Осада Александрии (641) | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть мусульманского завоевания Египта. (араб –Византийские войны ) | |||||||
. Западная башня, остатки укреплений эллинистической городской стены. | |||||||
| |||||||
Воюющие | |||||||
Рашидунский халифат | Византийская империя | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Амр ибн аль-Аас. 'Убада ибн ас-Самит | Кир Александрийский. Теодор | ||||||
Сила | |||||||
Неизвестно | Неизвестно | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Неизвестно | Неизвестно |
Главный средиземноморский порт Александрия, столица византийской провинции Египта, был навсегда захвачен у (Восточной Римской, или) Византийской империи силами Рашидунский халифат в середине 7 века нашей эры. Это ознаменовало конец морской власти Восточной Римской империи (и финансового господства над ней) и, таким образом, привело к решающему геополитическому сдвигу, а также к дальнейшему расширению контроля Рашидунов.
Со смертью Мухаммеда В 632 году нашей эры мусульманский мир начал период быстрого расширения. Под властью первых халифов, Рашидуна, мусульманские армии начали нападать на границы как Сасанидской Персии, так и Византийской Империи. Ни одна из двух бывших держав не была готова к агрессивной экспансии арабов, поскольку обе в значительной степени недооценивали ислам и его растущую поддержку; Лучше всего это отражают двойственные взгляды византийцев и крайне медленная реакция Сасанидов. После разгрома как византийцев в Ярмуке (636), так и персов в Кадисии (637), мусульманская экспансия устремилась на юг, в богатые провинции Византийской Африки.
После мусульманского завоевания местное население и политическая инфраструктура остались в основном нетронутыми, хотя и находились под контролем мусульман. Некоторые группы подвергались гонениям, а именно те, кого считали «язычниками» или «идолопоклонниками». Мусульманский народ терпимо относился к евреям и христианам захваченных регионов. Многие поднялись до позиций относительной власти и достатка в новых городах, таких как Багдад. Это привело к стабильной и бесперебойной работе империи. Единственное существенное различие в обращении с мусульманами и немусульманами - это система налогообложения. Неверующие были обязаны платить местным властям, называемым джизья, в то время как мусульмане должны были платить закят. Из-за уплаты джизьи неверующими, мусульманский правитель становится обязанностью защищать свою (неверующую) жизнь и богатство. Эта джизья также касается неверующих, которые не участвуют в войне, которую ведет мусульманское правительство. джизья не распространяется на стариков, женщин и детей, только на способных людей, которые могут участвовать в войне добровольно, не желая этого.
Правителями Александрии до прихода ислама были византийцы. Александрия, являвшаяся портовым городом с интенсивной торговлей, имела решающее значение для сохранения имперского контроля над регионом, учитывая его многочисленное греко-египетское население и экономическое значение. Население Александрии находилось под сильным влиянием как культурных, так и религиозных взглядов правителей Восточной Римской империи; тем не менее, большинство населения говорило на коптском, а не на латыни или греческом. Таким образом, главными агентами культурного распространения во время прихода ислама были христиане-копты во главе с Киром Александрийским.
. Византийцы полагались на Египет как на главный центр производства пшеницы и других продуктов питания. Александрия также функционировала как одна из основных армейских и военно-морских баз Византии, поскольку в городе обычно располагался значительный имперский гарнизон. Хотя с потерей Иерусалима в 638 году большая часть византийского внимания была обращена на усиление своей власти на границе, в основном в Анатолии и Египте. Несмотря на то, что они смогли бы успешно удерживать Малую Азию и сохранить ее в качестве имперской базовой провинции, со временем Египет становился все труднее защищать.
В 634 году мусульманский лидер Умар возвысился до роли халифа и унаследовал гетерогенную и быстро расширяющуюся исламскую империю.. В начале 640-х он нацелился на экономически привлекательную провинцию Египта и его столицу Александрию. Мусульманское вторжение в Египет возглавил полководец Амр ибн аль-Аас, который командовал большей силой, чем любая армия, которую византийцы могли выставить в то время, в результате их сокрушительного поражения при Ярмук четырьмя годами ранее.
Первоначальные попытки арабских войск были направлены не только на Александрию, но, скорее, на удаление византийской крепости Вавилон (Осада Вавилонской крепости ) в дельте Нила. Уничтожение византийской военной мощи в последовавшей за этим битве при Гелиополисе, также известном как Айн-Шамс, летом 640 года и победа над византийскими защитниками при Вавилоне, по сути, сломили власть Византии. в Египте.
