Методология мягких систем

редактировать

Методология мягких систем (SSM ) - подход к моделированию организационных процессов (моделирование бизнес-процессов ) и его можно использовать как для решения общих проблем, так и для управления изменениями. Он был разработан в Англии учеными из Ланкастерского университета Департамента систем в рамках десятилетней программы исследований.

Содержание
  • 1 Обзор
  • 2 Эволюция представления
    • 2.1 Блоки и стрелки (1972)
    • 2.2 Семь этапов (1981)
    • 2.3 Два потока (1988)
    • 2.4 Четыре основных вида деятельности (1990)
  • 3 CATWOE
  • 4 Система человеческой деятельности
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература
    • 7.1 Книги
    • 7.2 Статьи
  • 8 Внешние ссылки
Обзор

Методология был разработан на основе более ранних подходов к системной инженерии, в первую очередь Питером Чеклендом и его коллегами, такими как Брайан Уилсон. Основное использование SSM - анализ сложных ситуаций, когда существуют различные точки зрения на определение проблемы. Эти ситуации представляют собой «мягкие проблемы», такие как: Как улучшить предоставление медицинских услуг? Как управлять планированием стихийных бедствий? Когда следует вывести из-под стражи правонарушителей с психическими расстройствами? Что делать с бездомностью среди молодежи?

В таких ситуациях может быть нелегко прийти к согласию даже с реальной проблемой, которую необходимо решить. Чтобы вмешаться в такие ситуации, подход мягких систем использует понятие «система » в качестве вопросительного устройства, которое позволит дискутировать между заинтересованными сторонами. В своей «классической» форме методология состоит из семи этапов, с первоначальной оценкой проблемной ситуации, ведущей к моделированию нескольких систем человеческой деятельности, которые могут быть сочтены соответствующими проблемной ситуации. Обсуждая и исследуя их, лица, принимающие решения, придут к соглашению (или, в исключительных случаях, к консенсусу) по поводу того, какие изменения могут быть системно желательными и возможными в данной ситуации. Более поздние объяснения идей дают более сложный взгляд на этот системный метод и уделяют больше внимания расположению методологии по отношению к ее философским основам. Это более ранняя классическая точка зрения, которая наиболее широко использовалась на практике.

Существует несколько сотен задокументированных примеров успешного использования SSM во многих различных областях, от экологии до бизнеса и военной логистики. Он был принят многими организациями и включен в другие подходы: например, в 1990-х годах он был рекомендованным инструментом планирования для разработки системы правительства Великобритании SSADM . методология.

Общая применимость подхода вызвала некоторые критические замечания, что он является функционалистическим, неэмансипаторским или поддерживает статус-кво и существующие структуры власти; это утверждение, которое пользователи будут отрицать, аргументируя это тем, что сама методология не может быть ни одной из перечисленных выше, это пользователь методологии может решить использовать ее таким образом.

Методология описана в нескольких книгах и многих научных статьях.

SSM остается наиболее широко используемым и практическим приложением системного мышления и других системных подходов, таких как критическое системное мышление вобрало в себя многие его идеи.

Эволюция представлений

SSM претерпела постепенное развитие методологии в целом с 1972 по 1990 год. В течение этого периода времени были разработаны четыре различных представления SSM, которые становились все более сложными и в то же время менее структурированный и более широкий по охвату.

Блоки и стрелки (1972)

В первых исследованиях того, что стало SSM, методология представлена ​​в виде последовательности этапов с повторением до предыдущие этапы. Последовательность была следующей: анализ; корневое определение соответствующих систем; концептуализация; сравнение и определение изменений; выбор изменения для реализации; дизайн изменений и внедрения; оценка.

Семь этапов (1981)

В первой книге, написанной о SSM, методология представлена ​​в виде группы из семи действий в циклическом процессе обучения, который называется семиступенчатой ​​моделью. Семь этапов:

  1. Войти в ситуацию, которая считается проблемной
  2. Выразить проблемную ситуацию
  3. Сформулировать основные определения соответствующих систем целенаправленной деятельности
  4. Построить концептуальные модели названных систем в корневых определениях
  5. Сравните модели с реальными ситуациями
  6. Определите возможные изменения, которые возможны и осуществимы
  7. Примите меры для улучшения проблемной ситуации

Два потока (1988)

Двухпоточная модель SSM признает критически важную роль истории в человеческих делах. Это выражение SSM представлено как подход, воплощающий не только логический поток анализа (через модели деятельности), но также культурный и политический поток, который позволяет делать суждения о согласовании между конфликтующими интересами, которые могут быть доступны людям.

