Теория социального сравнения, первоначально предложенная социальным психологом Леоном Фестингером в 1954 году основывается на убеждении, что в людях есть стремление к точной самооценке. Теория объясняет, как люди оценивают свое мнение и способности, сравнивая себя с другими, чтобы уменьшить неопределенность в этих областях и научиться определять себя.
Следуя первоначальной теории, исследования начали сосредотачиваться на социальном сравнении как способе самоулучшения, вводя концепции нисходящих и восходящих сравнений и расширяя мотивацию социальных сравнений.
Теоретически Фестингер выдвинул девять основных гипотез. Во-первых, он заявил, что у людей есть основное стремление оценивать свои мнения и способности и что люди оценивают себя с помощью объективных, несоциальных средств (Гипотеза I). Во-вторых, Фестингер заявил, что если объективные, несоциальные средства недоступны, люди оценивают свои мнения и способности по сравнению с другими людьми (Гипотеза II). Затем он выдвинул гипотезу о том, что тенденция сравнивать себя с другим человеком уменьшается по мере того, как разница между их мнениями и способностями становится более разной. Другими словами, если кто-то сильно отличается от вас, вы с меньшей вероятностью будете сравнивать себя с этим человеком (Гипотеза III). Затем он выдвинул гипотезу, что в случае способностей существует однонаправленное движение вверх, которое в большинстве своем отсутствует во мнениях. Этот драйв указывает на то, что делать все лучше и лучше. (Гипотеза IV). Затем Фестингер предполагает, что существуют несоциальные ограничения, которые затрудняют или даже делают невозможным изменение своих способностей, и эти ограничения в основном отсутствуют для мнений. Другими словами, люди могут изменить свое мнение, когда захотят, но независимо от того, насколько люди могут быть заинтересованы в улучшении своих способностей, могут быть другие элементы, которые делают это невозможным (Гипотеза V). Фестингер выдвигает гипотезу о том, что прекращение сравнения с другими людьми сопровождается враждебностью или пренебрежением до такой степени, что продолжение сравнения с этими людьми влечет за собой неприятные последствия (Гипотеза VI). Далее, любые факторы, которые увеличивают важность какой-либо конкретной группы как группы сравнения, исходя из определенного мнения или способности, будут усиливать давление в сторону единообразия в отношении этой способности или мнения внутри этой группы. Если возникают расхождения между оценщиком и группой сравнения, существует тенденция к уменьшению расхождений, либо пытаясь убедить других, либо изменяя их личные взгляды для достижения единообразия. Однако важность, актуальность и привлекательность группы сравнения, которая влияет на исходную мотивацию сравнения, опосредует давление в сторону единообразия (гипотеза VII). Его следующая гипотеза гласит, что если люди, которые сильно расходятся с его собственным мнением или способностями, воспринимаются как отличающиеся от вас по признакам, соответствующим расхождению, тенденция к сужению диапазона сопоставимости становится сильнее (Гипотеза VIII). Наконец, Фестингер выдвинул гипотезу о том, что, когда в группе существует диапазон мнений или способностей, относительная сила трех проявлений давления в сторону единообразия будет разной для тех, кто близок к модусу группы, чем для тех, кто далеки от нее. режим. Те, кто близок к моде, будут иметь более сильную тенденцию к изменению позиции других, более слабую тенденцию к сужению диапазона сравнения и даже более слабую тенденцию к изменению своего собственного мнения (Гипотеза IX).
С момента своего создания первоначальная структура претерпела несколько улучшений. Ключевыми среди них являются достижения в понимании мотивов, лежащих в основе социальных сравнений, и конкретных типов проводимых социальных сравнений. Мотивы, которые имеют отношение к социальному сравнению, включают самоулучшение, поддержание положительной самооценки, компоненты атрибуции и проверки, а также избегание закрытия. Несмотря на то, что в первоначальную концепцию Фестингера произошли изменения, многие фундаментальные аспекты остались, включая преобладание тенденции к социальному сравнению и общий процесс социального сравнения.
