Найдите predicable в Wiktionary, бесплатном словаре. |
Predicable (лат. Praedicabilis, то, что может быть заявлено или подтверждено, иногда называемое quinque voces или пять слов) в схоластической логике - это термин, применяемый к классификации возможных отношений, в которых предикат может соответствовать своему субъекту. Его не следует путать с «praedicamenta », схоластическим термином для Аристотеля десяти категорий.
Список, составленный схоластики и в целом принятые современными логиками, основаны на развитии первоначальной четырехчастной классификации, данной Аристотелем (Темы, a iv. 101 b 17-25): определение (horos), род (genos), свойство (idion) и авария (sumbebekos). Схоластическая классификация, полученная из латинской версии Боэтия Порфирия Исагоги, изменила классификацию Аристотеля, заменив (эйдос) и разность (диафора) для определения. Обе классификации относятся к универсальным, концепциям или общим терминам, имена собственные, конечно, исключены. Однако между этими двумя системами есть радикальное различие. Точка зрения аристотелевской классификации - это утверждение одного универсума относительно другого. Порфирийцы, вводя виды, имеют дело с предикативными универсалиями, касающимися индивидов (поскольку виды обязательно основываются на индивиде), и, таким образом, создают трудности, от которых свободен аристотелист (см. Ниже).
Аристотелевская трактовка рассматривала:
. Эта классификация, хотя и имеет большую ценность для прояснения наших представлений о существенном в отличие от случайного, о родовых отношениях, различиях и определениях и т. д. имеет большее значение для абстрактных наук, особенно математики, чем для физических наук. В целом она превосходит порфировую схему, имеющую серьезные недостатки. Как уже было сказано, порфировая схема классифицирует универсалии как предикаты индивидов и, таким образом, включает трудности, которые породили противоречие между реализмом и номинализмом. Как отличить вид от рода? Наполеон был французом, человеком, животным. Во-вторых, как отличить собственность от случайности? Многие так называемые несчастные случаи обязательно предсказываются конкретными людьми. Эта трудность породила различие между отдельными и неотделимыми случайностями, что представляет собой серьезную трудность.
Можно кратко упомянуть некоторые аристотелевские примеры. В истинном утверждении «Человек - разумное животное» сказуемое может быть преобразовано в субъект и утверждает его сущность; следовательно, «разумное животное» - это определение человека. Утверждения «Человек - животное» и «Человек разумен», хотя и верны, не обратимы; их предикатные термины, однако, являются частями определения и, следовательно, являются родом и отличием человека. С другой стороны, утверждение «Человек способен изучать грамматику» истинно и обратимо; но «способность к изучению грамматики» не определяет сущности человека и, следовательно, является его собственностью. Истинное утверждение «Человек без перьев» является примером несчастного случая. Его предикат не конвертируется с его субъектом и не является частью определения; соответственно, он выражает лишь случайную характеристику человека.