Четыре основных вида деятельности (1990)

Модель с четырьмя видами деятельности является скорее иконической, чем описательной, и включает культурный поток анализа в четыре вида деятельности. Эти четыре вида деятельности включают:

  1. Выявление проблемной ситуации, в том числе культурно / политически
  2. Формулирование соответствующих моделей целенаправленной деятельности
  3. Обсуждение ситуации с использованием моделей, поиск из этих дебатов как :
    • изменения, которые улучшат ситуацию и считаются как желательными, так и (культурно) возможными, и
    • согласование между конфликтующими интересами, которое позволит предпринять действия
  4. Принятие мер в ситуации для вызвать улучшение
CATWOE

В 1975 году Дэвид Смит, исследователь из отдела Чекленда, заметил, что SSM был наиболее успешным, когда определение корня включало определенные элементы. Эти элементы, зафиксированные в мнемоническом CATWOE, идентифицируют людей, процессы и среду, которые способствуют возникновению ситуации, проблемы или проблемы, требующей анализа.

Это используется, чтобы побудить задуматься о том, чего пытается достичь бизнес. Перспективы бизнеса помогают бизнес-аналитику рассмотреть влияние любого предлагаемого решения на вовлеченных людей. CATWOE состоит из шести элементов:

  • Клиенты - Кто является бенефициаром бизнес-процесса самого высокого уровня и как проблема на них влияет?
  • Действующие лица - Кто вовлечен в ситуацию, кто будет вовлечен в внедрения решений и что повлияет на их успех?
  • Процесс трансформации - Какое преобразование лежит в основе системы - преобразование винограда в вино, преобразование непроданных товаров в проданные товары, преобразование общественных потребностей в социальные
  • Weltanschauung (или Worldview) - Какова общая картина и каковы более широкие последствия проблемы?
  • Владелец - Кто владеет процессом или расследуемой ситуацией и какая роль будет они играют в решении?
  • Экологические ограничения - Какие ограничения и ограничения будут влиять на решение и его успех?
Система человеческой деятельности

Систему человеческой деятельности можно определить как "условная система (т.е. не существующая в какой-либо материальной форме), где гул существа предпринимают действия, которые достигают определенной цели ».

См. также
  • Философский портал
  • Психологический портал
Ссылки
Дополнительная литература

Книги

  • Уилсон, Б. и ван Хаперен, К. (2015) Мягкое системное мышление, методология и управление изменениями (включая историю факультета системной инженерии в Ланкастерском университете), Лондон: Palgrave MacMillan. ISBN 978-1-137-43268-1.
  • Checkland, P.B. и Дж. Скоулз (2001) Методология мягких систем в действии, в Дж. Розенхеде и Дж. Мингерсе (ред.), Рациональный анализ для проблемного мира: новый взгляд. Чичестер: Wiley
  • Checkland, P.B. И Поултер, Дж. (2006) Обучение для действия: краткое исчерпывающее описание методологии мягких систем и ее использования для практиков, учителей и студентов, Wiley, Чичестер. ISBN 0-470-02554-9
  • Checkland, P.B. Системное мышление, системная практика, John Wiley Sons Ltd. 1981, 1998. ISBN 0-471-98606-2
  • Checkland, P.B. и С. Холвелл Информация, системы и информационные системы, John Wiley Sons Ltd. 1998. ISBN 0-471-95820-4
  • Уилсон, Б. Системы: Концепции, Методологии и приложения, John Wiley Sons Ltd. 1984, 1990. ISBN 0-471-92716-3
  • Уилсон, Б. Методология мягких систем, John Wiley Sons Ltd 2001. ISBN 0-471-89489-3

Статьи

Внешние ссылки
На Викискладе есть материалы, связанные с Методология мягких систем.
Последняя правка сделана 2021-06-08 08:23:53
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте