балобеду | |
---|---|
мужчина лобеду подвергается vuhwêra обряд посвящения, 1938 | |
Регионы со значительным населением | |
Tzaneen, Лимпопо | |
Языки | |
Первый язык . Келобеду. Второй язык . английский, северный сото (сепеди), другие южноафриканские языки банту | |
Религия | |
христианство, африканские традиционные религия | |
Родственные этнические группы | |
народ сото, народ педи, народ венда, Народ тсвана |
Лободу | |
---|---|
Человек | Молобеду |
Народ | Балобеду |
Язык | Хелобеду |
Страна | Болебеду |
лобеду или балобеду (также известный как балодзви или батоболо) - южноафриканская этническая группа в составе группы людей сото-тсвана. Первоначально они были известны как баквебо (дикие свиньи). Имя «болобеду» означает место подношения, го лоба / лобела. Следовательно, Балобеду - это люди, получающие дань от других. У них есть свое собственное королевство, Королевство Балобеду, в провинции Лимпопо в Южной Африке с правительницей-женщиной, Королевой дождя Моджаджи.
Население Балобеду составляет около двух миллионов человек. По оценкам, около 30-40% говорящих на северном сото сото принадлежат к национальности лобеду. Их население распределено примерно в Мопани и Вхембе регионах Лимпопо. Некоторые из них находятся в Гаутенге как трудовые мигранты, особенно в поселках Тембиса и Александра. Большинство северных сото, живущих в Тембисе, являются балобеду.
Их язык известен как лобеду, келобеду, что является «непедиским» диалектом северного сото. Кхелобеду грамматически похож на другие языки сото-тсвана. Взаимная разборчивость между этими диалектами TshiVenda и Khelovedu настолько высока, что носители этих диалектов Venda могут эффективно общаться с носителями Khelobedu без каких-либо затруднений. Говорящий на тши-гувху может так легко понять говорящего на келобеду, или наоборот, келобеду можно было легко отнести к диалекту венда или независимому языку. Например, северный сото и его родительский диалект сепеди лучше понимают друг друга с южным сото и сетсвана, чем с келобеду.
Большинство носителей кхелобеду учатся говорить на северном сото только в школе, поскольку северный сото является вторым или третьим языком и для них чужим, как английский и африкаанс. До недавнего времени Хелобеду существовал только в неписаной форме, а стандартный северный сото язык и орфография обычно использовались для обучения и письма. По состоянию на 2018 год составляется словарь Хеловеду, и конкретная орфография Хелобеду также находится в процессе разработки.
Есть три подгруппы Лобеду:
Изначально балобеду мигрировали на юг из нынешнего Зимбабве в их нынешнее местонахождение в Южной Африке. Центральная племенная деревня - Хетакони в районе Балобеду. Эти переселенцы из каланги состояли из моквебо, которые являются предками всех кланов диких свиней (ва ана голе / ба бина колобе), таких как Мамаболо Рамафало и Моджаджи, ненгвехулу, которые являются предками всех кланов слонов (Дитлоу) и предками Рамабулана. из других кланов слонов (Дитлоу) также являются дядями Ненгвекхулусов. Все BaLobedu происходят от этих трех групп BaKwebo, Nengwekhulu и Ramabulana. Остальные люди являются потомками беженцев Восточного Сото или Балауди и коренных жителей Южной Венды, таких как Бангона. В результате наиболее распространенными тотемами животных среди баЛобеду являются дикая свинья (Голое / Колобе) и слон (Доу / Тлоу).
Кланы диких свиней (диколобе) - это Моджаджи, Мохале, Модика, Махаша, Мабулана, Моквебо, Мампеуле, Молокване, Малепе, Тобела и Рамафало, все это потомки древнего королевского дома Моквебо (дикие свиньи). Все вожди Болобеду принадлежат к кланам диких свиней, за исключением вождей Тауломе, которые являются Диноко (дикобразами). Клан слонов - это Rabothata, Selowa (Khelowa / Tshilowa / Shilowa), Shai, Matlou (Ma ou), Mabulana и Maenetja, это потомки древнего королевского дома Nengwekhulu.
БаЛобеду более тесно связаны с Королевством Лозви, начатым. Когда они двигались на юг, другой осколок пошел на юго-восток. Северные или лози находятся на территории современной западной провинции Замбии. Они поселились на берегу реки Замбези. День установил его как Муси-оа-тунья (гроза, которая гремит), сегодня водопад Виктория. У них есть линии восхваления Саи / Шай и Дэва, и они называют себя людьми Тобела, что совпадает с Лозви / Каланга. Вызывающая дождь сила королевы Моджаджи также является синонимом святилища Нджелеле в СиЛозви (в современном Матабелеланде, Зимбабве), и поэтому считается, что их история переплетается с остальной частью Лозви. Лингвисты перечислили Лобеду вместе с Каланга, Намбья (диалект Каланга ), Венда, Лемба, Шанкве, Нюби и Каранга, как язык лозви, и, следовательно, связывает их с их историей. Их история вызывания дождя связана с историей баньяи на севере Матабелеленда и. Каланга в южной части Матабелеленда и две области, называемые в Матабелеленд.
У Балобеду есть свои собственные традиционные танцы, называемые кхекхапа для женщин и динака для мужчин. Динака - традиционный танец всех северных народов, говорящих на сото, охватывающий такие области, как га-Сехухуне, га-Дикгале и Болобеду.
У Балобеду есть мужская церемония посвящения под названием Морото. Церемония посвящения женщин называется дихопа.
У Балобеду есть свой собственный способ восхвалять и разговаривать со своим Богом через Дитугулу. Они садятся рядом с традиционно оформленным кругом в своих домах и начинают называть имена своих предков.
У Лобеду есть женщины-правительницы, известные как «Королевы дождя». Считается, что королева обладает способностью вызывать дождь. Королевство Балобеду состоит из нескольких небольших групп, связанных вместе своей королевой. 12 июня 2005 года королева Макобо Моджаджи умерла, не оставив явного преемника, приемлемого для всех членов Совета Королевы. С тех пор регентом служит брат покойной королевы.
Область Балобеду состоит из примерно 150 деревень, и в каждой деревне есть правитель мужского или женского пола, который представляет Моджаджи, королеву дождя.
Королева дождя исторически была известна как чрезвычайно могущественная волшебница, способная приносить дождь своим друзьям и засуху своим врагам. Посетители этого района всегда приносили ей подарки и дары, в том числе скот и их дочерей в качестве жен (хотя их роль больше похожа на то, что на Западе называют фрейлинами), чтобы успокоить ее, чтобы она принесла дождь на свои регионы. Считается, что имя Лобеду происходит от этой практики, относящейся к дочерям или сестрам, которые были потеряны для своих семей. Королева дождя расширяет свое влияние через своих жен, потому что они политически связывают ее с другими семьями или деревнями.
Королева дождя упоминалась в литературе как основа для Х. Роман Райдера Хаггарда Она.