Согласно Тортону и Эрровуду, это одна из функций социального сравнения. Это один из процессов, лежащих в основе того, как индивид участвует в социальном сравнении. Конкретные цели каждого человека будут влиять на то, как они будут участвовать в социальном сравнении. Для самооценки люди склонны выбирать цель сравнения, похожую на них самих. В частности, они больше всего заинтересованы в выборе цели, которая разделяет с ними некоторые отличительные черты. Исследования показывают, что большинство людей считают, что выбор аналогичной цели помогает обеспечить точность самооценки. Однако люди не всегда действуют как непредвзятые самооценки, и точная самооценка не может быть основной целью социального сравнения.
Люди также могут стремиться к саморазвитию или повышению самооценки. Они могут интерпретировать, искажать или игнорировать информацию, полученную путем социального сравнения, чтобы видеть себя более позитивно и способствовать достижению целей самосовершенствования. Они также выберут восходящие (сравнивая себя с кем-то более обеспеченным) или нисходящие (сравнивая себя с кем-то более бедным), в зависимости от того, какая стратегия будет способствовать достижению их целей самосовершенствования. Они также могут избегать периодов сравнения или некоторых типов сравнения. В частности, когда человек считает, что его способности в определенной области низки, он будет избегать социальных сравнений в этой области. В отличие от целей самооценки, люди, участвующие в социальном сравнении с целью самосовершенствования, могут не искать цель, похожую на них самих. Фактически, если сходство цели рассматривается как угроза из-за того, что цель превосходит индивидуума в каком-то измерении, индивидуум может преуменьшить сходство цели с самим собой. Это понятие тесно связано с явлениями в психологии, введенными также самим Леоном Фестингером, поскольку оно связано с уменьшением когнитивного диссонанса. Человек не хочет воспринимать себя таким образом, чтобы преуменьшить его первоначальное убеждение, на котором основана его самооценка, и поэтому, чтобы уменьшить когнитивный диссонанс, он готов изменить когнитивное представление о другом человеке, которого сравнивают. к, так что собственная вера в себя остается неизменной. Это фактически приводит к сравнению яблок с апельсинами или психологическому отрицанию.
Более поздние достижения в теории привели к тому, что самосовершенствование стало одним из четырех мотивов самооценки : наряду с самооценкой, самопроверка и самосовершенствование.
Уиллс ввел концепцию сравнения вниз в 1981 году. Нисходящее социальное сравнение - это защитная тенденция. используется как средство самооценки. Когда человек смотрит на другого человека или группу, которые, по его мнению, находятся в худшем положении, чем они сами, чтобы лучше чувствовать себя или личную ситуацию, он проводит социальное сравнение в нисходящем направлении. Исследования показали, что социальные сравнения с другими людьми, которые находятся в лучшем положении или выше, или сравнения снизу вверх могут снизить самооценку, тогда как сравнения снизу могут повысить самооценку. Теория нисходящего сравнения подчеркивает положительный эффект сравнений в повышении субъективного благополучия. Например, было обнаружено, что пациенты с раком груди в большинстве случаев сравнивали с пациентами менее удачливыми, чем они сами.
Хотя исследования социального сравнения показали, что сравнения снизу вверх могут снизить самооценку, Коллинз указывает, что это не так. всегда так. Люди проводят восходящие сравнения, сознательно или подсознательно, когда они сравнивают себя с человеком или группой сравнения, которую они считают превосходящей или лучше себя, чтобы улучшить свои взгляды на себя или создать более позитивное восприятие своей личной реальности. Социальные сравнения снизу вверх проводятся для самооценки и самосовершенствования в надежде, что самосовершенствование также произойдет. В восходящем социальном сравнении люди хотят верить в то, что они являются частью элиты или выше, и проводят сравнения, подчеркивая сходство между собой и группой сравнения, в отличие от нисходящего социального сравнения, когда сходства между отдельными людьми или группами не связаны.
Было также высказано предположение, что восходящие сравнения могут вдохновить на улучшение, и в одном исследовании было обнаружено, что, хотя пациенты с раком груди делали больше нисходящих сравнений, они предпочитали информацию о более удачливых других.
Другое исследование показало, что люди, сидящие на диете, часто использовали восходящие социальные сравнения, размещая фотографии худых людей на своих холодильниках. Эти фотографии служили не только напоминанием о текущем весе человека, но и вдохновением на достижение цели. Проще говоря, нисходящие социальные сравнения с большей вероятностью заставят нас чувствовать себя лучше, в то время как восходящие социальные сравнения с большей вероятностью побудят нас достичь большего или достичь большего.
