Никола Пизано (также называемый Никколо Пизано, Никола де Апулия или Никола Пизан; c. 1220/1225 - c. 1284) был итальянским скульптором, чьи работы известны своей классической римской скульптурный стиль. Пизано иногда считают основоположником современной скульптуры.
Дата его рождения или происхождение неизвестны. Он родился в Апулии, как сын «Петруса де Апулия», как указано в архивах Сиенского собора. Никола Пизано, вероятно, обучался в местных мастерских императора Фридриха II и присутствовал на его коронации. Здесь его научили придавать традиционным представлениям больше движения и эмоций, переплетая классические и христианские традиции. Его единственные оставшиеся работы этого периода - две головы грифона с мягким светотенью эффектом.
Около 1245 года он переехал в Тоскану, чтобы работать в замке Прато. Львы на портале этого замка, вероятно, сделаны его рукой. Николаю приписывают "Голову молодой девушки" (сейчас выставленную в Museo del Palazzo Venezia в Rome ), вырезанную из твердого камня Эльбы. Пизано в тот же период.
Он переехал в Лукку, работая на фасаде Собора Святого Мартина, в результате чего был снят рельеф «Снятие с креста» (на севере tympanum ) и барельефы на перемычках Рождества и Поклонения волхвов.
Кафедра (деталь): «Рождество» и Благовещение пастырямОн переехал в Пизу между 1245 и 1250 годами, где его сын Родился Джованни Пизано. Около 1255 г. он получил заказ на кафедру в баптистерии Пизы. Он закончил эту работу в 1260 году и подписал контракт с "Никола Пизан". Ему помогали несколько помощников, среди которых были Арнольфо ди Камбио и Лапо ди Рисевуто.
На этой кафедре, считающейся одним из его шедевров, он преуспел в синтезе французского готического стиля с классическим стилем Древнего Рима, как он видел на саркофагах Кампосанто в Пизе, например, сцена Мелеагр, охотящаяся на калидонского кабана на саркофаге, доставленном в Пизу своим флотом в качестве добычи. Вазари сообщает, что Никола Пизано постоянно изучал эти римские останки, и римские скульптуры времен Августа, кажется, произвели на него глубокое впечатление. В панно «Изображение Мадонны» напоминают о царственных образах богинь в позднеримской скульптуре, в то время как выразительное лицо Святой Анны показывает разрушительное воздействие возраста.
Кафедра в баптистерии ПизыКафедра покоится на центральной колонне. Центральная колонна опирается на скульптуры животных и теламонов и окружена шестью колоннами разной высоты, три из которых опираются на льва, а три других - на восьмиугольных основаниях. Колонны взяты из останков Остии. Коринфские капители поддерживают трехлистные готические арки, богато украшенные пророками и евангелистами на спанделях. Эти арки разделены скульптурами св. Иоанна Крестителя, св. Михаила и добродетелей и, что удивительно, обнаженной Геракла.
Сама шестиугольная кафедра состоит из пяти сцен из белого каррарского мрамора из жизни Христа: Рождество, Благовещение, Благовещение пастырям сопоставляются в первом рельефе «Поклонение волхвов», «Представление», «Распятие» и «Страшный суд». Фоны этих сцен изначально были нарисованы и покрыты эмалью, а глаза фигур - цветными. Это способствовало реалистичному изображению этих религиозных сцен. Все эти сцены, за исключением двух последних, отражают его знание стиля саркофагов. Фигуры носят туники по-римски. Дева носит на голове паллий так же, как и римская матрона.
Сцена «Страшный суд», вероятно, была основана на византийской слоновой кости, а «Распятие» было вылеплено с той же элегантностью, что и современное французское готическое искусство.
Он, должно быть, нашел свое вдохновение для этой кафедры в триумфальных арках, которые он видел в Риме, путешествуя в Остию. Форма этой кафедры полностью отличается от современного искусства. Скульптуры представлены в той же манере, что и скульптуры Арки Константина в Риме, с фигурами, стоящими на колоннах. Кроме того, эта же арка имеет мансардный этаж со скульптурными сценами, как и кафедра.
