В топоре пастушього длинный тонкий легкий топор евразийского происхождения, используемом в прошлых веках пастухов в Карпат и на других территориях, которые составляют сегодня Словакию, Чехию, Польшу, Украину, Румынию и Венгрию. Характеристики пастушьего топора сочетают в себе инструмент с тростью, которую можно использовать как легкое оружие. Он имеет символическое историческое и культурное значение и до сих пор используется в качестве опоры во многих традиционных танцах, например, одземек. Среди его предшественников - венгерский боевой топор под названием фокос.
В зависимости от языка топор называется следующим образом: венгерский : fokos ; Чешский : валашка, лит. "Румынский"; Польский (в зависимости от региона): ciupaga, rąbanica, obuszek, cekanka, wataha, wataszka, последние два от румынского vătaf («главный пастырь»); Румынский : балтаг, безопасный ; Русины : валашка, валашка ; Словацкий : валашка, лит. "Румынский"; Украинский : бартка, бартка, топірець, топирец).
Пастуший топор - это легкий топор с длинным и прямым деревянным древком, часто с металлическим прикладом. Длина вала обычно чуть больше 1 метра. На древках обычно была гравировка, так как у их владельцев было достаточно времени для изготовления.
Небольшой металлический головной убор с одной стороны острый, а с другой - плоский, и его можно использовать как молоток. Головной убор удобно ложится в руку, поэтому пастуший топор можно использовать как трость.
Сегодняшние пастушьи топоры в основном декоративные, некоторые из них имеют золотые или серебряные головные уборы (в основном из латуни, железа, хромированного железа, дерева или алюминия - редко когда какая-либо голова топора может быть сделана из чистого золота или серебра). Многие из них считаются произведениями искусства (особенно те, что были созданы горцами до 1960-х годов). Они были искусно штампованы / украшены в соответствии с древними традициями. Основными мотивами были солнце, звезды (водовороты), кометы, древо жизни, цветы, деревья, такие как пихта или ель, и различные геометрические узоры. Некоторые кузнецы использовали множество различных, тщательно продуманных штампов.
Первое письменное упоминание о пастушьем топоре происходит при дворе императора Цинь Шихуанди. Он также изображен на скифских изображениях. Первыми, кто использовал пастуший топор, были евразийские кочевники. Многие из них были найдены в аварских могилах. Помимо обычных восточных степных сортов, аварское влияние ощущается и на топорах венгерских пастухов.
В IX веке мадьярские воины использовали легкие топоры на длинных древках, называемых фокосами, в своем военном арсенале во время вторжения в Центральную Европу. Кроме них подобное оружие использовали булгары, а также аланы и славяне.
Пастухи- влахи принесли свои пастушьи топоры в Центральную Европу, когда они мигрировали вдоль Карпатских гор и Динарских гор в 14-17 веках. Они использовались пастухами как универсальные инструменты, давая им небольшой топор, дополнительный молоток и трость. Хотя пастуший топор нельзя было использовать для эффективной рубки тяжелых деревьев, он все же мог рубить более мелкие ветви.
В Словакии и Польше пастушьи топоры были неотъемлемым инструментом местных пастухов вместе с тяжелыми декоративными поясами. В словацкой культуре пастуший топор популяризировал местная историческая легенда Юрай Яношик.
В Венгрии модифицированные топоры также использовались в качестве боевого оружия венгерскими воинами в период раннего Нового времени, например, в 18 веке в Войне за независимость Ракоци против австрийских солдат. В 17 и 18 веках венгерский лидер куруков Имре Тёкёли и его солдаты использовали пастушьи топоры в качестве оружия. Венгерские пастухи в северных регионах использовали их также как орудия труда.
Многие жители Галичины изображались держащими бартку, особенно члены местного крестьянского сопротивления XIX века, известные как опрышки, часто связанные с их более выдающимся лидером Олексой Довбушем.
В настоящее время пастушьи топоры все еще производятся и продаются как сувениры и в декоративных целях. Они также до сих пор используются во многих традиционных танцах. Иногда их можно увидеть в сельских районах страны, где пожилые мужчины до сих пор используют их в качестве трости. Они редко используются в качестве инструментов или оружия.
Клеменс Бахледа держит чупагу
Юрай Яношик держит валашку
Имре Тёкёли держит модифицированный фокос
Опрышок Василий Баюрак держит бартку
Изображение бартки Северина Обста (1882)
A Fokos представляет собой инструмент с головкой, напоминающей томагавк, и может быть использован в качестве трости