После разрушения византийских войск в Гелиополисе город Александрия остался практически беззащитным, и вполне вероятно, что лишь небольшая часть провинциальных войск осталась в гарнизоне сам город. Хотя византийцы не смогли выставить эффективные силы, значительные укрепления Александрии, особенно настенная артиллерия, оказались ценными активами и были достаточными для того, чтобы удержать мусульманских нападавших от проведения крупных атак. Однако в сентябре 641 года, после шестимесячной осады, день свирепой атаки начался Убада ибн ас-Самит, командир подкрепления, только что прибывший из Медины, сокрушил последнюю оборону Византии.
Вскоре после этого» Убада возглавил отряд, чтобы начать атаку на Александрию в тот же день. Убада использовал чрезвычайно изобретательные стратегии. Сначала он выкопал глубокие траншеи и спрятал внутри важные части своих войск. Это было сделано без признания византийских защитников в Александрии, так что, вероятно, это было сделано до того, как произошло сражение. Траншеи были описаны как достаточно глубокие, чтобы полностью скрыть лошадь. Как только он и его основные силы прибыли на окраину Александрии, Убада дал сигнал всей армии, включая тех, кто прятался в окопах, начать общий штурм. Сообщается, что мощный удар успешно разбил силы александрийского гарнизона при первой же атаке.
После завершения завоевания Убада оставался в Египте, пока помогал Амру построить Фустат город и его достопримечательность - мечеть Амр ибн аль-Аас. Договор об эвакуации византийского гарнизона из города и Вавилонской крепости был подписан 8 ноября 641 г.
«Александрийский договор», записанный Иоанном из Никиу, включал:
Последствия такого крупного события, как потеря Александрии мусульманскими силами, ощущались во всем Средиземноморском мире. Уменьшение ежегодных поставок зерна из Египта нанесло решающий удар по византийской экономике; Помимо простого факта меньшего количества доступных ресурсов, империя потеряла бесчисленные тысячи налогов от торговцев зерном, которые теперь путешествовали на юг, в сторону Дамаска и Александрии. В таком ослабленном состоянии империя едва могла выручить себя финансово, и в некоторых случаях ей приходилось прибегать к пиратству, нападая на торговые суда и «реквизируя» их грузы, прежде чем отправлять их в византийские или союзные порты.
Исторически Александрия обеспечивала Византию стабильным доходом в виде денег и предметов роскоши, хотя некоторые ученые предполагают, что введение особенно высоких налогов в последние десятилетия византийского правления могло быть значительным фактором, приведшим к значительному увеличению доходов. население города перешло от византийского управления на сторону мусульманских захватчиков.
Византийцы предприняли несколько попыток вернуть себе Александрию. Хотя ни один из них не был успешным в течение длительного периода времени, византийские войска смогли ненадолго восстановить контроль над городом в 645 году. Арабские летописцы рассказывают о массивном флоте и армии, посланных византийцами с целью вернуть Александрию. Имперские силы возглавлял имперский чиновник более низкого ранга по имени Мануэль. Войдя в город, не столкнувшись с большим сопротивлением, византийцы смогли восстановить контроль как над Александрией, так и над окружающей египетской деревней. Мусульмане в ответ подготовили крупные силы в 15 000 человек, которые под командованием ветерана Амра ибн Аль-Аса немедленно двинулись обратно в город. Византийцы, следуя своей стандартной тактической доктрине, выступили из города и искали открытого сражения подальше от своих укреплений. Рассказы о битве изображают мусульманские силы, которые в значительной степени полагались на своих лучников, прежде чем в конечном итоге атаковали византийские позиции, оттеснив многих назад и разбив остальных в процессе. После этого византийцы потерпели полное поражение и покинули этот регион.
В 654 году еще одна попытка вернуть Александрию в руки империи потерпела неудачу, когда силы вторжения, посланные Константом II, были отброшены. Как правило, это означает конец попыток Византии вернуть город.
Что касается обращения с коренным населением, многие источники указывают на видимые преследования коренного христианского населения-коптов в Александрии, «религиозный налог» был обложен Дхимми (необращенный) египтянин. Защита дхимми (необращенных) была гарантирована взамен выплаты джизьи (подушного налога) якобы фиксированных налогов, которые были воплощены в условиях капитуляции, в размере двух динаров на взрослого мужчины и дополнительного хараджа (земельный налог.) выплачивается теми (в том числе церквями), владеющими землей в провинции. Кроме того, от защищенного населения требовалось обеспечить определенную одежду и гостеприимство любому странствующему мусульманину. Это описание достаточно расплывчато, чтобы охватить бесчисленные вариации толкований, предлагаемых арабскими хронистами, юристами и писателями о налогообложении, не говоря уже о многих их современных преемниках, касающихся введения этих налогов. Большая часть этого запутанного материала отражает теоретические вариации более позднего времени. Тем не менее, современные папирусы, а также некоторые исторические источники ясно показывают, что дхимми в раннем мусульманском Египте были на самом деле жертвами не столько системы, которая изначально была зафиксирована капитуляцией, сколько частых и, казалось бы, случайных изменений статуса и уровней и масштабы налогообложения.
