Schneider CA1

редактировать

Тип резервуара
Schneider CA
Танк Schneider CA1 (M16).jpg Резервуар Schneider
ТипРезервуар
Место происхожденияФранция
История обслуживания
В эксплуатации1916–1918 (Франция). 1921–1936 (Испания)
ИспользуетсяФранция. Королевство Италия. Испания
ВойныПервая мировая война. Рифская война. Гражданская война в Испании
История производства
КонструкторШнайдер
ПроизводительSOMUA
№ построен400
Технические характеристики
Масса13,6 тонны
Длина6,32 м (20 футов 9 дюймов)
Ширина2,05 м (6 футов 9 дюймов)
Высота2,30 м (7 футов 7 дюймов)
Экипаж6

Броня 11 мм + интервал 5,5 мм
Основное. вооружение75-мм Blockhaus Schneider
Вторичное. вооружение2 × 8 мм пулеметы Hotchkiss M1914
Двигатель4-цилиндровый бензиновый двигатель Schneider. 60 л.с. (45 кВт)
Мощность / масса4 л.с. / тонна
ПодвескаВинтовая пружина
Эксплуатация. дальность действия30/80 км
Максимальная скорость8,1 км / ч (5,0 миль / ч)

Schneider CA 1 (первоначально назывался Schneider CA ) был первым французским танком, разработанный во время Первой мировой войны.

Шнайдер был вдохновлен необходимостью выйти из тупика позиционной войны, которая преобладала на Западном фронте в течение большей части Великой войны. Он был разработан специально для того, чтобы открывать проходы пехоте через колючую проволоку и затем подавлять немецкие пулеметные гнезда. После первого концепта Жака Квелленека, разработанного в ноябре 1914 года, этот тип с мая 1915 года разрабатывался инженером Эженом Бриллье, параллельно с британскими разработками танков в том же году. Полковник Жан Батист Эжен Этьен в декабре 1915 г. начал призывать к формированию французских бронетанковых частей, что привело к заказу в феврале 1916 г. четырехсот танков Schneider CA, изготовленных SOMUA, дочернее предприятие Schneider, находившееся в пригороде Парижа с сентября 1916 по август 1918 года.

Как и большинство ранних танков, Schneider был построен как простой бронированный ящик, без разделения внутреннего пространства. У него не было башни с основным вооружением, короткой 75-мм пушкой в ​​спонсоне с правой стороны. По более поздним стандартам это было бы штурмовое орудие вместо танка. Конструкция машины считалась очень несовершенной из-за плохой компоновки, недостаточной огневой мощи, тесного салона и меньшей мобильности из-за выступающей носовой части, которая была спроектирована так, чтобы пробивать колючую проволоку, но на практике вызвала танк застрять. Практически сразу же были начаты усовершенствования конструкции, но их производство, Schneider CA 2, CA 3 и CA 4, в конечном итоге было прекращено.

Танки Schneider CA 1 широко использовались в боевых действиях в последние годы войны. Их первое выступление 16 апреля 1917 г. было в основном неудачным, танковые части понесли тяжелые потери, но более поздние бои были более успешными. В 1918 году танки «Шнайдер» сыграли важную роль в остановке весеннего наступления немцев и прорыве немецкого фронта во время летних французских наступлений. Они действовали до конца сентября 1918 г., менее чем за два месяца до перемирия от 11 ноября 1918 г., их численность значительно уменьшилась из-за истощения. После войны уцелевшие танки были в основном перестроены в грузовые автомобили, но шесть танков Schneider были задействованы Испанией в Рифской войне в Марокко, и последний раз этот тип принял участие в начале гражданской войны в Испании..

Содержание
  • 1 Разработка
    • 1.1 Разработка бронированного гусеничного трактора
    • 1.2 Эксперимент Суэна
    • 1.3 Предложение Этьена
  • 2 Обозначение
  • 3 Описание
  • 4 Производство
  • 5 Улучшения
  • 6 История операций
    • 6.1 Обучение
    • 6.2 Формирование подразделения
    • 6.3 Действия
      • 6.3.1 Берри-о-Бак
      • 6.3.2 Мулен-де-Лаффо
      • 6.3.3 Ла Мальмезон
      • 6.3.4 Битвы 1918 года
  • 7 Более поздние разработки: Schneider CA2, CA3 и CA4
  • 8 Aftermath
    • 8.1 Франция
      • 8.1.1 Последний выживший Schneider CA
    • 8.2 Италия
    • 8.3 Испания
  • 9 См. Также
  • 10 Примечания
  • 11 Ссылки
  • 12 Внешние ссылки
Разработка

Разработка бронированного гусеничного трактора

До Первого Мировая война, механик Шарль Мариус Фуше сотрудничал с engi Неэр Эдуард Квелленнек и сын последнего Жак Келленнек адаптировали существующие гусеничные тракторы к условиям египетского и французского сельского хозяйства, в том числе Holt Model 75. В этом контексте в 1914 году были установлены контакты с инженером Эженом Бриллие из Schneider Co. для адаптации гусеничного трактора Castéran. Когда в том году разразилась война, Жак Квелленнек был призван сержантом пехоты, стал свидетелем гибели большинства солдат его подразделения во время Первой битвы на Марне, а затем был тяжело ранен в конце октября. Выздоравливая, он разработал план бронированного трактора, вооруженного пулеметом и способного уничтожать немецкие пулеметные гнезда. Многие в этот период имели схожие идеи, но, в отличие от большинства, Квелленнек имел отличные контакты. Фуше стал вторым лейтенантом в Grand Parc Automobile de Réserve Service Automobile, армейском подразделении, отвечающем за автомобилизацию, а Бриллие был главным конструктором одного из основных производителей оружия во Франции. В начале декабря Квелленнек встретился с Фуше в Париже, а затем оба отправились в Брилье, чтобы представить чертежи гусеничной боевой бронированной машины. Во время второго визита Квелленнек убедил Brillié привезти во Францию ​​два трактора Holt Model 75, которые в то время находились в Тунисе, для проведения первых испытаний. Брилье проявил меньший энтузиазм по поводу этой идеи, возражая, что на тракторе не хватит места как для экипажа, так и для вооружения. В феврале 1915 года Квелленнек был отправлен на тренировочную базу ВВС и поручил Фуше попытаться убедить Бриллье, но без особого успеха.

Между тем компания Шнайдера получила приказ разработать тяжелую артиллерию. тракторы в январе 1915 года. 30 января он направил своего главного конструктора Бриллье для исследования гусеничных тракторов американской компании Holt, в то время участвовавшей в программе испытаний в Олдершот в Англии. По возвращении Бриллие, который ранее занимался проектированием бронированных автомобилей для Испании, очевидно, не говоря уже о том, что на него повлиял Квелленнек, убедил руководство компании начать исследования по разработке боевой бронированной машины на базе шасси Baby Holt., два из которых были заказаны. Модель предназначалась для продажи французской кавалерии.

