Pelléas et Mélisande | |
---|---|
Музыкальное сопровождение Жан Сибелиус | |
Композитор в 1904 году, Альберт Эдельфельт | |
Каталог | JS 147 (музыкальное сопровождение); Оп. 46 (сюита) |
Сочинено | 1905 (1905) |
Выполнено | 17 марта 1905 (1905-03-17) |
Движения | 10 |
Оценка | оркестра |
Pelléas et Mélisande (Pelléas och Mélisande), JS 147 - музыкальное сопровождение от Жана Сибелиуса для Пьеса Мориса Метерлинка 1892 года Пеллеас и Мелизанда. Сибелиус сочинил в 1905 году десять частей, увертюры к пяти действиям и пяти другим частям. Впервые он был исполнен в Шведском театре в Хельсинки 17 марта 1905 года в переводе Бертеля Грипенберга, дирижёр композитора).
Позднее Сибелиус немного переделал музыку в девятичастную сюиту, изданную как Op. 46, которая стала одним из самых популярных его концертных произведений.
Движения были взяты из следующих чисел :
Из сюиты исключены Прелюдия к Акту IV, сцена 2, а также вокальная версия № 5, Песня Мелизанды.
Вступительная часть сюиты для оркестра называется «У ворот замка». Струнные представляют собой атмосферную короткую тему, которая затем переосмысляется с помощью деревянных духовых инструментов. Это вступление завершается строгими аккордами. Этот раздел знаком британским телезрителям как тема самой продолжительной телепрограммы в мире (с 1957 г. по настоящее время), телеканала BBC Небо ночью, впервые представленного сэром Патрик Мур (1923-2012) и в настоящее время Крис Линтотт и Мэгги Адерин-Покок.
Затем персонаж Мелизанда представлен с характерным сильным материалом, представленным английский рожок соло. За этим следует короткое интермеццо «На берегу моря», которое Сибелиус считал незаменимым в концертных выступлениях.
Струны представляют плотную звучность мелодического материала «Весны в парке», за которым следуют «Три слепых сестры», в которых еще одно соло на английском рожке сопровождается монолитными оркестровыми гармониями.
Шестая часть, «Пастораль», написана для деревянных духовых и струнных инструментов и демонстрирует тонкость камерной музыки.
Седьмая, «Мелизанда у прялки», представляет собой самый крупный и драматический образ, который когда-либо слышался, за которым следует Entr'acte. Это грандиозное движение могло бы само по себе послужить симфоническим финалом, но темп драмы требует эпилога. В трогательной «Смерти Мелизанды» трагическая история обреченной любви завершается.
Позднее Сибелиус сделал транскрипцию сюиты для фортепиано соло, исключив движение «На берегу моря».
Произведение оценивается для флейты (с пикколо ), гобоя (с английским рожком ), два кларнета, два фагота, два рожка, литавры / треугольник / басовый барабан и струнные.