Пауль ван Сомер (ок. 1577 - 1621), также известный как Паулюс ван Сомер, был фламандским художником, прибывшим в Англию из Антверпен во время правления короля Англии Якова I и стал одним из ведущих художников королевского двора. Он написал несколько портретов Джеймса и его супруги, королевы Дании Анны, а также дворян, таких как Людовик Стюарт, граф Леннокс, Элизабет Стэнли, графиня де Хантингдон и леди Энн Клиффорд. Его иногда называют «Пол ван Сомер I», чтобы отличить его от одноименного гравера, работавшего в Англии между 1670 и 1694 годами.
Пол ван Сомер в некотором смысле неуловимая фигура: не так уж и много о нем известно, и о его искусстве редко пишут ;. По словам Карела ван Мандера, он был братом Баренда ван Сомерена, который женился и вернул дочь Аэрта Мийтенса после того, как он вернулся из Италии. Ван Мандер не упомянул, сопровождал Пол своего брата в Италию или нет, и только отметил, что Пол все еще был холостяком. Согласно РКД, Пол жил в 1612–1614 годах в доме Стивена де Гейна в Лейдене, в 1616 году в Брюсселе, а затем переехал в Лондон, где стал придворным художником. Он занимал важное положение в качестве одного из любимых художников Джеймса и Анны и может считаться предшественником более известных фламандских и голландских художников, в частности, Дэниела Митенса и Энтони ван Дейка, который пошел по его стопам в качестве ведущих придворных художников. (Фактически, одной из первых задач Ван Дейка было скопировать королевские портреты Пола ван Сомера, что ему не нравилось.) Ван Сомер прибыл в Англию зрелым художником, много путешествовав по Северной Европе: Бут Таркингтон называет год своего прибытия 1606, но Х.Л. Микин отмечает, что он не поселился в стране постоянно до 1616 года.
Достижение Ван Сомера описано в примечаниях к галерее на Королевское собрание следующим образом: «Подобно Дэниелу Митенсу, который поселился в Лондоне из Нидерландов к 1618 году и был соседом Ван Сомера в переулке Святого Мартина, Ван Сомер привнес новое величие, беглость и натурализм в портретную живопись британского двора». Мнения о работе ван Сомера, однако, разделились: Гораций Уолпол считал один из портретов Сомерса столь же прекрасным, как Ван Дайк, а Бут Таркингтон в своем психологическом исследовании «Король Джеймс в Faded Paint» предположил, что «Паулюс ван У Сомера были дары, и один из них был для восприятия характера "; с другой стороны, искусствовед сэр Джон Ротенштейн осудил работу ван Сомера как скучную и тяжелую.
Копии королевских портретов ван Сомера часто заказывались, особенно потому, что Джеймс не любил сидеть для художников, чтобы быть отправленным в качестве подарков за границу. Многие варианты существуют также в печатном виде. Говорят, что Ван Сомер ввел регалии в королевские портреты, например, из Ордена подвязки.
Якова I Англии и VI Шотландии, работы Пола ван Сомера I. Масло, холст, 196 х 120 см, Музей Прадо, Мадрид.Ван Сомер получил дополнительные заказы от некоролевских источников. Леди Энн Клиффорд упоминает в своем дневнике, что он был написан им 30 августа 1619 года. Любопытным в творчестве ван Сомера является его портрет Элизабет Друри (1596–1610), девушки, ставшей известной благодаря Джону Стихи Донн о ее смерти, такие как «Анатомия мира». Ван Сомер, возможно, написал портрет через несколько лет после смерти Элизабет или, возможно, во время ее визита на континент с родителями незадолго до ее смерти. Портрет примечателен тем, что субъект изображен в полулежачем положении - необычное для не обнаженных людей того времени - что, как указывает Х.Л. Микин, может быть задумано как признак философского или меланхолического характера, как в Николас Хиллиард портрет Генри Перси, графа Нортумберленда.
Некоторые работы ван Сомера можно увидеть и сегодня. Год спустя он завершил хорошо воспроизведенный портрет Джеймса I в 1616 году и портрет королевы Анны в охотничьей одежде с ее африканской служанкой, лошадью и охотничьими собаками на территории Отлендс. К тому времени Ван Сомер стал любимым художником Анны, вытеснив Джона де Крица и Маркуса Гираертса Младшего. Среди других сохранившихся картин - картины леди Элизабет Грей, графини Кент, написанные примерно в 1619 году, и портрет Людовика Стюарта, 2-го герцога Леннокса.
. На Wikimedia Commons есть средства массовой информации, связанные с Пол ван Сомер. |
.