Эксперименты с гусеницами Holt начались в мае 1915 года на заводе Schneider с колесной моделью мощностью 75 л.с. и встроенной гусеницей мощностью 45 л.с. Baby Холт, показывая превосходство последнего. Castéran и трактор Killen-Strait также прошли испытания, но были отклонены. Началась работа над auto-mitrailleuse blindée à chenilles («гусеничный бронированный самоходный пулемет»). 16 июня перед Президентом Республики Раймоном Пуанкаре последовали новые эксперименты, в результате чего было заказано шесть бронированных гусеничных машин, которые позже были расширены до десяти для дальнейших испытаний. Этот тип с июля назывался machine offensive à chenilles («гусеничная наступательная машина») и был основан на Baby Holt с подвеской, которая должна была быть удлиненной на тридцать сантиметров. В августе были сделаны рисунки того, что теперь было обозначено как tracteur blindé et armé («бронированный и вооруженный трактор»). В сентябре 1915 года программа Шнайдера была объединена с официальной программой разработки бронированного резака для колючей проволоки инженером и членом парламента Жюлем-Луи Бретоном, машиной Бретона-Прето. Десять из пятнадцати имеющихся машин Baby Holt должны были быть бронированы и оснащены кусачками, из которых десять систем были заказаны 7 августа. Это вовлекло в проект служебный автомобиль. 10 сентября были проведены новые эксперименты для коменданта Л. Ферруса, офицера, принимавшего участие в изучении (и окончательном отклонении) проекта танка Levavasseur в 1908 году.

The Souain Эксперимент

Опытный образец Суэна пересекает траншею 9 декабря 1915 года.

9 декабря 1915 года в эксперименте Суэн прототип бронированного танка Шнайдера Шасси Baby Holt с котельной броней было продемонстрировано французской армии. Среди зевак были генерал Филипп Петен и полковник Жан Батист Эжен Этьен - артиллерист и инженер, пользующийся большим уважением во всей армии за его непревзойденный технический и тактический опыт. Результаты опытного образца танка были, по крайней мере, по словам Эстьена, превосходными, демонстрируя замечательную подвижность в труднопроходимой местности бывшего поля боя при Суэн. Однако длина Baby Holt оказалась слишком короткой для преодоления немецких траншей, что оправдало разработку более длинных гусениц для французского танкового проекта. Для Эстьена показанная машина олицетворяла концепцию боевых бронированных машин, которую он пропагандировал с августа 1914 года. Уже 1 декабря Этьен предложил французскому Ставке использовать гусеничные бронированные тракторы для перемещения пехоты, оборудования и пушек по полю боя, выполнив несколько испытаний с британскими гусеничными тракторами. 11 декабря Этьен позволил некоему лейтенанту Тибье нарисовать эскиз двух концепций: шасси Бэби Холта, оснащенного спереди и сзади вспомогательными роликами, чтобы улучшить проходимость траншей; другой - удлиненной подвески, защищенной бортовой броней.

Предложение Эстьена

12 декабря Эстьен представил верховному командованию в лице генерала Мориса Жанина план действий. формировать бронетанковые войска, оснащенные гусеничной техникой. В нем он сформулировал некоторые спецификации. Машины должны иметь вес в двенадцать тонн, защищенные броней толщиной от пятнадцати до двадцати миллиметров. Размеры автомобилей были обозначены как четыре метра в длину, 2,6 метра в ширину и 1,6 метра в высоту. Двигатель в восемьдесят лошадиных сил должен обеспечивать максимальную скорость девять километров в час и низкую скорость три. Автомобиль должен быть в состоянии пересечь траншею шириной два метра и буксировать семитонный бронированный сани, вмещающий двадцать человек с оружием и снаряжением. Вооружение должно состоять из двух пулеметов и 37-мм пушки, способной пробивать броневые щиты пулеметов противника. Экипаж будет состоять из четырех человек.

Чертежи танка, заказанные полковником Эстьеном сразу после эксперимента Суэна, сделанные 11 декабря 1915 года. Планы в основном основаны на 45-сильной гусенице Holt, но есть небольшое изображение Holt Model 75. прилагается

20 декабря Этьен, находясь в отпуске в Париже, вместе с Феррусом посетил Луи Рено в Булонь-Бийанкур, тщетно пытаясь убедить производителя автомобилей принять участие в производство новой системы вооружения. Позже в тот же день они приняли Brillié, который сообщил об объеме работы, уже проделанной Schneider над своим проектом. Августовский заказ на десять автомобилей был подтвержден 7 декабря; 15 числа был подписан официальный контракт. 22 декабря компания Schneider начала подготовку к производству бронетранспортера. Он указал, что имел возможность произвести в общей сложности от трехсот до четырехсот единиц в 1916 году. На этом этапе проект Шнайдера предусматривал 10-тонную машину, вооруженную 75-мм пушкой, защищенную 10-мм хромистой сталью и приводится в действие специально разработанным двигателем мощностью 50 л.с., обеспечивающим максимальную скорость 7 км / ч. 27-го числа в дизайн бумаги были внесены некоторые идеи Эстьена; поскольку оригинальные рисунки не были обнаружены повторно, невозможно определить, в какой степени это было сделано. В тот же день в Венсенне были проведены новые испытания трактора Baby Holt; на следующий день Этьен подробно изложил свое предложение в штаб-квартире. Прототип был снабжен удлинителями на передней и задней части для улучшения проходимости траншей и успешно испытан 5 января 1916 года.

Заключительное гусеничное испытание 21 февраля 1916 года перед массовым заказом танка Schneider CA1 на танке. 25-го. Показан восьмиколесный автомобиль. Человек, держащий окоп руками, - Фуше.

План Этьена был одобрен Главнокомандующим Жоффром, который 7 января 1916 года предложил производство " наступательная машина "министру вооружений Альберту Томасу. 18-го Эстьен был принят Жоффром лично для разъяснения своих идей. В письме в министерство от 31 января 1916 года Жоффр желал произвести четыреста танков того типа, который предложил Этьен. Несмотря на то, что у компании Schneider была длительная предшествующая фаза разработки, решающая роль Эстьена в массовом производстве машины Schneider позволила ему занять традиционную позицию в истории как создателя первого французского танка. Это видно из его ограниченного участия в его техническом проектировании; Уже в январе 1916 г. фактическое завершение строительства было поручено министерскому бюро во главе с генералом Леон Огюстеном Жаном-Мари Мурре, директором автомобильной службы армии. Mourret не тесно сотрудничал с Estienne, который был практически исключен из решений технического характера.

В январе было принято решение о производстве более длинной подвески. Еще до 9 декабря 1915 года Шнайдер разработал систему на тридцать сантиметров длиннее с семью опорными колесами вместо пяти. Мурре приказал построить альтернативную систему. Два трактора Baby Holt, которые Шнайдер заказал на пятнадцать 21 сентября 1915 года и принадлежащие французскому государству, в течение двух недель, начиная со 2 февраля, находились в армейской мастерской и были объединены в одну удлиненную машину, гусеничное наступление allongé. Лейтенант Шарль Фуше, которому помогает небольшая группа механиков. Мастерская находилась на фабрике Farman в Billancourt, переданной компании l'Automobilette. Он снова был примерно на фут длиннее, чем тип Schneider, и имел три тележки с восемью опорными колесами. Новая система подвески не была основана на точных чертежах, а была импровизирована частным Пьером Лескуде. 17 февраля восьмиколесная система, прототип которой позже получил обозначение L'appareil n ° 1 Type A («Устройство № 1 Тип A»), прошла испытания в Винсеннесе, легко преодолевая траншеи шириной до 1,75 метра и препятствия из колючейпроволоки. 21 февраля были проведены успешные испытания в Vincennes, компания Schneider предоставила для сравнения не удлиненное шасси Baby Holt. Из этого был сделан вывод, что танк достаточно развит, чтобы оправдать заказ на производство. 25 февраля 1916 года военное министерство тайно заказало производство четырехсот tracteurs-chenilles типа Schneider Cie blindés («гусеничных и бронированных тракторов типа Schneider») по цене 56 000 французских франков за машину.. Из соображений безопасности предполагалось, что это простые буксировщики tracteurs Estienne. Тем самым был заменен прежний заказ от 15 декабря на десять автомобилей. Фуше было приказано улучшить прототип, в результате чего 2 марта был испытан слегка измененный L'appareil n ° 1 Type B. Дальнейшие изменения, в том числе импровизированная боковая броня, простирающаяся вперед в носовой части, позволили создать L'appareil n ° 1 Type C или Machine Profilée, которые были испытаны 17 марта. 27 февраля Schneider попросили предоставить первую бронированную надстройку из котельной стали, которую в конце марта поместили на восьмиколесное шасси. Фотографии этого автомобиля часто представлены в книгах как «первый прототип Schneider CA». Однако вся эта линия развития, даже если ее официальный заказ был основан на ней, не была наследницей танка Шнайдера. Весной 1916 года по не совсем понятным причинам между французской армией и Schneider Cie произошел фундаментальный конфликт. Последняя компания разработала и изготовила свой танк Schneider на базе своего семиколесного шасси, которое был запатентован 17 января; армия разработала восьмиколесную систему для тяжелого танка Saint-Chamond.

Обозначение

В то время как в первом заказе говорилось о tracteurs Estienne, заводское обозначение танка было Schneider CA. Значение «CA» неясно. Позже его обычно понимали как Char d'Assaut, буквально «колесница», а сегодня это полное французское слово, означающее «танк». Однако деталь «CA» сначала появляется в Tracteur CA в качестве следующего шага в разработке в 1916 году после Tracteur A (удлиненный армейский прототип или L'appareil n ° 1 Type A), Tracteur B и Tracteur C. d'assaut в значении «танк» впервые был применен Этьеном в октябре 1916 года. Иногда использовался обратный порядок: Schneider AC. Комбинация с «char» обычно использовалась в форме Char Schneider. Тягач-тягач (remorqueur) на базе шасси CA, произведенный в 1918 году, получил обозначение Schneider CD, а его прототип - porteur - вариант, предназначенный для перевозки тяжелой артиллерийской установки, CD3. Это, казалось бы, указывает на то, что суффикс CA был просто кодом продукта Schneider, аналогичным тем, что использовался Renault.

В конце 1916 года тип был назван Schneider CA 1, чтобы отличить его от производного проекта танка. Schneider CA 2. В 1917 году Schneider CA 1 также называют Schneider 1916, чтобы отличить его от Schneider 1917, другого названия для следующего проекта танка, Schneider CA 3. Это возникло из-за требования Эстьена 30 января. 1917, чтобы договориться о стандартизированной терминологии. Затем генерал Морре предложил использовать официальные обозначения Schneider Modèle 1916 и Saint-Chamond Modèle 1916.

Описание
Последний выживший Schneider CA в Musée des Blindés в Сомюре

На современный взгляд, танк как таковой практически неузнаваем и представляет собой бронированный стальной ящик, покоящийся на гусеничном тракторе. У него нет башни, а его неприметное основное вооружение - 75-мм фортификация Blockhaus Schneider, размещенная в барбете в правом переднем углу танка. Правый борт был выбран потому, что наводчик должен был стоять слева от ствола, чтобы управлять пушкой. Пушечный тип был разработан на основе 75-мм траншейного миномета, который был адаптирован для ведения огня с фиксированной позиции укрепления за счет добавления компенсатора отдачи и орудийного щита; в такой комплектации он весил 210 килограммов. Эта короткоствольная пушка имела длину всего 9,5 калибра. Он стрелял стандартным французским 75-мм снарядом HE Model 1915, но с уменьшенным метательным зарядом, что сокращало длину выстрела с 350 до 241 миллиметра, обеспечивая начальную скорость всего в два раза. сто метров в секунду. Это ограничивало максимальную дальность до 2200 метров, практическую - шестьсот метров, а танку нужно было приблизиться к точечной цели в пределах двухсот метров, чтобы обеспечить прицельную стрельбу. Орудие имеет угол поворота 60 °, угол наклона -10 ° и угол возвышения 30 °. Боекомплект - девяносто снарядов, установленных в вертикальном положении. Два 8-мм пулемета Hotchkiss образца 1914 года , выступающие с флангов в больших полусферических шаровых опорах и опирающиеся на стержни, дополняют короткое 75-мм орудие. Правый пулемет из-за места, необходимого для основного орудия, расположен дальше сзади, чем левый. Пулеметы имеют угол поворота 106 °, угол наклона -45 ° и угол возвышения 20 °. Справа от1917 году база Cercottes выросла до численности примерно пяти тысяч человек, многие из которых были посланы туда из подразделений, пытающихся избавиться от нежелательных элементов, что вынудило базовое командование сократить численность личного состава, снова удалив их. 28 сентября 1916 г. к югу от Компьень был открыт большой учебный центр. Это место, недалеко от линии фронта и официально являющееся частью зоны боевых действий, могло служить для окончательной подготовки и отправки готовых к бою подразделений тем армиям, которые в них нуждались. Там же располагались танковые мастерские, где ремонтировали и обновляли имеющуюся технику. На базах в Черкотт и Шамплиу использовалось около шестидесяти четырех танков исключительно в учебных целях, чтобы ограничить износ боевых машин.

Формирование частей

Французская армия не намеревалась создавать самостоятельные танковые силы; танковые части входили в состав Артиллерийского соединения, что отражалось в организационной терминологии. Базовые единицы официально назывались Groupes, но имели обозначение «AS» от Artillerie Spéciale. Каждая группа состояла из четырех батарей, каждая батарея снова из четырех танков. В результате получилось бы в общей сложности шестнадцать танков, и действительно это была официальная органическая сила СА, но четвертая батарея обычно была единицей депо, предназначенной для замены транспортных средств и экипажей для трех других батарей. Официально у него было три танка, а общая материальная база СА, таким образом, составляла пятнадцать. Фактическая оперативная мощность сильно различалась из-за частых поломок. Личный состав состоял из двенадцати офицеров - каждый командовал танком из трех регулярных батарей - шестнадцати унтер-офицеров и 110 человек более низкого ранга. На практике часто выставлялись четыре батареи по три танка, чтобы обеспечить большую тактическую гибкость. Первые подразделения Schneider CA были сформированы с 17 ноября 1916 года. Шесть AS были созданы до конца января 1917 года, еще три в феврале и марте каждая и снова по две в апреле и мае каждая, в общей сложности семнадцать оперативных групп, пронумерованных AS 1-17. Еще три были созданы ко 2 июня 1917 года, AS 18, 19 и 20, но почти сразу же были распущены, а их личный состав переобучен, чтобы сформировать подразделения Saint Chamond. В период с 1 марта по 1 мая 1917 года АС были объединены в пять более крупных подразделений, называемых Группами, с переменной численностью. В мае 1918 года три из четырех уцелевших групп, I, II и IV, были присоединены к трем батальонам легких танков Renault FT, чтобы сформировать более крупные Régiment de Artillerie Spéciale, 501e, 502e и 504e RAS соответственно.

Действия

Берри-о-Бак

Западный фронт в 1917 году с синими стрелками, обозначающими участки наступления в Нивеле

Этьен надеялся создать мощную и крупную ударную силу, прежде чем использовать свои танки. боевой. Он категорически не одобрял, по его мнению, преждевременное использование танков британцами в сентябре 1916 года, всего через два месяца после первых поставок Mark I. Однако политические обстоятельства вынудили его развернуть Artillerie Spéciale до того, как она будет в полном составе или адекватно обучены. В декабре 1916 г. Робер Нивель был назначен верховным французским главнокомандующим с обещанием, что его тактическое нововведение «заградительного огня » обеспечит быстрый крах немецкого фронта. Не склонный к независимому массовому развертыванию бронетехники, Нивель надеялся, что произведенные танки можно будет найти хоть какое-то применение, позволив им помочь в его запланированном наступлении. В конце концов, немцы узнали о намерениях французов, так что стратегическая неожиданность была потеряна, что позволило им усилить находящиеся под угрозой участки фронта; не было и тактической неожиданности, поскольку стало известно, что французские танки существуют и вот-вот появятся. Три СА впервые собрались на передовой у Бёвреня в конце марта 1917 г., надеясь использовать возможный успех в наступлении 3-й армии, которое, однако, пришлось отменить из-за стратегического отступления Германии к <57.>Линия Гинденбурга. В конце концов, танковые части должны были поддержать атаку 5-й армии на Эне и были сосредоточены в секторе шириной девять километров к югу от Жювинкур-э-Дамари, выбранный за твердую почву. Немцы создали прочный оборонительный пояс в этом районе, удерживаемый четырьмя дивизиями баварской армии, глубиной девять километров и разделенный на четыре основные системы окопов. План заключался в том, что французская пехота должна занять первую и вторую траншею в течение примерно четырех часов, продвигаясь за «ползущим огнем», после чего танки немедленно воспользуются этим успехом и сохранят темп наступления, быстро продвинувшись к третьей траншее, за которым непосредственно следовала пехота; вместе они должны были покорить третий и четвертый окопы. «Стратегический разрыв», возникший в результате этой и многих смежных атак, должен был быть использован за счет глубокого проникновения крупных резервных пехотных армий, обходя линию Гинденбурга с юга.

Боссут перед бронированной машиной перед наступлением

Три группы перешли в наступление. Два из них, названные в честь своих командиров и Луи Леонара Шобеса, были прикреплены к 32-му и 5-му армейским корпусам соответственно и вступили в бой в первый день. Группировка Bossut состояла из пяти групп: 2, 4, 5, 6 и 9, таким образом выставив на вооружение восемьдесят танков, поскольку на этом этапе войны СА в полном составе действовала с четырьмя батареями по четыре танка. Группа Chaubès, созданная 8 марта, включала AS 3, 7 и 8 с примерно 48 танками. Каждая группа была усилена подразделением снабжения и эвакуации или Section de Réparations et de Ravitaillement, который, помимо двух невооруженных тракторов Saint-Chamonds и некоторых тракторов Baby Holt, был оснащен двумя невооруженными цистернами Schneider CA, буксирующими прицепы Troy с топливом, в результате чего общее количество грузовиков составляло 132 Schneider. техники, на тот момент крупнейшие танковые силы из когда-либо развернутых. 13 апреля танковые части сосредоточились в тылу. Там к ним присоединились поддерживающие пехотные роты: пять из 154e R.I. из 165e D.I. для Groupement Bossut и трех из 76e R.I. из 125e D.I. для Groupement Chaubès.

Более крупный участок фронта атаки 16 апреля. Фактически, танки проникли дальше, чем указано здесь, к позиции к северо-востоку от Жувинкорта

. Ранним утром 16 апреля 1917 года было начато наступление «Нивелль». В том секторе, где действовали танки, первым волнам французской пехоты удалось, как и планировалось, занять первую и вторую немецкие траншеи, но с очень большими потерями. Французской артиллерии было недостаточно, чтобы одновременно выдержать ползучий огонь и подавить многочисленные немецкие артиллерийские батареи. Это усугублялось немецким превосходством в воздухе, которое позволяло самолетам-артиллеристам точно наводить блокирующий огонь по наступающим французским колоннам. Groupement Chaubès понесла множество потерь еще до того, как смогла покинуть французские позиции. Прибыв к линии фронта рано утром, он должен был помочь пехоте очистить вторую траншею от последних немецких остатков. Они не паниковали при виде французских танков, но были обучены прятаться от них, оставляя укрытие, чтобы вступить в бой с французской пехотой, когда бронетехника двинется дальше. В конце дня французская пехота оказалась неспособной продолжать наступление, и пришлось отозвать последние уцелевшие французские танки. Восточнее, к северу от Берри-о-Бак, в честь которой позже будет названа деревня, все танковые сражения будут более успешны Groupement Bossut. Ему удалось пересечь различные линии траншей, потеряв лишь несколько машин, и поздним утром он сосредоточился, чтобы продолжить наступление. Однако около 11:00 танк Босута, Тромп-ла-Морт («Дьявол-дерзкий») возглавлял наступление, неся трехцветный фанон, благословленный в Сакре. - Кёр на Монмартре получил прямое попадание из тяжелой артиллерии, сожгив большую часть экипажа и взорвав самого Босута через задний вход, с которого он руководил сражением, убит осколком снаряда через сердце. Тем не менее, Шнайдеры продолжали свое продвижение, продвигаясь по узкому проходу на несколько миль через неглубокую долину к третьей немецкой траншее. Ослабленная пехота не смогла последовать за ней, заставив танки ждать прибытия резервных частей. Несколько часов танки двигались вверх и вниз по захваченной местности, чтобы не представлять статические цели для немецкой артиллерии. Несмотря на это, многие машины были подбиты, так как находились на виду у немецких батарей на окрестных холмах. Фланговые атаки баварских штурмовиков были отражены. Ранним вечером свежие пехотные части вместе с танками захватили участок третьей траншеи, отметив прилив французского прогресса на протяжении всей Второй битвы на Эне. Затем Шнайдеры отступили, снова неся потери от артиллерийского огня.

Один из танков, уничтоженных в Берри-о-Бак

Наступление Нивеля было серьезным разочарованием, деморализовало французские войска и привело к французской армии Мятежи. Ощущение неудачи распространилось и на танки Schneider. Их потери действительно были большими: 76 из 128 задействованных боевых танков были потеряны. Многие из них сгорели: всего 57, 31 - Groupement Bossut и 26 - Groupement Chaubès. Большинство из них было подожжено немецкой артиллерией: двадцать три машины Groupement Chaubès были поражены огнем с закрытых позиций и пятнадцать автомобилей Groupement Bossut; в этом последнем подразделении прямой наводкой было поражено четырнадцать танков. Исследования показали, что большинство транспортных средств несли дополнительную пожароопасность: для компенсации ограниченного запаса хода к заднейчасти были прикреплены две пятидесятилитровые канистры с бензином, а некоторые экипажи даже разместили третью внутри; иногда взрывные устройства складывались снаружи; Каждый танк имел баллон эфира для смешивания с бензином для разгона двигателя и для повышения боевого духа в начале боя были предоставлены три литра крепкого спиртного. Также были велики потери личного состава: 180 из 720 членов экипажа и 40% поддерживающей пехоты стали жертвами. Положительным моментом является то, что двадцать сломанных танков были спасены с поля боя, все атаки вражеской пехоты провалились, а разнесенная броня оказалась очень устойчивой, сверх ожиданий, к огню стрелкового оружия и осколкам снарядов. Основная техническая жалоба заключалась в том, что видимость изнутри машины была плохой для водителя и стрелков. Извлеченные тактические уроки заключались в том, что танки должны располагаться дальше, чтобы избежать артиллерийского огня, и должны были более тесно сотрудничать с пехотой.

Группа III, которой командовал капитан Анри Лефевр, была предназначена для помощи в атаке 4-й армии на 17 апреля в Моронвилье. Он состоял из двух групп Шнайдера, AS 1 и AS 10, усиленных некоторыми танками Saint-Chamond. Когда первоначальные атаки пехоты в значительной степени провалились, танковая атака была отменена, в том числе ввиду событий предыдущего дня.

Мулен-де-Лаффо

Несмотря на общий провал наступления Нивеля и В результате последовавших за этим мятежей французское верховное командование в мае 1917 г. попыталось использовать концентрацию сил в Эне, по крайней мере, завоевав пресловутые позиции Chemin-des-Dames. Частью плана была ограниченная, но стратегически важная цель: немецкий сайлант к востоку от Лаффо, где линия Гинденбурга опиралась на Chemin-des-Dames, названную в честь холма. Эту атаку должна была поддержать Groupement Lefebvre. Чтобы улучшить взаимодействие с пехотой, Группу усилил пехотный батальон, специально обученный тактике общевойскового, 17e Bataillon de Chasseurs à Pied. Координация с артиллерией была улучшена за счет установки специального наблюдательного самолета, защищенного шестью истребителями SPAD VII, который должен был идентифицировать немецкие противотанковые батареи и уничтожать их контрбатарейным огнем; он также должен был сообщить о расположении танков вышестоящему командованию.

5 мая было начато более общее наступление. В то время как большинство атак пехоты вдоль Шмен-де-Дам в тот день были кровавыми неудачами, танковая атака на Мулен-де-Лаффо в основном достигла своих целей. Шнайдеры, наступавшие не колонной, а «линией в ряд», воспользовались первоначальным захватом пехотой первой траншеи, перейдя вторую, а затем помогли пехотинцам в тяжелых и динамичных боях контратаковать немецкие резервы. В конце концов большинство танков вышло из строя, и наступающая пехота оставила их позади. Их спасение оказалось трудным, так как из-за грозы поверхность твердого известнякового камня в этом районе была очень скользкой, а местность была неровной, усеянной руинами и пересеченной оврагами и каменоломнями. Большинство машин было отремонтировано в течение ночи, но почва настолько испортилась, что на шестой была развернута только одна батарея из четырех человек. Тем не менее, Шнайдеры хорошо себя зарекомендовали. Из тридцати трех задействованных танков только пять были уничтожены, три из них - «Шнайдеры». Потери среди экипажей составили пятьдесят пять, трое из них закончились смертельным исходом.

Ла Мальмезон

Битва при Ла Мальмезон

Вследствие мятежей Филипп Петен был назначен верховным командир. Он пытался восстановить уверенность, воздерживаясь от чрезмерно амбициозных наступательных планов. Только в 1918 году, когда наплыв американских войск и новой бронетехники склонил чашу весов в пользу Антанты, можно было подумать о решающих атаках. Поэтому его девизом было: J'attends les Américains et les chars («Я жду американцев и танки»). Однако полное бездействие подорвет моральный дух; Чтобы поддержать его, была предпринята серия тщательно подготовленных небольших наступательных операций, успех в которых гарантировался за счет использования подавляющего численного превосходства, особенно в артиллерии, для завоевания ограниченной цели. 23 октября 1917 года Петен одним ударом взял пресловутый герб Шмен-де-Дам, в том числе крепость Ла Мальмезон. Атаку поддерживала Groupement Chaubès, в то время состоящая из 8, 11 и 12. Из-за потерь в апреле каждая AS теперь развернула по двенадцать танков. С учетом транспортных средств снабжения общее количество Schneider составляло сорок один. Командирские машины AS 11 и AS 12 были в тот день первыми французскими танками, когда-либо использовавшими радиооборудование в бою.

Танки не играли решающей роли в этом бою. Из-за пробок многие не смогли даже покинуть свои очереди; многие другие сломались или застряли в болоте, не дойдя до врага. Однако те, кому удалось вступить в бой, эффективно взаимодействовали с пехотой. Наземный туман в значительной степени укрыл машины от вражеской артиллерии, а разнесенная броня отразила выстрелы немецких пулеметов Kerngeschoss. Таким образом, потери были низкими: сгорели два танка и менее 10% личного состава. Шесть машин, которые в мае были брошены в Мулен-де-Лаффо, теперь можно было спасти. Несмотря на их скромный вклад, эффективность танков казалась доказанной, что оправдывало запланированное расширение танковых сил. За три боя 1917 года танки «Шнайдер» поразили 175 целей противника. В том году было потеряно 86 машин.

