Процесс бумажного негатива состоит из использования негатива, напечатанного на бумаге (фотографическим или цифровым) для создания окончательного отпечатка фотографии, в отличие от использования современного негатива на пленочной основе из ацетата целлюлозы. Негатив из ацетата пластика (который производят современные пленки) позволяет печатать очень резкое изображение, максимально приближенное к реальному объекту. Используя вместо этого негатив на основе бумаги, есть возможность создать более неземное изображение, просто используя тип бумаги с очень заметной зернистостью, или рисовая на бумаге, или каким-то образом огорчая ее.
Одна из оригинальных форм фотографии была основана на бумажном негативе. В процессе негативной печати Уильяма Генри Фокса Талбота, который использовался для создания его работы « Карандаш природы », использовался негатив, созданный на бумаге, обработанной солями серебра, который экспонировался в камере-обскуре для создания негатива, а затем контакт был напечатан на аналогичная бумага для создания положительного имиджа.
Когда Талбот создавал этот процесс, он был задуман как способ максимально точного воспроизведения природы (отсюда и название его работы «Карандаш природы»). Однако в последующие годы были разработаны более совершенные и точные способы создания точных копий природы, и эти процессы привели к устареванию негативного процесса на бумаге.
Тем не менее, процесс бумажного негатива по-прежнему актуален в сфере альтернативной фотографии. Фотографы, использующие альтернативные методы, отвергают идею точной копии природы и стремятся использовать неточность, присущую устаревшим процессам, для создания более личного и эмоционального изображения. Бумажный негатив - это чрезвычайно универсальный процесс, который позволяет всевозможные доработки и ретуши изображения, и является идеальным средством преодоления разрыва между оператором и художником.