Поццо - персонаж из пьесы Сэмюэля Беккета В ожидании Годо. Его имя по-итальянски означает «колодец» (от «нефтяная скважина»).
На первый взгляд он напыщенный, иногда пижонский, аристократ (он утверждает, что живет в поместье, имеет множество рабов и Steinway фортепиано ), жестоко используя и эксплуатируя окружающих (в частности, его раба, Счастливчика и, в меньшей степени, Эстрагон ). Он носит одежду, аналогичную Владимиру и Эстрагону (то есть котелок и костюм), но они не в ужасном состоянии.
Хотя ни в коем случае злодей в общепринятом смысле этого слова, Поццо иногда считается (номинально) «антагонистом » в «В ожидании Годо». Хотя технически он не противостоит так называемым героям пьесы (Владимиру и Эстрагону), он вносит хаос в их защищенный мир. При своем первом входе он немедленно начинает пытаться оказать влияние на несчастных «Диди» и «Гого», крича на них, приказывая им и вообще причиняя себе неудобства. По пути он безжалостно злоупотребляет Лаки (физически и морально), заставляя его выполнять черную, а иногда и бессмысленную работу. Однако, несмотря на его авторитетное присутствие, он имеет тенденцию разваливаться на части при (буквальном) падении шляпы. В определенные моменты первого акта (и большую часть второго акта; см. Ниже) у него случаются незначительные нервные срывы, когда что-то идет не так (например, когда он кладет вещи неправильно, когда Владимир и Эстрагон его не понимают / ругают его и др.). Однако поццо не следует рассматривать как просто бездумного, слабого угнетателя. У него развитая интеллектуальная сторона: он философствует разумно и оптимистично.
Поццо претерпевает довольно радикальную трансформацию между первым и вторым актами: он ослеп. Когда он делает свой второй (последний) вход, он почти сразу же падает и не может встать. Он остается таким до конца своей сцены, беспомощно стеная и оплакивая свою судьбу и состояние. Это изменение предположительно происходит только в последний день. Некоторые критики интерпретируют это как проявление его неспособности видеть страдания в других и, таким образом, навлекать страдания на себя.
Поццо часто сравнивают с Эстрагоном (точно так же, как Лаки сравнивают с Владимиром) как импульсивную, правополушарную часть его дуэта персонажей. Идея состоит в том, что Поццо и Лаки - это просто крайняя форма отношений между Владимиром и Эстрагоном (несчастный импульсивный и интеллект, который его защищает), и, следовательно, крайние формы этих самых персонажей.
У него, как и у Эстрагона, ужасная память, и, поскольку он не может полагаться на Лаки для памяти (как Эстрагон может на Владимира), он еще больше в темноте (например, он даже не может вспомнить день назад). Владимир утверждает, что он и Эстрагон знают его, но, естественно, Эстрагон не подтверждает это, и природа их прежних отношений остается неизвестной. Иногда он придумывает поэтические метафоры для текущей ситуации, опять же, как это делает Эстрагон.