Стабильность самооценки относится к непосредственным ощущениям самооценки, которые, как правило, не зависят от повседневных положительных или отрицательных переживаний. Напротив, нестабильная самооценка относится к хрупкому и уязвимому чувству самооценки, на которое будет влиять внутреннее порождение, такое как размышления о своей социальной жизни, и полученная извне оценочная информация, например, комплимент или неудавшийся курс. Розенберг проводит различие между нестабильностью базовой линии и барометрической нестабильностью. Базовая нестабильность - это долгосрочные колебания самооценки, которые происходят медленно и в течение длительного периода времени. Например, снижение уровня самооценки является обычным явлением по мере того, как дети переходят из относительно безопасной среды начальной школы в более неспокойную среду средней школы, за которой часто следует медленное, но неуклонное повышение самооценки в течение школьных лет. С другой стороны, барометрическая нестабильность отражает краткосрочные колебания глобальной самооценки, основанной на контексте. Это означает, что человек с нестабильной самооценкой будет оценивать себя положительно в один день, а в другой - отрицательно, и это может даже меняться в зависимости от ситуации. Одна важная особенность людей с нестабильной самооценкой заключается в том, что они могут очень сильно реагировать на переживания, которые они считают значимыми для своей самооценки, в этом они даже могут видеть актуальность для своей самооценки, когда это не так. Неустойчивое чувство собственного достоинства может принимать различные формы. Некоторые люди могут испытывать резкие сдвиги от очень положительного к очень отрицательному отношению к себе, другие могут в первую очередь колебаться в том, насколько они положительно или отрицательно относятся к себе. Еще одно различие, проведенное в исследовании стабильности самооценки, - между хрупкой и устойчивой высокой самооценкой. Обеспеченная высокая самооценка отражает положительное чувство собственного достоинства, которое прочно закреплено и надежно и положительно связано с широким спектром показателей психологического здоровья и благополучия. Однако хрупкая высокая самооценка отражает позитивное чувство собственного достоинства, которое уязвимо для угроз, поскольку требует постоянной поддержки, защиты и подтверждения с помощью различных стратегий самозащиты или самоулучшения.
Исследование самооценки в подростковом возрасте и взрослые показали важность стабильной самооценки с точки зрения социально-эмоционального функционирования. Нестабильная самооценка рассматривается негативно, и исследования показали, что нестабильная самооценка является важным предиктором интернализации и экстернализации проблем. Например, они обнаружили, что изменчивость самооценки является предиктором социальной тревожности, общественного самосознания и самовосприятия, что межличностные проблемы отражают социальное избегание. Вариабельность самооценки также отрицательно связана с частотой социальных взаимодействий в повседневной жизни. Они пришли к выводу, что изменчивость самооценки связана со страхом и избеганием социальных контекстов. Кроме того, они также обнаружили, что вариабельность самооценки взаимодействует с самооценкой при прогнозировании депрессии. Самооценка была наиболее прогностическим фактором депрессии для людей с высокой вариабельностью самооценки. По их мнению, из этих и более ранних результатов кажется разумным сделать вывод о том, что люди могут быть уязвимы к депрессивным тенденциям в результате высокой изменчивости и низкого уровня самооценки.
Было проведено несколько исследований по развитию (не) стабильности самооценки. Эти исследования предоставляют сходные доказательства стабильности самооценки в возрасте от 6 до 83 лет. Было обнаружено, что стабильность является относительно низкой в раннем детстве (вероятно, из-за недостаточного когнитивного роста), увеличивается в подростковом и юношеском возрасте, а затем снижается. в среднем и пожилом возрасте.
Лишь немногое известно о причинах стабильности и изменения самооценки.
Однако были проведены некоторые исследования, например, о влиянии генетики и окружающей среды в подростковом возрасте. Генетические эффекты могут быть причиной стабильности, другая возможность состоит в том, что различные гены могут включиться позже в подростковом возрасте, что приведет к генетическим эффектам, способствующим изменениям.
Факторы окружающей среды также могут играть роль, например, стрессовые жизненные события могут привести к изменению самооценки в подростковом возрасте. Результаты исследования Камакуры показали, что стабильность самооценки обусловлена генетическим влиянием