Люди нгуни

редактировать
Люди нгуни
Языки
люди зулу, люди коса, Свази, народ матабеле, народ нгони, южный народ ндебеле
родственные этнические группы
народы сото-тсвана, Люди венда, люди тсонга

люди нгуни - это группа народов банту, которые в основном говорят на языках нгуни и в настоящее время проживают преимущественно в Южная Африка. Народ нгуни - это зулу, коса, ндебеле и свази. В основном они живут в Южной Африке. Свази живут как в Южной Африке, так и в эсватини, в то время как ндебеле люди живут как в Южной Африке, так и в Зимбабве.

В Южной Африке исторические Королевства нгуни зулу, коса, ндебеле и свази находятся на территории нынешних провинций Квазулу-Натал, Восточный мыс, Гаутенг, Лимпопо и Мпумаланга. Самым известным из этих королевств является Королевство Зулу, которым правил Шака, могущественный король-воин, завоевание которого произошло в начале девятнадцатого века. В Зимбабве народ ндебеле живет в основном в провинциях Матебелеленд и Мидлендс.

Содержание
  • 1 История
  • 2 Социальная организация
  • 3 Религия
  • 4 Составляющие народы
    • 4.1 Примечания
  • 5 Источники
История
Традиционная усадьба нгуни из деревни Нгуни в Южной Африке, около 1900 года

Большая часть того, что известно о древней истории Нгуни, приходится на из устной истории и легенд. Традиционно считается, что они мигрировали в регион Великих озер Африки с севера. Согласно лингвистическим данным - только - и историкам, в том числе; Джон Х. Робертсон, Ребекка Брэдли, Т. Рассел, Фабио Сильва и Джеймс Стил; предки народа нгуни мигрировали с запада географического Центра Африки в современную Южную Африку 7000 лет назад (5000 г. до н.э.). Люди нгуни мигрировали в пределах Южной Африки в Квазулу-Натал к 1-му веку нашей эры и в то же время проживали в регионе Трансвааля (провинция). Люди нгуни привезли с собой овец, крупный рогатый скот, коз и садовые культуры, многие из которых никогда не использовались в Южной Африке в то время.

В других провинциях нынешней Южной Африки, таких как Восточный Кейп, появились носители языка нгуни. примерно в то же время. Некоторые группы отделились и поселились по дороге, а другие продолжили движение. Таким образом, сформировалась следующая структура расселения: южные ндебеле на севере, свази на северо-востоке, зулу на востоке и коса на юге. Из-за того, что эти люди имели общее происхождение, их языки и культуры сильно похожи. В конце концов нгуни встретились с охотниками сан, что объясняет их использование «щелчка» в их языках.

Хотя северные ндебеле, как говорят, произошли от народа нгуни, это верно только для некоторых из них. Южноафриканские ндебелы (южный народ ндебеле ) были первой группой, отделившейся от других кланов нгуни после того, как они вошли в современную Южную Африку и поселились в регионе Трансвааля примерно с 1500 года. Остальные кланы нгуни двинулись дальше на юг. Те, кто двинулся на юго-запад, в конечном итоге назвали себя Xhosas, и большинство кланов, которые двинулись на юго-восток, в конечном итоге были насильственно объединены под властью зулусов, когда Шака (чьи зулусы были второстепенным кланом в рамках конфедерации Mthethwa во главе с Дингисвайо, повелитель Шаки) победил конфедерацию ндвандве под властью Звиде каЛанга. До своего поражения от Шака Зулу они жили в районе к северу от реки Умхлатузе и к югу от Понголы. После своего поражения они двинулись в верховья реки Нкомати, среди других областей (с одним из генералов Звида, Звангендаба каджеле, идущим до Малави / Танзании). Мзиликази, глава клана Хумало, после объединения кланов стал одним из высших генералов Шаки. Вернувшись из набега со своим импи, он оставил часть украденного скота для себя, вместо того, чтобы передать его своему повелителю Шаке, как это было принято. Такое поведение каралось смертью. Чтобы наказать этого генерала был отправлен полк, в результате чего он бежал вместе с сотнями своих последователей и в конечном итоге оказался в регионе Трансвааль, где они вошли в контакт с (не связанными с ним) Манала Ндебелес. Манала ндебеле были ослаблены их отделением от нзунза ндебеле после почти двух-трех столетий их поселения в регионе Трансвааля. Разделение привело к тому, что большая часть нации ушла с Нзунзой, а меньшинство - с Маналой. Нзунза-ндебеле двинулись на север, а манала-ндебеле, которые в основном состояли из женщин, остались на территории современной Претории. Когда прибыл Мзиликази, он убил короля Манала Ндебеле, короля Силамба, и они поселились там на некоторое время, прежде чем двинуться дальше на север, в конечном итоге в нынешнем Зимбабве около 1839 года. (к которым присоединились другие этнические группы, такие как сото, тсвана и другие перемещенные нгуни в Южной Африке) был известен как ндебеле. Дальнейшие завоевания и ассимиляция зимбабвийских групп (таких как каланга и розви) означали, что оригинальные хумало из Зулуленда в конечном итоге стали меньшинством в этой большой этнической группе, которую объединил общий язык нгуни - индебеле.