Бои 1918 года

Битва при Суассоне, самая успешная операция Шнайдера

Французское командование, которое, как считалось, начало крупномасштабное летнее наступление в 1918 году, извлекая выгоду из выросло количество ББМ. На этом этапе войны, менее чем через год после их первого использования, танки Schneider уже считались устаревшими. Тем не менее они по-прежнему составляли существенную часть танковых войск: средний танк-преемник Schneider Modèle 1917 был отменен; легкий Renault FT еще не производился в достаточном количестве, особенно вариант с 75-мм пушкой; а «Сен-Шамон» имел ограниченную полезность, поэтому Шнайдерам пришлось предоставить необходимую огневую мощь. Их непреходящая важность стала очевидной, когда планы французов вступили в силу 21 марта, когда 245 танков Schneider были в боевой готовности, разбитые немецкими весенним наступлением, массированным натиском пехоты, ставшим возможным благодаря Брестскому договору. -Литовск, позволяющий Германии перебросить большую часть своих сил на Западный фронт. В апреле были незначительные контратаки на Сомме небольшим количеством танков Schneider: пять машин 5-го числа в Совильерс-Монживал, шесть 7-го числа в Гривеснес, и двенадцать 18-го в Лесном лесу Сенекат, к западу от. 28 мая, также у Соммы, двенадцать машин (AS 5) поддержали атаку в битве при Кантиньи, впервые в истории американские войска сотрудничали с танками. Сначала немецкое наступление было в основном направлено против, но когда это в конечном итоге не привело к желаемому решающему прорыву, в конце мая немцы повернули силу против французов в Третьей битве на Эне. Немецкое наступление угрожало базе Шампльё, которая была заброшена, серьезно нарушив ремонт и техническое обслуживание. В начале июня наступления создали большой французский выступ вокруг Компьень, и Эрих Людендорф решил сократить его в операции «Гнейзенау ». Вскоре для французов ситуация стала критической, поскольку успех немцев откроет путь в Париж. 11 июня танки впервые были массово использованы для мобильной контратаки в битве при Маце. Хотя большая часть задействованных машин была типа Saint-Chamond, две группы Schneider (II и III) также участвовали с семидесяти пятью танками. Сосредоточению французской бронетехники, поразив фланг прорыва противника, удалось остановить продвижение немцев, и Гнейзенау был отменен. Однако за успех пришлось заплатить: было потеряно тридцать пять Шнайдеров. На западе выступа 9 июля произошла небольшая местная контратака, названная в честь ферм Порт и Де Лог, которую поддерживали около пятнадцати танков Schneider из AS 16 и AS 17.

Танки Schneider, здесь с более поздним крестом. в камуфляже, в основном перевозились по железной дороге

15 июля немцы начали свое последнее крупное наступление 1918 года, атаковав Реймс во Второй битве на Марне. Вскоре их продвижение замедлилось, и они оказались в очень уязвимом положении с чрезмерно протянутыми линиями снабжения и изнуренными войсками, не имеющими хорошо укрепленных позиций. 18 июля французские и американские дивизии, сотрудничая с большим количеством танков, начали крупное наступление, битву при Суассоне, в которой впервые с 1914 года силам Антанты на Западном фронте удалось нанести значительный урон. прогресс, уменьшив весь немецкий выступ, созданный в Третьей битве на Эне. В операции участвовали три группы Schneider (I, III и IV) со 123 машинами, что стало вторым по величине развертыванием этого типа во время войны. Битва стала для немцев стратегической катастрофой, приведшей к распаду значительной части их сил и положившей начало периоду почти непрерывных отступлений. Хотя теперь, наконец, условия были благоприятными для выполнения той наступательной роли, для которой они были созданы, танки «Шнайдер» не могли оказать большой помощи и самой уничтоженной французской пехоте. К 1 августа 1918 года количество действующих танков Schneider CA упало до пятидесяти. Поскольку производство было остановлено в том же месяце, потери не могли быть возмещены, а усиление боевых действий привело к значительному износу. Как следствие, эффективные уровни оставались низкими: сорок автомобилей 1 сентября, шестьдесят 1 октября, 51 автомобиль 1 ноября. Соответственно, впоследующих операциях Шнайдеры больше никогда не сравнялись с числами, достигнутыми в июле. 16 августа три группы из 32 танков атаковали у Тиллолой ; 20 августа одна группа из двенадцати человек участвовала в действиях возле Нампчела. 12 сентября Группа IV смогла собрать двадцать четыре танка для поддержки американцев в битве при Сен-Миеле. С 26 сентября в ходе Мёз-Аргоннской наступательной операции Группа IV продолжала поддерживать американцев примерно двадцатью двумя танками, а Группы I и III поддерживали французскую Четвертую армию тридцатью четырьмя машинами. В течение октября большинство подразделений Schneider восстанавливались, и немецкая разведка предположила, что этот тип был полностью выведен из употребления, заменен более новыми и более эффективными танками Renault FT, но на самом деле планировалось снова развернуть около пятидесяти Schneider в крупном наступлении в <284 году.>Lorraine начнется 11 ноября. Однако в тот день Первая мировая война закончилась заключением перемирия с Германией. В боях 1918 года танки Schneider поразили 473 цели противника. Всего за время войны было потеряно 308 танков Schneider, 86 в 1917 году и 222 в 1918 году: 301 от артиллерийского огня противника, три от мин, три от огня противотанковых ружей и один по неизвестным причинам.

Более поздние разработки: Schneider CA2, CA3 и CA4

Первые проекты по созданию новых вариантов были основаны на оригинальном дизайне Schneider CA. 27 сентября 1916 года Эстьен написал меморандум в Генеральную штаб-квартиру, в котором изложил свои мысли о возможном командирском танке. Учитывая, что танковые части будут не только атаковать неподвижные позиции противника, но и должны маневрировать на поле боя против движущихся вражеских войск, он предвидел, что их командирам потребуются более маневренные машины с вооружением и броней, сосредоточенными спереди, для ведения преследования или прикрытия. отступление. Поэтому требовался вариант с башней с 37-мм пушкой и одним или двумя пулеметами в передней части вместо борта, защищенной лобовой броней 15 мм, с экипажем из четырех человек и максимальной скоростью не менее 10 км / ч. Необходимо построить 50 таких автомобилей. 2 октября Жоффр потребовал производства пятидесяти voitures cuirassées de commandement. 13 октября Шнайдер подготовил бумажный дизайн; 17 октября приказ был подтвержден Мурре. К концу 1916 г. был готов «макет» под обозначением Schneider CA2. 26 и 27 марта 1917 года прототип из котельной плиты, возможно, идентичный «макету», был испытан в Марли. У него была стандартная подвеска Schneider CA, но его корпус был сильно укорочен, так что нависающий нос исчез. 75-мм пушка была заменена цилиндрической башней, предназначенной для вооружения 47-мм пушкой и пулеметом, расположенной в задней части корпуса. Корпус был дополнительно уменьшен в размерах и весе за счет значительного сужения и закрытия прорези в крыше в крыше, что снизило его высоту. В результате тип весил всего восемь тонн. Во время испытаний автомобиль, хотя и не застревал на свисающем носу, все же не смог выбраться из грязных воронок от снарядов. Был сделан вывод, что подвеска должна быть удлинена на три гусеницы, примерно на сорок сантиметров, и 13 апреля 1917 года предусматривалось быстрое начало производства. На самом деле Этьен уже 22 марта решил прекратить этот проект в пользу командной (сигнальной) версии Renault FT. Опытный образец CA2 впоследствии использовался в качестве учебно-испытательного автомобиля, и немедленная потребность в командирских машинах была удовлетворена путем оснащения двух стандартных CA Schneider радиоприемниками. 29 декабря 1916 г. было предложено разработать на базе Schneider CA2 два прототипа легких танков.

В начале 1917 г. предлагалось построить часть машин как огнеметные танки, установив огнеметное устройство в двух бронетранспортерах. башни, одна в левом переднем углу, а другая в правом заднем углу, каждая из которых имеет угол обзора около 180 °. Резервуары с топливом будут внутри корпуса. Никакого производства не получилось. В феврале 1917 года Шнайдер предложил построить вариант с корпусом шире на тридцать два сантиметра, оснащенным спереди 47-мм пушкой и двумя пулеметными башнями, расположенными по диагонали позади места водителя, а двигатель был перенесен в корму. транспортное средство. 2 апреля 1917 г. Министерство вооружений попросило Шнайдера разработать две улучшенные версии Schneider CA: одну с пушечной башней, калибр не превышал 47 мм, если бы это была длинная пушка; другой - с длинной 75-мм пушкой в ​​передней части корпуса.

После провала Nivelle Offensive Шнайдер понял, что для того, чтобы танк был остаются жизнеспособной системой оружия. 1 мая 1917 г. он обсудил ряд возможных вариантов, от одного до пяти. Все они имели общий, что в принципе одни и те же механические компоненты были использованы в качестве с Schneider CA, хотя часто улучшается, и что суспензия толькочастично изменено: удлиненный путем добавления восьмого ходового колеса с помощью тридцать пять вместо тридцать три шире, шириной сорок пять сантиметров, гусеницы. Однако все они также были сильно модернизированы: исчезло свес корпуса, передняя часть корпуса сформирована в виде наклонного клина, а внутреннее пространство было разделено на отсеки с машинным отделением, выступающим за звездочкой, сзади и водителем спереди. База брони составляла от шестнадцати до двадцати миллиметров. Первые два предложения были, вероятно, идентичны проектам апреля 1917 года и отклонены компанией как второстепенные. Последние три, предпочитаемые самим Шнайдером, были все башенными машинами: проект № 3 имел 47-мм пушку в корпусе и одну пулеметную башню; № 4 отличался наличием двух пулеметных турелей, а № 5 - перемещением орудия в башню. Во время обсуждения этих предложений Эсьенн указанный, предполагаемая длинная 47-мм пушка еще не запущена в производство и что нет заряда взрывчатого вещества с высокими характеристиками, чтобы дать ей достаточное воздействие на мягкие цели. Поэтому он настоял на установке стандартной 75-мм полевой пушки, даже если это повысит вес до 14,5 тонны. Через неделю Шнайдер представил предложение № 6, которое предусматривает установку машины массой четырнадцать тонн и укороченной 75-мм пушкой в ​​башне. 5 июля 1917 года были готовы чертежи типа, который теперь получил название Schneider CA3. Однако в их число входила альтернативная версия с укороченной 75-мм пушкой в ​​корпусе. Этьен испытывал опасения по поводу этого проекта, ставя под сомнение его пропускную способность по траншеи и прогнозированию, что мощность двигателя будет недостаточной, учитывая вес, который к настоящему времени достиг 16,6 тонн. Также он потребовал наличие прицела, позволяющего вести огонь с ходу. Тем не менее, 24 июля Консультативный комитет Artillerie Spéciale решил, что четыреста машин Schneider Modèle 1917, заказанных 10 мая 1917 года, должны быть типа CA3. Они должны были быть доставлены с мая 1918 года. Для каждой версии был заказан прототип - механические части в мае и бронекорпус в июле - но сама компания ограничила свои строительные работы конструкцией с пушкой в ​​корпусе, вероятно, потому что пушечная башня была сочтена "абсурдной". с учетом отсутствия у противника танков и пулеметной башни считалось необходимым для ближней защиты от нападения пехоты. Позже в том же году в официальном ответе на запрос парламентария Поля Думера относительно прогресса, достигнутого в разработке французских танков, обозначение "Schneider CA4" используется для обозначения конструкции, изучаемой в контексте более крупного заказа. для двух прототипов весом двадцать тонн, оснащенных пушечной башней, вооруженной укороченной 75-мм пушкой, и Шнайдер не может предсказать, когда будет закончен единственный прототип, который будет построен, хотя поставки могут начаться в апреле 1918 года. План был построен на базе Schneider CA3, а 24 октября шасси прошло испытания на SOMUA. Однако летом Этьен и Петен забеспокоились, что производство средних танков может стать препятствием для запланированного серийного производства легких танков Renault FT. 27 октября комитет сообщил, что строительство Schneider CA3 будет приостановлено в пользу производства легких танков. В нем утверждалось, что этот тип, вероятно, не может быть доставлен до августа 1918 года, что слишком поздно для летних наступлений того же года, и что вместо этого следует принять в разработку улучшенную конструкцию среднего танка. Окончательное решение не производить Schneider CA3 было принято только в феврале 1918 года. 19 января 1918 года было предложено использовать предварительно изготовленные компоненты CA3 для постройки еще двухсот артиллерийских тягачей Schneider. 3 ноября 1917 года заказ на прототип Schneider CA4 был аннулирован. Проект нового среднего танка был начат 15 августа 1917 года и предусматривал создание технически совершенной семнадцатитонной машины, вооруженной укороченной 75-мм пушкой и обладающей значительно улучшенной мобильностью. Это так и осталось бумажным проектом.