Аспинуолл и Тейлор рассматривали настроение, самооценку и угрозу как модераторы, побуждающие людей делать выбор в пользу социальных сравнений вверх или вниз. Сравнения вниз в тех случаях, когда люди испытали угрозу своей самооценке, дали более благоприятные самооценки.
Аспинуолл и Тейлор обнаружили, что восходящие социальные сравнения были хороши в обстоятельствах, когда люди, проводившие сравнения, имели высокую самооценку, потому что эти типы сравнений обеспечивали их с большей мотивацией и надеждой, чем нисходящие социальные сравнения. Однако, если эти люди недавно испытали угрозу или снижение своей самооценки, они сообщали, что восходящие сравнения приводили к более негативным последствиям, чем нисходящие сравнения.
Однако люди с низкой самооценкой или люди, которые испытывают какую-либо угрозу в своей жизни (например, плохо учатся в школе или страдают от болезнь), как правило, предпочитают сравнения вниз, а не сравнения вверх. Люди с низкой самооценкой и негативными эмоциями улучшают свое настроение, делая нисходящие сравнения. Их настроение не улучшается так сильно, как если бы у них была высокая самооценка. Даже для людей с низкой самооценкой эти нисходящие социальные сравнения улучшают их негативное настроение и позволяют им почувствовать надежду и мотивацию для своего будущего.
Люди с негативным настроением улучшают свое настроение, проводя восходящие социальные сравнения, независимо от уровня их самооценки. Кроме того, как люди с высокой самооценкой, так и люди с низкой самооценкой, находящиеся в хорошем настроении, еще больше поднимают настроение, проводя восходящие сравнения. Однако для тех, кто недавно испытал угрозу своей самооценке или неудачу в своей жизни, проведение социальных сравнений снизу вверх, а не вниз, приводит к более негативным последствиям. Самооценка и наличие угрозы или неудачи в жизни человека являются двумя модераторами их реакции на сравнения вверх или вниз.
Поскольку в случае способностей люди двигаются вверх, социальные сравнения могут стимулировать конкуренцию между сверстниками. В этом отношении психологическая значимость сравнения зависит от социального статуса человека и контекста, в котором оцениваются его способности.
Конкурентоспособность, возникающая в результате социальных сравнений, может быть выше по сравнению с более высоким социальным статусом, потому что люди с более высоким статусом могут больше терять. В одном исследовании учащимся в классе была представлена программа бонусных баллов, в которой, исходя из случайности, оценки для одних учащихся повышались, а оценки для других оставались прежними. Несмотря на то, что учащиеся не могли проиграть по этой программе, люди с более высоким статусом с большей вероятностью возражали против программы и с большей вероятностью сообщали о предполагаемой несправедливости распределения. Было высказано предположение, что это когнитивное проявление отвращения к нисходящей мобильности, которая имеет большее психологическое значение, когда человек имеет больший статус.
Когда люди оцениваются там, где существуют значимые стандарты, например, в академическом классе, где учащиеся ранжируются, то конкурентоспособность возрастает по мере приближения к стандарту успеваемости. Когда единственным значимым стандартом является высший ранг, тогда высокопоставленные лица наиболее конкурентоспособны со своими сверстниками, а люди с низкими и средними рангами одинаково конкурентоспособны. Однако, когда важны и высокий, и низкий рейтинг, тогда люди с высокими и низкими рангами одинаково конкурентоспособны, и оба они более конкурентоспособны, чем люди со средними рангами.
Несколько были введены модели социального сравнения, в том числе модель обслуживания самооценки (SEM), триадическая модель и.
Модель SEM предлагает проводить сравнения, чтобы поддерживать или улучшать нашу самооценку, уделяя особое внимание антагонистическим процессам сравнения и размышления. Авраам Тессер провел исследование динамики самооценки, принявшей несколько форм. Модель социального поведения с поддержкой самооценки (SEM) фокусируется на последствиях выдающейся работы другого человека для его собственной самооценки. В нем обрисованы некоторые условия, при которых хорошая работа другого поддерживает самооценку, т. Е. «Купание в отраженной славе», и условия, при которых это угрожает самооценке посредством процесса сравнения.
Прокси-модель предполагает успех чего-то незнакомого. Модель предполагает, что если человек успешен или знаком с задачей, то он или она также добьются успеха в новой аналогичной задаче. Прокси-сервер оценивается по способностям и отвечает на вопрос «Могу ли я сделать X?» Сравнение прокси основано на предыдущих атрибутах. Мнение сравнивающего и приложил ли поверенный максимум усилий для выполнения предварительной задачи - это переменные, влияющие на его или ее мнение.
Триадическая модель строится на элементах атрибуции социального сравнения, предложение о том, что мнения о социальном сравнении лучше всего рассматривать с точки зрения трех различных оценочных вопросов: оценка предпочтений (например, «Нравится ли мне X?»), оценка убеждений (например, «Правильно ли X?») и прогноз предпочтений (например, «А мне понравится Х?»). В Триадной модели наиболее значимые сравнения проводятся с человеком, который уже испытал прокси и демонстрирует последовательность в связанных атрибутах или прошлых предпочтениях.
Модель трех я предлагает Эта теория социального сравнения представляет собой комбинацию двух различных теорий. Одна теория основана на мотивации и факторах, которые влияют на тип информации о социальном сравнении, которую люди ищут в своем окружении, а вторая - о самооценке и факторах, влияющих на влияние социальных сравнений на суждения о себе. Хотя в области мотивов сравнения было проведено много исследований, в области сравнительной оценки было проведено мало исследований. Объясняя, что «я» задумано как взаимосвязанные концепции, доступные в зависимости от текущего контекста суждения, и опираясь на Социально-когнитивную теорию, эта модель исследует эффект ассимиляции и выделяет три класса работы Я-концепция идеи: индивидуальные «я», возможные «я» и коллективные «я».
Было обнаружено, что СМИ играют большую роль в социальных сравнениях. Исследователи, изучающие социальные эффекты СМИ, использовали теорию социального сравнения и обнаружили, что в большинстве случаев женщины склонны участвовать в восходящих социальных сравнениях с целевым другом, что приводит к более негативным чувствам к себе. У большинства женщин есть ежедневная возможность проводить восходящее сравнение, сравнивая себя с той или иной формой общественного идеала. Социальные сравнения стали подходящим механизмом для изучения социальных ожиданий сверстников, связанных с внешним видом, и для оценки себя с точки зрения этих стандартов »(Jones, 2001, стр. 647).
Хотя мужчины действительно зарабатывают наверх сравнений, исследования показывают, что все больше женщин проводят восходящие сравнения и сравнивают себя с нереально высокими стандартами, представленными в средствах массовой информации. По мере того, как женщинам показывают все больше изображений влиятельных, успешных и худых женщин в основных средствах массовой информации, они воспринимают "идеал" как норму для общественное мнение о привлекательности. В последние годы платформы социальных сетей, такие как Facebook и Instagram, сделали это более широко распространенным, поскольку социальные сети позволяют легче сравнивать себя с "идеалом". Некоторые женщины сообщают, что делают положительные сравнения цели самомотивации, но большинство сравнений снизу вверх делается, когда человек чувствует себя хуже и, следовательно, вызывает негативный оттенок.
Самооценка si Сходство с ролевыми моделями в социальных сетях также может повлиять на самооценку как мужчин, так и женщин. Наличие большего самооценки сходства с образцом для подражания может помочь повысить самооценку, а меньшее - снизить самооценку. Социальное сравнение со сверстниками в социальных сетях также может вызвать чувство жалости к себе или удовлетворения. Стремление к социальному сравнению может вызвать FoMO и навязчивую проверку сайтов социальных сетей.
Гипотеза сходства Фестингера вызвала много критики. Дойч и Краусс утверждали, что люди на самом деле ищут в своих сравнениях непохожих на других людей, утверждая, что это важно для обеспечения ценного самопознания, как показали исследования. Неоднозначность возникла и в отношении важных аспектов сходства. Геталс и Дарли пояснили роль сходства, предположив, что люди предпочитают сравнивать тех, кто похож по связанным атрибутам, таким как мнения, характеристики или способности, чтобы повысить уверенность в оценочных суждениях, однако те, кто отличается по связанным атрибутам, предпочтительнее при подтверждении своих убеждений.