Говорят, что многие племена и кланы были насильственно объединены под Шака Зулу. Политическая организация Шака Зулу была эффективна в объединении "завоеванных" племен, частично по возрастным группам, где люди из разных деревень были связаны друг с другом.

Ожерелье из собачьих зубов, используемое в религиозных церемониях народа нгуни. Музей драгоценных камней и украшений, Кейптаун

Многие версии в историографии южной части Африки утверждают, что во время миграций южной Африки, известной как Мфекане, народы нгуни распространились по большей части южной Африки, поглощая, завоевание или вытеснение многих других народов. Однако понятие мфекан / дифакан оспаривается некоторыми учеными, в частности, Джулианом Коббингом. Мфекане был инициирован Звиде и его ндвандве. Они напали на хлуби и украли их скот, оставив их без средств к существованию. Остатки Хлуби под их предводительством Мативане бежали в то, что сейчас является Свободным государством, и напали на Батлокву в районе Харрисмит Вреде. Это вытеснило батлокву под властью Мантатезе, и она и ее люди распространили смерть и разрушения дальше в центральные внутренние районы. Мошошу и его баквена искали защиты у Шаки и прислали ему взамен дань. Когда Мативан поселился в Маболеле, недалеко от современного Клоколана, Мошошу пожаловался Шаке, что это мешает ему послать дань, после чего был отправлен импи, чтобы прогнать Мативана из этой области. Мативан бежал на юг и в конечном итоге потерпел поражение в битве с британскими войсками в том, что позже стало Транскей. Мантатезе и ее батлоква поселились недалеко от того места, где сейчас находится Фиксбург, и за ней последовал ее сын Секоньела в качестве главы батлоквы. Именно он украл зулусский скот, который Пит Ретиф в своих отношениях с Дингейном, преемником Шаки, должен был вернуть. После поражения Звида и его ндвандвес Шакой, два его командира, Сошангане и Звенгендаба, бежали со своими последователями на север, создавая хаос на своем пути. В конце концов, Сошангане основал нацию шангане в Мозамбике, а Звенгендаба перебралась на территорию, которая сейчас называется Танзанией. Мзиликази в своем бегстве из Шаки обезлюдел восточный хайвельд и северное Свободное государство, убив мужчин и схватив женщин, чтобы сформировать свою нацию Матабеле. Первоначально он поселился недалеко от нынешней Претории, затем перебрался в Мосегу, недалеко от сегодняшнего дня Зееруст, но после поражения от воортреккеров он переехал в нынешнюю Зимбабве, где он основал свою столицу Булавайо.

Социальная организация

Внутри народов нгуни клан, основанный на мужском происхождении, составлял высшую социальную единицу. Каждый клан возглавлял вождь. Влиятельные мужчины пытались добиться независимости, создав собственный клан. Сила вождя часто зависела от того, насколько хорошо он мог удерживать свой клан. Примерно с 1800 года рост клана зулусов нгуни и последующее развитие мфекане, сопровождавшее экспансию зулусов при Шака, помогли запустить процесс союза и консолидации между многими меньшими кланами..

Например, королевство Эсватини было сформировано в начале девятнадцатого века различными группами нгуни, объединившимися с кланом Дламини против угрозы внешнего нападения. Сегодня королевство включает в себя множество различных кланов, говорящих на языке нгуни, называемом свати, и верных королю Эсватини, который также является главой клана Дламини.

«Дламини» - очень распространенное название клана среди всех задокументированных языков нгуни (включая Свати и Пхути), связанное с культурной идентичностью Абамбо.

Религия

Нгуни могут быть христианами (будь то католиками или протестантами ), приверженцами традиционных африканских религий. или члены форм христианства, модифицированных традиционными африканскими ценностями (например, Церковь назарейцев Шембе ). Они также большую часть времени следуют смеси этих двух религий, а не по отдельности.

Составляющие народы

Следующие народы являются нгуни:

ЛюдиЯзыкНаселениеРаспространение
Свази Свази 2,258,000Эсватини, но также в Южной Африке вокруг границы свази. Их родина была Кангване.
ПхутиПхути 49,000Недалеко от границы Лесото и Южной Африки в Транскей регионе.
ЛалаЛала Кранскоп, Хардинг, Квазулу-Натал, ИНанда, заповедник УМнгени,
Бхака Бхака Северо-восточная часть Восточный Кейп
Северный (Трансвааль) НдебелеСумайела Ндебеле В основном в Мокопане, но также в Хамманскраале и около Полокване
Хлуби Хлуби Рядом с границей Лесото и Южной Африки в регионе Транскей. Квазулу-Натал, Восточный мыс, Лесото и Северо-Запад провинции с первоначальным поселением на реке Баффало
Зулу Зулу 10,964,000Первоначально Зулуленд, но теперь в большинстве из Натала и как меньшинство в Восточном Трансваале и Гаутенг. Их родина была Квазулу.
Коса Коса 8,478,000Их родиной были Сискей и Транскей.
Тембу Коса 750 000Тембуленд. Их родина была в Транскее (их часто считают подгруппой коса)
Мпондо коса 2,000,000Пондоленд. Их родина была в Транскее (их часто считают подгруппой коса)
Южный ндебеле Южный ндебеле 659,000Центральный Трансвааль
Северный ндебеле (Матабеле)Северный ндебеле 1599000Матабелеленд Зимбабве
Нгони У них нет собственного языка, но они говорят Тумбука, чева или ньянджа.2,044,000малави Замбия
Всегоязыков нгуни 28,801,000

Примечания

  1. ^ Их часто объединяют с коса, поскольку их язык тоже коса.
  2. ^Изначально говорящие на языке зунда группы, к которым присоединились бежавшие народы после и во время Мфекане.

люди нгони по этническому признаку, обнаружены в Малави (под руководством верховного вождя Мбелва и Масеко Парамунси), Замбия (под верховным вождем Мпезени), Мозамбик и Танзания. В Малави и Замбии они говорят на смеси языков завоеванных ими народов, таких как чева, нсенга и тамбука.

Ссылки
  1. ^www.northernndebele.blogspot.com
  2. ^«История древней Нубии | Восточный институт Чикагского университета». oi.uchicago.edu. Проверено 10 ноября 2019 г.
  3. ^Оливер, Р. (1966). Проблема расширения банту. Журнал африканской истории, 7 (3), 361-376. Получено с https://www.jstor.org/stable/180108
  4. ^Ньюман, Джеймс Л. (1995). Население Африки: географическая интерпретация. Нью-Хейвен, Коннектикут: Yale University Press. ISBN 978-0-300-07280-8.
  5. ^Шиллингтон, Кевин (2005). История Африки (3-е изд.). Нью-Йорк: St. Martin's Press.
  6. ^Рассел, Темби; Сильва, Фабио; Стил, Джеймс (31 января 2014 г.). «Моделирование распространения земледелия в регионах Африки, говорящих на языке банту: филогеография, основанная на археологии». PLOS ONE. 9 (1): e87854. Bibcode : 2014PLoSO... 987854R. doi : 10.1371 / journal.pone.0087854. ISSN 1932-6203. PMC 3909244. PMID 24498213.
  7. ^Робертсон, Джон Х.; Брэдли, Ребекка (2000). «Новая парадигма: африканский ранний железный век без миграций банту». История в Африке. 27 : 287–323. DOI : 10.2307 / 3172118. ISSN 0361-5413. JSTOR 3172118.
  8. ^«История парка Крюгера - железный век - Южная Африка...» www.krugerpark.co.za. Проверено 26 марта 2020 г.
  9. ^«2016-10 - История о том, как домашний скот попал в южную Африку - Университет Уитса». www.wits.ac.za. Проверено 26 марта 2020 г.
  10. ^Whitelaw, Gavin (2009). «Четыре женщины железного века из Квазулу-Натала: биологическая антропология, генетика и археологический контекст». Южноафриканские гуманитарные науки.
  11. ^Лендер, Фэй; Рассел, Темби (2018). «Археологические свидетельства появления скотоводства и земледелия на юге Африки». PLOS ONE. 13 (6): e0198941. Bibcode : 2018PLoSO..1398941L. doi : 10.1371 / journal.pone.0198941. PMC 6002040. PMID 29902271.
  12. ^Киллик, Дэвид (2014), Археометаллургия в глобальной перспективе, Springer, New York, стр. 507–527, doi : 10.1007 / 978 -1-4614-9017-3_19, ISBN 978-1-4939-3357-0 Отсутствует или пусто | title =( ); | chapter =игнорируется ()
  13. ^«2016-10 - История о том, как домашний скот попал в южную Африку - Университет Уитса». Www.wits.ac.za. Проверено 26 марта 2020 г.
  14. ^Фишер, Эрих (2013). «Археологическая разведка в Пондолэнде». Палеоантопология.
  15. ^«Языки щелчка». Британская энциклопедия. Проверено 26 октября 2019 г.
  16. ^Skhosana, Philemon Buti (2009). "3". Лингвистические отношения между южным и северным ндебеле (PDF). Архивировано (PDF) с оригинала на 2015-11-17.
  17. ^«Мфекане как Алиби: мысли о Дитаконге и Мболомпо» (PDF). Журнал африканской истории, том 29, выпуск 3, Cambridge University Press. 1988. Проверено 16 сентября 2015 г.
  18. ^Брайант: Старые времена в Зулуленде и Натале. Риттер: Шака Зулу
Последняя правка сделана 2021-05-31 07:57:46
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте