной власти. Это значительно укрепило единство между народами Цонга и Шангаан с момента образования Родины Газанкулу, где Хадсон Нцанвизи (член клана Ванванати) стал первым главным министром народов Цонга и Шангаан.

Сицонга-говорящие общины Южной Африки после 1890 года (через диалект или субдиалект, связанный с сицонга):

  • Ватсонга (Тонга, Цонга, Ситанга)
  • Амашангана (Нгони, Ндвандве)

численность населения

Всего в 2011 году на языке тсонга было 7,3 миллиона говорящих, в основном между Южной Африкой и Мозамбиком. По данным переписи населения 2011 года, в Южной Африке проживало 3,3 миллиона человек, говорящих на языке тсонга, а в Мозамбике - 4 миллиона человек, говорящих на этом языке. Небольшое незначительное количество говорящих включало 15 000 говорящих на языке тсонга в Свазиленде и примерно 18 000 говорящих в Зимбабве.

В Южной Африке народ тсонга был сконцентрирован в следующих муниципальных районах во время переписи населения 2011 года: местный муниципалитет Большого Гияни (248 000 человек), местный муниципалитет Бушбакридж (320 000 человек), местный муниципалитет Большой Тзанеен (195 000 человек), местный муниципалитет Ба-Фалаборва. (80 000 человек), муниципалитет Махадо (170 000 человек), местный муниципалитет Туламела (220 000 человек), город Цване (280 000 человек), город Йоханнесбург (290 000 человек) и Экурхулени (260 000 человек). В следующих муниципалитетах присутствуют люди тсонга, но они недостаточно велики или недостаточно значительны, чтобы сформировать доминирующее сообщество в сфере их влияния, в большинстве случаев их численность составляет менее 50 000 человек в каждом муниципалитете. В то же время они недостаточно малы, чтобы их можно было игнорировать, поскольку они составляют самую большую группу языков меньшинств. К ним относятся: местный муниципалитет Большой Летаба (28,00 человек), местный муниципалитет Мбомбела (26 000 человек), местный муниципалитет Нкомази (28 500 человек), местный муниципалитет Могалаквена (31 400 человек), местный муниципалитет Мадибенг (51 000), местный муниципалитет Моретеле. (34 000) и муниципалитет Рустенбург (30 000). По данным переписи 2011 года, говорящие на языке тсонга по провинциям распределяются следующим образом: провинция Лимпопо (1 006 000 человек, провинция Мпумаланга (415 000 человек), провинция Гаутенг (800 000 человек и Северо-Западная провинция (110 000 человек). В целом, говорящие на языке тсонга составляют 4,4% населения) Общая численность населения ЮАР.

Экономика

Традиционная экономика Цонга основана на смешанном сельском хозяйстве и скотоводстве. Маниока - главный продукт питания; также выращиваются кукуруза (кукуруза), просо, сорго и другие культуры. Женщины выполняют большую часть сельскохозяйственных работ, в то время как мужчины и мальчики-подростки ухаживают за домашними животными (стадом коров, овец и коз), хотя некоторые мужчины выращивают товарные культуры. Большинство Tsongas теперь работают в Южной Африке и Мозамбике.

Культура

Женщины тсонга исполняют танец ксибелани.

Тсонга мужчины традиционно посещают инициация школа для обрезания называется Matlala (KaMatlala) или Нгома (е Ngomeni), после чего они рассматриваются как мужчины. Девочки-подростки посещают школу посвящения, которую возглавляют старые женщины Ватсонга, которая называется Хомба, и поэтому посвященных называют тихомба (хомба в единственном числе, тихомба во множественном числе). Только девственникам разрешается посещать эту школу посвящения, где их будут учить больше о женственности, о том, как вести себя как тихомба в обществе, а также они готовы к браку.

Люди Ватсонга, живущие вдоль реки Лимпопо в Южной Африке, в последнее время привлекли большое внимание своей высокотехнологичной, lo-fi электронной танцевальной музыкой Xitsonga Traditional, которая иначе рекламируется как Tsonga Disco, electro и Tsonga ndzhumbha. Пионерами более традиционной танцевальной музыки народа тсонга стали генерал доктор медицины Ширинда, Фанни Мпфумо, Матшва Бемуда и Томас Чауке, в то время как экспериментальные жанры дискотеки Тсонга и Тсонга нджумбха были популяризированы такими артистами, как Джо Ширимани, Пенни. Пенни, Пета Теанет и Бенни Майенгани. Более прозападный тип звука, который включает в себя множество английских слов, сэмплов вокала и тяжелых синтезаторов, продвигается в Европе как Shangaan electro и был впервые предложен такими музыкантами, как Nozinja, Tshetsha Boys и DJ Khwaya. Народ Цонга также известен рядом традиционных танцев, таких как танцы Махвайя, Ксигубу, Мчонголо и Ксибелани.

Традиционные верования и целители

Старшие н'ангас расслабляются и празднуют после посвящения, посвященного духу ндау. Старшие нангас помогают новой н'агне выбраться из воды во время инициации.

Как и большинство культур банту, люди тсонга твердо признают своих предков, которые, как полагают, оказали значительное влияние на жизнь своих потомков. В традиционных целителей называются n'anga. Легенда гласит, что первыми прорицателями тсонга в южноафриканском низменном мире были женщина по имени Нкомо Ве Лвандл (Корова океана) и мужчина по имени Дунга Манзи (Мешающие воды). Могучий водный змей Нзунзу (Ндхжунджу) якобы захватил их и погрузил в глубокие воды. Они не тонули, а жили под водой, дыша как рыбы. Как только их родственники зарезали корову для Нзунзу, они были освобождены и вышли из воды на коленях как могущественные прорицатели с набором сильнодействующих трав для исцеления. Нкомо Ве Львандл и Дунга Манзи стали известными целителями и обучили сотни женщин и мужчин прорицателям.

Среди цонга такие симптомы, как непрекращающиеся боли, бесплодие и приступы агрессии, можно интерпретировать как признаки проникновения инопланетного духа в тело человека. Когда это происходит, человек консультируется с н'ангом, чтобы диагностировать причину болезни. Если было установлено, что человек был призван предками стать н'ангом, он станет клиентом старшего прорицателя, который не только исцелит болезнь, но также вызовет духов и обучит их, чтобы они сами стали прорицателями.. Легенда о водном змее воспроизводится во время посвящения прорицателя, когда посвященных церемониально погружают в воду, из которой они выходят как прорицатели.

Духи, населяющие человека, определяются по языку, на котором они говорят. Обычно это нгони (происходит от слова нгуни ), ндау и малопо. Дух Ндау обладает потомками солдат Газы, которые убили Ндау и забрали их жен.

Как только дух превратился из враждебных сил в доброжелательные, духи наделяют нганга способностями предсказания и исцеления.

Известные люди Цонга

Ниже приведен список известных людей Цонга, у которых есть собственные статьи в Википедии.

использованная литература

Библиография

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2023-03-19 04:47:41
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте