Риф - это средство уменьшения площади паруса, обычно складывая или закатывая один край полотна внутрь себя. Обратная операция - удаление рифа - называется «вытряхнуть». Использование рифов позволяет нести частичный парус при сильном ветре и является основной мерой безопасности в ненастную погоду. Установка рифов улучшает остойчивость судна и сводит к минимуму риск повреждения паруса или другого оборудования. Правильные навыки и оборудование для рифления имеют решающее значение для предотвращения опасности опрокидывания или протяжки в плохую погоду.
Паруса могут иметь встроенные альтернативные точки крепления, позволяющие уменьшить их площадь. В гроте пары люверсов, называемые рифинговыми галсами, рифлевыми шкотовиками или рифующими люверсами, могут быть установлены в парусе; круизная лодка обычно состоит из двух-трех пар. Притягивание этих точек к гикам формирует новый галс и шкотовый угол, уменьшая площадь паруса. Использование пары люверсов, ближайшей к буму, называется одиночным рифом, следующая пара - двойным рифом и так далее. Парус может иметь рифы, небольшие отверстия в парусе между люверсами. Они используются для закрепления излишков ткани паруса после рифов, чтобы свести к минимуму порку и улучшить обзор из кабины. Чтобы рифовать парус бермудского такелажа шлюпа:
Роликовое рифование катит или оборачивает парус вокруг проволоки, фольги или лонжерона, чтобы уменьшить его воздействие по ветру. В системах закрутки грота парус либо оборачивается вокруг гика с помощью механизма в гусиной шее, либо аппаратные средства внутри гика наматывают его вокруг вращающейся рамы.
Системы закрутки, управляемые тросами, ведущими к кабине, позволяют проводить рифование без выхода экипажа на палубу в плохую погоду. Роллерные рифы также позволяют более разнообразную площадь парусов, чем обычные или быстрые рифы. Противодействием этим преимуществам является то, что свернутый парус, возможно, не имеет оптимальной формы, а ремонт или замена паруса более трудны.
Плиточное рифление, также называемое "быстрым" или однолинейным рифлением, является альтернативой традиционному или роликовому рифу, когда парус складывается секциями или плитами вдоль гика. Одна или две рифовые линии, проходящие через переднюю шкаторину паруса и выступы рифа выщелачивания, создают новый галс и шкотовый угол для паруса, плотно прижимая эти точки к гикам. Их можно отвести обратно в кабину, чтобы члены экипажа могли выходить на риф, не выходя на палубу в плохую погоду. Промежуточные люверсы рифа не используются.
Оборудование для быстрого рифления иногда интегрируется с запатентованной технологией закрутки, которая помогает расслаивать парус по разные стороны гика. Система Dutchman поддерживает подъемную нагрузку на верхнюю часть достаточно тугой при рифлении. Две или более «линии отслаивания» спускаются вертикально к гикам и проходят через ряд одинаковых люверсов на парусе, так что последние могут отслаиваться как жалюзи. Простая по своей концепции система может быть подвержена заеданию из-за трения, в результате чего отслаивающиеся линии могут фактически препятствовать рифлению при поднятии ветра.
Роземаньер, Джон. Книга Морского дела Аннаполиса. ISBN 978-1451650198.