Кафедра на пьедестале Сант-Андреа, Пистойя, Италия, является шедевром итальянского скульптора Джованни Пизано. Работу часто сравнивают с кафедрами, созданными отцом Джованни Никола Пизано в Баптистерии Пизы и Дуомо Сиены, с которыми Джованни помогал. Эти очень продвинутые работы часто описываются такими терминами, как «прото-ренессанс», и опираются на древнеримские саркофаги и другие влияния, чтобы сформировать стиль, который представляет собой раннее возрождение классической скульптуры, оставаясь при этом готическим и опираясь на такие источники, как Французская резьба по слоновой кости.
Согласно надписи, проходящей между аркадами кафедры и парапетами, она была заказана каноником Арнольдом (Арнольдо) и находилась под контролем казначеев Андреа Вителли и Тино ди Витале. Вазари говорит, что заказ был дан в 1297 году, а в надписи записано его завершение в 1301 году. Здесь нет ложной скромности: «Его вырезал Джованни, который не выполнял пустую работу. Сын Николая, наделенный более высоким мастерством, Пиза родила его., наделенный большим мастерством, чем когда-либо прежде ".
Джованни было около пятидесяти, когда он начал работу, работал над проектами своего отца и, возможно, посетил Францию.
Структура аналогична кафедре в Пизе: шестиугольный план с семью колоннами (одна посередине), две из которых поддерживаются львами, а одна - сутулой фигурой Атласа, а центральная колонна опирается на трех крылатых грифонов и остальные на простых основаниях. Организация рельефов парапета вдохновлена кафедрой в Сиене.
Иконографическая программа также вдохновлена творчеством Никола: «Аллегории» на подвесках арок, « Сивиллы » и « Пророки, стоящие на вершинах капителей», а также пять парапетов со следующими сценами из жизни Христа :
Шестой парапет отсутствует, так как его сторона обеспечивает доступ к кафедре; исходная лестница теперь удалена.
Сцены такие же многолюдные и драматичные, как и на сиенской кафедре. Наиболее примечательной является сцена «Избиения младенцев», для которой предполагалось, что Джованни черпал вдохновение в немецких образцах или даже в колонне Траяна в Риме. Одна из сивилл, изображенная во внезапном жесте бегства к ангелу, также является особенным. Впервые Пизано наклонил рельефы, при этом верхние части выступили больше, чем нижние, чтобы зритель находился ниже.
Кафедра в виде орла Святого Иоанна
"Избиение младенцев"
Распятие
Сибилла и ангел