Купол баптистерия в ПизеМежду 1260 и 1264 годами он закончил работу архитектора Диотисалви над куполом баптистерия. Он увеличил его высоту с помощью системы из двух куполов: небольшого усеченного конуса на вершине полусферического купола. Два ряда узорчатых фронтонов позже были украшены его сыном Джованни Пизано между 1277 и 1284 годами.
В 1264 году его попросили поработать Храм Святого Доминика в Базилике Сан-Доменико в Болонье. Он определенно отвечал за дизайн, но его вклад, вероятно, был минимальным. В 1265 году он уже работал на кафедре Сиенского собора. Лицевая сторона была сделана в его мастерской, частично Николя Пизано, но большей частью его помощником. Чтобы закончить эту святыню, потребовалось почти 500 лет работы известных скульпторов: Арнольфо ди Камбио, фра Гульельмо Аньелли, Никколо дель Арка, молодой Микеланджело, Джироламо Колтеллини и Джованни Батиста Боудар. Выразительное лицо святого Доминика, столь отличающееся от более мягких лиц на лицевой панели «Святой Доминик воскрешает Наполеона Орсини», приписывается Арнольфо ди Камбио.
В сентябре 1265 года ему было поручено следующее важное задание: мраморная кафедра для Сиенского собора. Эта кафедра, сделанная из каррарского мрамора, была вылеплена между концом 1265 года и ноябрем 1268 года при активном участии его сына Джованни Пизано и его помощников Арнольфо ди Камбио, Лапо ди Рисевуто и несколько других художников.
Это самая ранняя сохранившаяся работа в соборе. Никола Пизано получил эту комиссию из-за его известности с кафедры в Пизе. Эта кафедра, напоминающая кафедру в Пизе, но больше по размеру, еще более амбициозна и считается его шедевром. Все послание кафедры связано с доктриной Спасения и Страшного суда.
В июле 1273 года Никола Пизано был назначен Operai di San Якопо из Пистойи, чтобы сделать алтарь Сан-Якопо в соборе Сан-Зено. Он работал над ней вместе со своим сыном Джованни. Часовня Сан-Якопо была снесена в 1786 году. Вероятно, одновременно была вылеплена чаша Святой Воды с тремя женскими фигурами. Позже Джованни Пизано сделает свою первую кафедру в том же соборе.
Фонтана Маджоре, ПеруджаЕго последним крупным заказом был Великий фонтан в Перудже (1277–1278). Фонтан с тремя наложенными друг на друга чашами был разработан фра Бевиньяте и Бонинсенья. Фонтан, безусловно, демонстрирует тонкую руку Николо Пизано, но большую часть скульптуры выполнил его сын Джованни Пизано и его помощники. По богатству деталей и по иконографии эта последняя работа демонстрирует сближение с французским готическим искусством.
Хотя Никола находился под влиянием работ классической античности, он не был просто подражателем. Его фигурки - это оригинальные творения, которые возникли в результате тщательного изучения и понимания античных прототипов и восстановления античных изображений. Его работы являются важнейшими предшественниками итальянской ренессансной скульптуры. Обзоры итальянского искусства эпохи Возрождения часто начинаются с 1260 года, года, когда Никола Пизано датировал свою кафедру в баптистерии Пизы.
С другой стороны, как показывает кафедра Сиенского собора, Никола Пизано все еще был привязан к современному готическому искусству. Эта особенность может возникать из-за того, что кафедру закончил его сын Джованни Пизано, который не ценил античность таким же образом. Оба стиля сосуществовали на протяжении нескольких поколений. Международная готика и ее вариации на короткое время стали более популярными в начале 15 века, чем классицизм Высокого Возрождения.
Никола Пизано продвинул тосканскую скульптуру 13 века в направлении искусства, которое объединило черты римского искусства, одновременно оставаясь привязанным к готическому искусству Северной Европы. Истинным наследником классического стиля Никола был Арнольфо ди Камбио (ок. 1250-1302), ранняя смерть которого оставила поле открытым для Джованни Пизано, который к тому времени уже преследовал свою собственную смесь французской готики. и классический стиль.
Джорджио Вазари включил биографию Никола Пизано в его Жизни.
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Никола Пизано. |