Сиаваш Касрай | |
---|---|
Родился | (1927-02-25) 25 февраля 1927 года. Исфахан, Иран |
Умер | 8 февраля 1996 (1996-02-08) (68 лет). Вена, Австрия |
Гражданство | Иранский |
Alma mater | Дар уль-Фунун. Тегеранский университет |
Известен по | стихотворению |
Сиаваш Касрай (персидский : سیاوش کسرائی; февраль 25, 1927 в Исфахане - 8 февраля 1996 года в Вене ) был иранским поэтом, литературным критиком и романистом. Активный сторонник коммунистической партии Туде в Иране с конца 1940-х до середины 1980-х, он дистанцировался от ее руководства в 1988–1990 годах и превратился в откровенного критика в середина 1990-х.
Сиаваш Касрай родился в семье чиновников, некоторые (его дядя Абдол -Карим Касрай, в частности) с серьезным интересом к литературе. В Тегеране он с ранних лет получил начальное образование в школе Адаб, а среднее образование в Военном колледже и Дар уль-Фунун. Он окончил Тегеранский университет, юридический факультет, в 1950 году и прошел военную службу в Военной академии.
В начале 1950-х годов Касрай служил в Иранском агентстве сотрудничества в области здравоохранения, созданном в рамках программы Четвертого пункта Трумэна, и возглавлял два периодических издания агентства (Behdashte Hamegani dar Nahiyeye Dariaye Khazar, Zendegi o Бехдашт). С середины 1950-х до начала 1980-х годов Касрай почти постоянно работал в государственных органах, занимающихся жилищным строительством или городским развитием: Иранском банке жилья, Жилищном агентстве и Министерстве жилищного строительства и урбанизации. В начале-середине 1970-х годов, будучи вынужденным уволиться из министерства, он несколько лет работал главным копирайтером в Behshahr Industrial Group. В дополнение к своей постоянной работе, Касрай иногда преподавал литературу в университетах Тегерана и Захедана.
. Во время своего среднего образования Касрай входил в группу молодых националистов, включая Дариуша Фороухара. и Мохсен Пезешкпур. В 1948 году он стал членом партии Туде, которую активно поддерживал в течение следующих четырех десятилетий. Касрай вскоре был заключен в тюрьму после свержения в 1953 году Мохаммада Мосаддыка. Он был одним из основателей Ассоциации иранских писателей и одним из ее избранных секретарей в первые четыре года ее существования, с 1968 по 1971 год. Касрай принимал участие в Тегеране в 1977 году Goethe-Institut ночей поэзии. чтения, известное публичное мероприятие с диссидентским подтекстом в период до иранской революции. В результате послевоенных репрессий против сторонников Туде он покинул Иран в 1983 году, проживал в Кабуле до конца 1987 года, в Москве до 1995 года, а затем в Вене. Касрай был избран в Политическое бюро партии Туде в 1986 году. Он ушел из партийного бюро в 1988 году и из ее Центрального комитета в 1990 году. Последняя крупная работа Касрая (Mohreye Sorkh), опубликованная в 1995 году, была публичным выражением разочарования коммунистической деятельностью..
Касрай вел интенсивную социальную жизнь, основанную на его интеллектуальных интересах и этике солидарности. В разное время он был в близких личных отношениях с такими литературными деятелями, как Ирадж Афшар, Ахмадреза Ахмади, Хушанг Эбтехадж (он же HE Sayeh), Махмуд Этемадзаде (псевдоним М.Е. Бехазин), Форо Фаррохзад, Мортеза Кейван, Надер Надерпур, Шахрох Мескуб, Ферейдун Мошири, Брайим Юниси и Нима Юшиджи. Он почти ежедневно проводил неформальные эклектичные салоны в своем офисе и дома с начала 1960-х до начала 1980-х годов.
Произведения Касрая были впервые опубликованы в следующих томах (со ссылкой только на 2003a, включая как ранее опубликованные, так и неопубликованные материалы):
Это все сборники стихов, за исключением публикаций 1967а (детская книга), 1975 (литературная критика) и 2003а (включая литературную критику, интервью и романы). Полный сборник стихов Касраи был опубликован в октаву на 773 страницах в 2005 году в Тегеране издательством Ketabe Nader Publications под названием Az Ava ta Havaye Aftab.
Вторая публикация, Араше Камангир, принесла Касраю общественное признание. Араш - легендарный персонаж, спасший свою страну от унижения и страданий поражения, вложив свою душу в стрелу, которая полетит и вернет потерянную территорию. Версия Касрая - первая эпическая поэма в стиле Нимы Йушиджа, или, в более общем смысле, первый эпический образец персидской новой поэзии. Стихотворение было посвящено Хосро Рузбеху, левому радикалу, казненному в начале 1958 года. Несмотря на то, что некоторым казалось технической слабостью, и несмотря на предложенную авторами диссидентскую интерпретацию, Араше Камангир Касрая был одним из несколько современных стихов, попавших в школьные учебники.
Мохрей Сорх, последняя публикация Касрая (при его жизни), является зеркальным отражением Араше Камангира. Как и Араше Камангир, «Мохрей Сорх» - это эпос в новом поэтическом стиле, действительно современное продолжение Фердоуси Ростама и Сохраба, с предлагаемой политической интерпретацией. Но в то время как Араше Камангир - это рассказ о жертве и спасении, Мохрей Сорх - это рассказ о компромиссе и потерях. Опубликованный после разрыва Касрая с партией Туде и переезда из Москвы в Вену, Mohreye Sorkh является выражением сожаления или раскаяния за десятилетия коммунистической деятельности. Действительно, связывая свое стихотворение с нынешними страданиями в его стране, в предисловии Касрая говорится о «серьезных ошибках доброжелательных людей, чьи действия исходили из восхищения, а не знаний, поспешных и недальновидных, ведущих на грань разрушения, и теперь им приходится платить высокую цену. платить. "