Rover-BRM | |
---|---|
Обзор | |
Производитель | Rover, British Racing Motors (BRM). |
Производство | 1963–1965 |
Силовая установка | |
Двигатель | Газовая турбина |
Rover-BRM был прототипом гоночный автомобиль с газовой турбиной, совместно разработанный в начале 1960-х годов британскими компаниями Rover и British Racing Motors (BRM).
Rover уже работал с газовыми турбинами для дорожных транспортных средств со времен Второй мировой войны. Также была произведена серия потенциальных дорожных автомобилей, от раннего прототипа Jet 1 до более совершенных образцов T2, T3 и T4. Т4 даже показывал демонстрационные круги по трассе Ле-Ман перед гонкой 1962 года. Увидев возможность для еще большего престижа, Rover решил принять участие в гонке на газотурбинном автомобиле. Приз должен был быть вручен за первый газотурбинный автомобиль, который проехал 3600 км за 24 часа со средней скоростью 93 мили в час.
Решающим шагом в этом плане была случайная встреча между Уильямом Мартин-Херстом, директором компании Rover, и сэром Альфредом Оуэном из поставщика компонентов Rover Рубери Оуэн, но, что более важно, конструкторы Формулы 1 BRM. BRM поставила шасси автомобиля Ричи Гинтера, поврежденного в результате аварии на Гран-при Монако 1962 . Затем из алюминия был изготовлен нестандартный кузов с открытым верхом spyder, при этом турбина была установлена посередине перед односкоростной трансмиссией.
Первые испытательные запуски проводились на MIRA. трек в апреле 1963 года, управляемый Грэмом Хиллом, который описал его так: «Вы сидите в этой штуке, которую можно назвать автомобилем, и в следующую минуту это звучит так, как будто у вас 707 прямо позади вас, готовый поглотить вас и поглотить, как огромное чудовище. " Максимальная скорость составляет 142 миль / ч (229 км / ч)
Газотурбинный двигатель был типичной практикой для Rover, с одним центробежным компрессором, единственная камера сгорания и свободная турбина, приводящая в движение выходной вал, отдельно от турбины, приводящей в действие компрессор. Его мощность составляла 150 л.с.
Автомобиль ехал в Ле-Мане с гоночным номером «00» в качестве экспериментальной машины. Турбинный двигатель был признан эквивалентным 2-литровому, но ему было разрешено вдвое больше обычного количества топлива. Ле-Ман всегда интересовался топливной экономичностью, и некоторые классы зависят от достижения конкретных показателей.
Грэм Хилл и Ричи Гинтер, имевшие прошлый опыт использования того же шасси в другом облике годом ранее, участвовали в гонке.
Цифра в 3600 км была достигнута с запасом часов и максимальной скоростью на Mulsanne Straight, превышающей 140 миль в час. Общие средние показатели были 107,8 миль в час и 6,97 миль на галлон. Как единственный автомобиль в своем классе, он не имел себе места, но такие же характеристики бензинового двигателя поставили бы его на 8-е место.
В сезоне 1964 года главным изменением стало добавление пары керамических роторных регенераторов к газовой турбине с целью повышения эффективности. Хотя они часто называются «теплообменниками», они используют другую технику. Два сотовых диска медленно вращаются со скоростью 20 об / мин, причем как приточный, так и отработанный потоки воздуха проходят через них, но раздельно. Это нагревает диск, который затем вращается, и, в свою очередь, нагревает поступающий воздух. Регенераторы немного ограничивают пиковую мощность газовой турбины, но значительно повышают ее эффективность в качестве компенсации.
Автомобиль также получил новый кузов - закрытое купе, разработанное Уильямом Таунсом компании Rover. Чтобы улучшить приток воздуха, над задними воздухозаборниками были добавлены большие капсулы, но они никогда не использовались на Ле-Мане в том году, напоминая Ferrari 250 LM. Они были надеты после тестовых выходных в Ле-Мане 1964 года, когда они проходили с небольшими воздушными совками. Он не вернулся в Ле-Ман, так как они попали в аварию на обратном пути в Англию.
Однако было мало времени для тестирования нового двигателя, и автомобиль также был слегка поврежден во время транспортировки. По одной из этих причин (история неясна, по какой именно) команда в том же году покинула Ле-Ман.
Двигатель 1964 года теперь использовался для гонок в гневе. Вместо того, чтобы работать как «экспериментальный», он имел номер «31» и составлял конкуренцию другим в 2-литровом классе. Запасы топлива теперь были такими же, как у поршневых автомобилей, что делало регенераторы еще более важными. Грэм Хилл и Джеки Стюарт должны были вести машину.
Якобы из-за того, что песок со стороны трассы засасывался, когда Грэм Хилл рано пробежал мимо, лопасти турбины были повреждены. Двигатель начал перегреваться, и до конца гонки необходимо было внимательно следить за тем, чтобы не была превышена температура выхлопных газов. Несколько часов спустя, когда Стюарт был за рулем, кончик лопатки турбины отломился и повредил один из регенераторов мощным взрывом, хотя двигатель продолжал работать.
Автомобиль показал хорошие результаты, заняв десятое место в общем зачете, седьмое в классе прототипов и первый британский автомобиль. Средняя скорость была немного ниже, чем раньше - 98,8 миль в час, но расход упал вдвое до 13,51 миль на галлон.
После Ле-Ман 1965 года автомобиль стал однажды кратко тестировался на дорогах общего пользования журналом Motor, но полностью снят с производства к 1974 году. В последние годы автомобиль номинально выставляется в Heritage Motor Center, Gaydon.
Продолжается работа по восстановлению работоспособности и демонстрации порядка, поэтому он не всегда может быть выставлен на всеобщее обозрение.
В июне 2016 года автомобиль был представлен на Ковентри Motofest, проходившем на закрытом участке кольцевой дороги Ковентри
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Rover-BRM. |