Иногда считается, что в проектах более общего исследовательского характера используются корпуса Schneider CA. В январе 1917 года инженер предложил сочлененный танк - машину, которая должна была быть достаточно длинной, чтобы преодолевать широкие траншеи, но при этом достаточно гибкой, чтобы сохранять мобильность. В более ранней литературе иногда предполагалось, что он на самом деле соединил два шнайдера сзади к тылу для исследования этой концепции. Фактически, 8 мая 1917 года это было просто рекомендовано комитетом, оценивающим достоинства предложения, как более легкую альтернативу первоначальным планам Буро, которые предусматривали три корпуса совершенно новой конструкции. Компания Schneider впоследствии отказалась предоставить какие-либо транспортные средства, и проект был продолжен на основе корпуса Saint-Chamond.

Aftermath

France

Демонстрация в Saumur Schneider CA1, самого старого танка в мире в ходовом состоянии (2000 г.)

Еще до конца войны, 6 октября 1918 г., Эсьенн предложил вывести все танки Schneider из боевых подразделений, снять их вооружение и развернуть их. как учебно-эвакуационные машины. Их следует отличать от тех машин, которые с самого начала использовались в качестве танков снабжения, с удаленной пушкой и заделанной дырой. Действительно, к концу 1918 года все уцелевшие танки Schneider были переданы в пункт назначения грузовыми автомобилями, хотя неизвестно, в какой степени и с какой скоростью происходило восстановление. 1 декабря 1918 г. Groupements I и IV слились с подразделениями Renault FT, а Groupement II и III вместе с AS 9 из Groupement I преобразовались в три новых Groupements Lourds (I, II и III), оснащенных британскими Mark V *. Некоторые из все еще исправных Schneider были переоборудованы в эвакуационные машины и бензовозы, обслуживающие подразделения Renault FT. В 1928 году был представлен проект эвакуационного бака Schneider CA Modèle 1928 с заменой верхней части корпуса на моторизованный Ориентированный кран, который можно было бы стабилизировать с помощью большого домкрата в задней части машины.

Последний уцелевший Schneider CA

До восстановления последней танка Schneider музей Сомюра использовал деревянную копию для выставок.

Единственный сохранившийся экземпляр Schneider CA, находящийся в Musée des Blindés в Сомюре, также является старейшим в мире резервуаром в полностью рабочем состоянии. Он был подарен в конце войны французским правительством Соединенным Штатам Америки, хранился в Музее боеприпасов Абердинского полигона в Мэриленде, США А в 1985 году снова передали во Францию на реставрацию. Оригинальный четырехцилиндровый бензиновый двигатель Schneider танка и оригинальные трансмиссии были полностью восстановлены до начала рабочего состояния ремонтными бригадами Musée des Blindés. Эта конкретная машина оснащена более поздними модернизациями, такими как топливные баки, расположенные в ее задней части.

Италия

Италия летом 1918 года сформировала свое первое танковое подразделение, Reparto speciale di marcia. carri d'assalto, с одним танком Schneider и тремя танками Renault FT; танк Schneider был заменен в ноябре 1918 года на FIAT 2000.

Испания

75-мм пушку «Blockhaus Schneider» фирмы Schneider CA в Музее бронетехники в Эль-Голосо, Испания

Однажды после прекращения производства войны танки Schneider были экспортированы. По срочному запросу испанского правительства после серьезных поражений против берберов повстанцев в Рифской войне, шесть были проданы Испании 16 сентября 1921 года в контексте совместные французско-испанские усилия по покорению недавно получившей независимость Республики Риф. Машины получили обозначение Carro de Asalto Schneider M16 и были модифицированы за счет добавления оружейного порта на лобовом стекле водителя козырька. Они достигли Марокко 28 февраля 1922 года. 14 марта 1922 года, будучи первыми испанскими танками, участвовавшими в боевых действиях, они открыли огонь непосредственной поддержки. Рассмотренные в первую очередь как мобильная артиллерия, они были объединены в артиллерийскую штурмовую батарею под командованием капитана Карлоса Руиса де Толедо, поддерживающую единственную роту Renault FT. В сентябре 1925 года они приняли участие в крупных высадках морских десантов в бухте Эль-Хосейма. Танки Шнайдер участвовали в боях до мая 1926 года и вернулись в Испанию в 1929 году, не потеряв ни одной машины. В Испании из их плохого механического состояния они были переведены в резерв и использовались в качестве учебных и учебных машин. Четыре были частью депо Regimiento Ligero de Carros de Combate N ° 1 в Мадриде, подразделения Renault FT, два других входили в состав депо RLCC N ° 2 в Сарагоса, другое подразделение Renault FT. С начала гражданской войны в Испании первое подразделение осталось под командованием республиканцев, а второе перешло на сторону националистических повстанцев. Автомобили Мадрида участвовали в боевых действиях во время кровавых атак на главные казармы столицы. Некоторые из танков были укомплектованы ополченцами Генерального союза Трабахадорес и Союза пролетариев Германоса. Также в начальных боях участвовали машины Сарагосы. Вероятно, все танки Schneider вышли из строя в 1936 году.

См. Также
Примечания
Ссылки
  • Dutil, PGL, 1919, Les chars d'assaut: leur création et leur rôle pendant la guerre 1915-1918, Berger-Levrault, 338 pp.
  • Гуго, Ален (1987), L'Aube de la Gloire, Les Autos-Mitrailleuses et les Chars Français pendant la Grande Guerre (на французском), Musée des Blindés, ISBN 978- 2-904255-02-1
  • Генафф, Дидье; Юркевич, Бруно (2004), Les Chars de la Victoire 1918 - La Première Guerre mondiale dans l'Oise (на французском языке), Bonchamps-Lès-Laval: Ysec éditions, ISBN 978-2 - 84673-038-9
  • Jeudy, Jean-Gabriel (1997), Chars de France (на французском языке), ETAI
  • Jones, Ralph E.; Рэри, Джордж Х.; Икс, Роберт Дж. (1933), Боевые танки с 1916 по 1918 год, Старый Гринвич, CN : WE
  • Мальмассари, Поль (2011), "Les chars de la Grande Guerre", 14-18, le Magazine de la Grande Guerre, HS 3 (на французском языке), Saint-Cloud: Soteca
  • Ramspacher, EG (1979), Chars et Blindés Français (на французском языке), Париж - Лимож: Charles-Lavauzelle
  • Touzin, Pierre (1979), Les véhicules Blindés Français, 1900–1944 (на английском языке), EPA
  • Залога, Стивен Дж. (2010), Танки гражданской войны в Испании - испытательный полигон для блицкрига, скопа, ISBN 978-1-84603-512-8
  • ——— (2010b), французские танки времен Первой мировой войны, Osprey, ISBN 978-1-84603-513- 5
Внешние ссылки
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Schneider CA1.
  • «Танки загружаются в поезд», YouTube (видео).
  • «Танк в движение », YouTube (видео).
  • Musée des blindés, Сомюр, FR.
Последняя правка сделана 2021-06-07 05:15:28
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте