Соната для фортепиано ре мажор, D 850 (Шуберт)

редактировать

Франца Шуберта «S Соната ре мажор D. 850, op. 53, известный как Gasteiner, был написан в августе 1825 года, когда композитор находился в курортном городе Бад-Гаштайн. Год спустя она стала лишь второй из опубликованных его фортепианных сонат.

Движения
Шуберт, соната для фортепиано opus 53, первая часть Schubert D850 Mvt I.png

I. Allegro vivace - 4/4

Ре мажор. Автограф имеет alla breve Allegro, в то время как первое издание (опубликованное при жизни Шуберта и, следовательно, вероятно, исправленное) дает обычное Allegro vivace - это нехарактерно быстро для allegro Шуберта, отметка, которую он часто квалифицировал как модерато. Первая часть неумолимо энергична, от кипучей до бурной и торжествующей. Фанфарное вступление представляет основной тематический материал, представленный в этой части и, в конечном итоге, во всей сонате. В характерном шубертовском жесте эта тема сразу повторяется в миноре - также типична модуляция с помощью удаленных клавиш при раскручивании экспозиции. Веселый второй объект с его колеблющимся рисунком «высокий-низкий» напоминает йодлинг. Эта тема также похожа на начало сочиненной в то же время Lied Das Heimweh (тоска по дому). В разделе развития представлена ​​грандиозная тема аккордовых фанфар, основанная на первой теме, также используемая в коде, закрывающей движение. Здесь можно найти одни из самых сложных сочинений в фортепианном сольном творчестве Шуберта, где безжалостные триоли дают возможность виртуозно проявить себя.

Schubert D850 Mvt II.png

II. Con moto - 3/4

Основная форма ABABA. Как и первая часть, вторая часть необычна своей быстротой, обозначенной уникальной маркировкой темпа. Движущий импульс, записанный во фразе, усиливает в остальном задумчивую мелодию в разделе «А». Смелая, обширная секция B отличается новым синкопированным пунктирным ритмом, который производит остановки и начала импульса и используется для драматического эффекта. Несколько речитативов и медитативных отступлений акцентируют внимание на произведении, которое имеет сложную текстуру и в целом изобретательное письмо. Синкопированный ритм темы B сливается с темой A для своего окончательного проявления, и движение замирает с коротким и призрачным завершением.

Schubert D850 Mvt III.png

III. Скерцо: Allegro vivace - Трио - 3/4

Ре мажор, Трио соль мажор. В спортивном скерцо Шуберт доводит до предела бойкую идею с пунктирными нотами, добавляя толстые аккорды и частые резкие смены регистра, текстуры и тональности. Hemiola широко используется - сильный 3/2 пульс пронизывает скерцо 3/4. Величественное трио с его ровными лирическими повторяющимися аккордами и отдаленными модуляциями значительно контрастирует с окружающей его кинетической музыкой.

Schubert D850 Mvt IV.png

IV. Рондо: Allegro moderato - 4/4

Ре мажор. Форма ABACA. Игривая и невинная маршевая тема рондо, дважды повторенная с увеличивающимся ритмическим разделением и декорированием, акцентируется двумя контрастирующими эпизодами, каждый со своей бурной центральной частью. В эпизоде ​​B используются быстрые гаммы, передаваемые между руками в виде простой стаккато-фразы. В эпизоде ​​C присутствует лирическая повторяющаяся тема аккорда, которая переходит в драматическую минорную часть. После последнего сильно разукрашенного утверждения темы рондо прощальная кода доводит произведение до тихого и сдержанного завершения.

Работа занимает около 40 минут, это одна из самых длинных и амбициозных сольных работ Шуберта, особенно на данный момент.

Внешние ссылки
Фортепианные сонаты (2 руки) на Франца Шуберта
Предшествовала Соната ля мажор (Д. 664) АГА, Серия 10 (15 сонат) No. 11 Преемник Соната соль мажор (D. 894)
Предшественник Соната ля минор (D. 845) Система нумерации 21 сонат No. 17
23 Система нумерации сонат No 19
Последняя правка сделана 2023-04-21 07:10:36
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте