Шакил Бадаюни | |
---|---|
Шакил Бадаюни на марке Индии 2013 года | |
Родился | (1916-08 гг. -03) 3 августа 1916 г.. Бадаун, Объединенные провинции Агра и Ауд, Британская Индия |
Умер | 20 апреля 1970 г.. (53 года). Бомбей, Махараштра, Индия |
Профессия | Поэт |
Национальность | Индийский |
Жанр | Любовь, философия |
Шакил Бадаюни (3 августа 1916 - 20 апреля 1970) был индийским поэтом на урду, лириком и автором песен в фильмах на языке хинди.
Шакил Бадаюни родился в Бадауне, Уттар-Прадеш. Его отец, Мохаммед Джамаал Ахмед Сохта Кадири, хотел, чтобы у него была хорошая карьера, поэтому он организовал арабский, урду, персидский и хинди обучение Шакилу дома. Его склонность к поэзии не была наследственной, как у других шаяров. Один из его дальних родственников, Зия-уль-Кадири Бадаюни, был религиозным шаяром. Шакил Масуди находился под его влиянием, и современная среда Бадаюна привела его к поэзии.
Когда он поступил в Алигархский мусульманский университет в 1936 году, он начал участвовать в межвузовском, межвузовском 28>мушиары и часто побеждали. В 1940 году он женился на Сальме, которая была его дальней родственницей и жила с ним в одном доме с детства, однако система purdah была модной в их семье, и они не были близки. После получения степени бакалавра он переехал в Дели в качестве офицера снабжения, но продолжал участвовать в муширах, заработав известность по всей стране. Это были дни шейаров, писавших об угнетенных слоях общества, их возвышении, улучшении общества и всем остальном. Но у Шакила был совсем другой вкус - его стихи были романтичны и близки сердцу. Шакил говорил:
Во время своей алигарской жизни Бадауни также начал официально изучать поэзию на урду у Хакима Абдул Вахида «Ашк» Биджнори.
Шакил переехал в Бомбей в 1944 году, чтобы писать песни для фильмов. Познакомился с кинопродюсером А. Кардар и композитор Наушад Али, которые попросили его описать его поэтические способности одной строкой. Шакил написал: Хум Дард Ка Афсана Дуния Ко Суна Денге, Хар Дил Майн Мохаббат Ки Эк Ааг Лага Денгей. Наушад немедленно пригласил его в фильм Кардара «Дард» (1947). Песни Дарда оказались очень успешными, особенно Афсана Лик Рахи Хун из Умы Деви (Тун Тун). Лишь немногим так повезло, что они добились успеха в своем первом фильме, но Шакил заслужил успех, который начался с Дарда и продолжался на протяжении многих лет.
Вместе он и Наушад стали одним из самых востребованных композиторов / лирические дуэты в индустрии. Среди результатов, которые они набрали вместе, - Дидар (1951), Байджу Бавра (1952), Мать Индия (1957) и Могол-и-Азам (1960), которые выделяются. Другие фильмы, которые они записали вместе, включают Дулари (1949), Шабаб (1954), Ганга Джамуна (1961) и Мере Мехбуб ( 1963). Хотя Шакил Бадаюни наиболее активно работал с Наушадом, он также сотрудничал с Рави и Хемантом Кумаром. Его тексты к песне Husnwale Tera Jawab Nahin и музыка Рави получили награду Filmfare Awards для популярного фильма Gharana. Другой его известный фильм с Рави - Чаудвин Ка Чанд (1960), а Сахиб Биби Аур Гулам (1962) - его самый большой хит с Хемантом Кумаром. Заглавная песня Чаудвина Ка Чанда, исполненная Мохаммедом Рафи, принесла Бадаюни премию Filmfare как лучший автор текстов в 1961 году.
Шакил написал номера примерно для 89 фильмов. Кроме того, он написал много популярных газелей в исполнении Бегум Ахтар, которые до сих пор поют такие вокалисты, как Панкадж Удхас и другие.
Индийское правительство удостоило его титула Гит Кар-э-Азам.
Шакил разделял тесную дружбу с Наушадом, Рави и бывшим помощником Наушада, Гуламом Мохаммедом, с которым он наслаждался жизнью в полной мере. Наушад использовал Шакила как автора текстов для своих мелодий для большинства своих фильмов в течение 24 лет. Байдзю Бавра, что было важной вехой в их карьере, должен был отправиться в Кави Прадип. Виджей Бхатт, режиссер фильма, настаивал на использовании Кави Прадипа в качестве лирика, поскольку в фильме должно было быть много религиозных песен. Наушад попросил Виджая Бхатта послушать слова, написанные Шакилом. Виджай Бхатт согласился.
Когда Шакил Бадаюни был диагностирован туберкулезом, его поместили в санаторий в Панчгани для лечения. Наушад, зная, что его финансовое положение не очень хорошее, взял ему 3 фильма, написал тексты песен в санатории и получил оплату почти в 10 раз больше, чем его обычные гонорары.
Шакил также написал значительную часть своих песен для музыкального руководителя Рави Шармы. Среди них выделялись Гхарана (1961), Гунгхат, Грахасти (1963), Нартаки (1963), а также Пхул Аур Паттар и До Бадан.
Шакил написал для Хеманта Кумара такие фильмы, как Пчелы Саал Баад, Сахиб Биби Аур Гулам, Бин Бадал Барсаат.
Шакил написал тексты песен для мелодий SD Burman для фильмов Kaise Kahoon Benazir.
C.Ramachandra - Zindagi Aur Maut, Wahan Ke Log. Рошан - Бедааг, Нурджахан.
Шакил Бадаюни скончался от осложнений диабета в возрасте пятидесяти трех лет, 20 апреля 1970 года, в больнице Бомбея, оставив позади его жена, два сына и две дочери. Одна дочь, Наджма, умерла вскоре после этого, еще будучи студенткой колледжа. Его старший сын Джавед работает в сфере путешествий и туризма. Имя его второго сына - Тарик. Друзья Шакила Ахмед Закария и Рангунвала сформировали трест под названием Yaad-e-Shakeel после его смерти, и этот фонд стал источником дохода для его семьи, потерявшей близких.
Шакил любил играть в бадминтон, ходить на пикники и на охоту. и запускать воздушных змеев со своими друзьями из индустрии, Наушад и Мохаммед Рафи. Иногда Джонни Уокер присоединялся к ним в соревнованиях по запуску воздушных змеев. Дилип Кумар, писатели Ваджахат Мирза, Хумар Барабанкви и Азм Базидпури были среди других близких друзей Шакила в индустрии.
За свою карьеру Бадаюни написал несколько запоминающихся песен. Среди его популярных работ - мюзикл Байджу Бавра (1952), исторический эпос Могол-и-Азам (1960) и социальный Сахиб Биби Аур Гулам (1962).).
Почтовая марка с его лицом была выпущена Почтой Индии в его честь 3 мая 2013.