В следующем разделе ЛеБон далее объясняет:
«Отсутствие милосердия и терпимости завоевателей было одной из причин распространения их завоеваний и для народов. их вера, правила и язык, укоренившиеся глубоко. Египет - самое яркое тому доказательство. Он принял то, что привезли арабы, и зарезервировал это.
Таким образом, большинство населения Александрии было готово сопротивляться Амру, хотя копты хотели мира, но где это отрицал Амр ».
Амр продолжал свой путь, пока не прибыл в Александрия, жители которой, как он обнаружил, были готовы противостоять ему, но находившиеся в ней копты предпочли мир. Аль-Мукаукис, Патриарх Александрии, общался с Амром и просил его о мире и перемирии на время; но Амр отказался.
Затем аль-Мукаукис приказал, чтобы женщины стояли на стене лицом к городу, а мужчины стояли вооруженные, лицом к мусульманам, надеясь таким образом напугать их. Амр прислал известие: «Мы видим, что ты сделал. Мы победили тех, кого мы победили, не просто численными методами. Мы встретили твоего царя Ираклия, и там случилось то, что с ним случилось». Услышав это, аль-Мукаукис сказал своим последователям: «Эти люди говорят правду. Они изгнали нашего короля из его королевства до Константинополя. Поэтому гораздо предпочтительнее, чтобы мы подчинялись». Однако его последователи жестко говорили с ним и настаивали на борьбе. Мусульмане яростно боролись с ними и вкладывали их в течение трех месяцев. В конце концов Амр сокрушил город мечом и разграбил все, что в нем было, пощадив его жителей, из которых никто не был убит или взят в плен. Он низводил их до положения зимми, подобных людям Алюны. Он сообщил о победе Умару через Муавию ибн-Худайдж аль-Кинди (позже ас-Сакуни) и отправил с ним пятый. «И когда [Амр] увидел патриарха, он принял его с уважением и сказал своим товарищам и близким друзьям:« Воистину, во всех землях, которыми мы до сих пор овладели, я никогда не видел человека Божьего, подобного этому человеку.. Тогда Амр повернулся к нему и сказал ему: «Возобнови управление всеми своими церквями и твоим народом и управляй их делами. И если вы будете молиться за меня, чтобы я мог отправиться на Запад и в Пентаполис, и овладеть ими, как я сделал в Египте, и вернуться к вам в безопасности и быстро, я сделаю для вас все, что вы попросите меня." Тогда святой патриарх Вениамин помолился за Амра и произнес красноречивую речь, которая удивила Амра и присутствовавших с ним, и в которой содержались слова увещевания и много пользы для тех, кто его слушал; и он открыл некоторые вещи Амру, и покинул его почитаемое и почитаемое ".
В культурном отношении город продолжал функционировать во многом так же, как и при византийском правлении. На коптском и арабском языках свободно говорили по всему городу, и документы продолжали публиковаться на греческом и коптском в течение некоторого времени после захвата власти. Коптский язык также был продолжен в областях медицины, математики и алхимии, чьи практики процветали в условиях зарождающегося прогресса. исламского интеллектуализма. Однако после XI века арабский язык заменил греческий и коптский в качестве основного языка города.
С точки зрения религии, Александрия в значительной степени характеризовалась своим неоднородным составом, как до, так и после пришествия Действительно, начиная с третьего века Александрия служила основной базой как для практики монофизитства, и несторианства, так и для удивительного числа других христианских сект, которые обнаружили убежище в Египет.
С культурной точки зрения практика заключения брака между мужчинами-мусульманами и женщинами-немусульманками была довольно распространенной, и, по крайней мере, значительная часть мусульманских сил вторжения, обосновавшихся в городе Александрия и его окрестностях, захватила коренные египетские женщины как их невесты. Поскольку это обычно не одобрялось уммой и запрещалось правящим халифом Умаром, это подтверждает желание исламского государства уважать жизнь местного населения, а не действовать как разжигатель беспорядков.
Падение Александрии и захват восточных провинций Византийской империи - Египта и Сирии - обычно рассматривается как решающий шаг на пути к кульминации уникальной исламской идентичности. Нельзя сбрасывать со счетов важность Александрии как плацдарма для будущих завоеваний и экономических целей. Таким образом, будет правильным сказать, что потеря этих провинций проложила путь для будущего мусульманского завоевания Византийского Экзархата Африки, в который входили такие ключевые города, как Киренаика (642), Триполи (643) и Кайруан (670). Таким образом, падение Александрии подчеркнуло четко выраженный геополитический сдвиг влияния от регионов внутренней Аравии к регионам Средиземноморья, и в последующие столетия значение этих завоеваний позволило Египту стать центром господствующего мусульманского права.