Термин « пантуфляж» относится к практике, с помощью которой высокопоставленные французские государственные служащие, обычно бывшие студенты Политехнической школы или Национальной школы управления, получают работу на частном предприятии. При использовании этот термин может применяться ко всем государственным служащим, а не только к тем, кто приобрел известность. В контексте Америки эта концепция известна экономистам как вращающаяся дверь. Общественность часто негативно оценивает эту практику.
Вначале в сленге Политехнической школы слово «pantoufle» (по-французски « тапочки» ) обозначало отказ от государственной службы после учебы. Те, кто «тренировался в пантуфле», «пантуфляре», носили титул «бывшего студента Политехнической школы» и отказывались от права на «Диплом Политехнической школы». Позже этот термин также стал обозначать возмещение затрат на образование лицами, которые не прослужили десять лет на государственной службе после получения степени (это сопоставимо с практикой «дедит-образования» во Франции, в которой работодатели могут иметь право на возмещение расходов сотрудниками, которые досрочно увольняются).
Так же часто, как государственные служащие оставляют общественную работу и приобретают «панталоны», частные предприятия набирают студентов по завершении учебы.
Термин «пантофляж» также применяется к политикам, которые после проигрыша на выборах или увольнения с министерской должности занимают высокооплачиваемую должность в частном секторе без значительной ответственности. Это часто делается в промежуточный период, когда ранее избранные политики проверяют новые возможности для вступления в выборную должность. Французская популярная формулировка описывает этот сценарий как «Emploi fictif», или фиктивную занятость.
С 1985 по 1990 год Государственный совет выходил в отставку не менее четырех раз в год. В 1993 году дипломатический корпус потерял около двадцати человек. В справочнике префектуры корпуса за 1992 год перечислено около ста членов в частном секторе или на полугосударственной занятости. В мае 1990 г. обзор "ENA-mensuel" подсчитал, что из 4400 бывших студентов Национальной школы управления 737 работали в частном секторе. Среди них 6,1% работали в Совете, 8,3% в Счетной палате Франции и 18,8% в финансовом надзоре. В том же году в Горном корпусе (Франция) было зарегистрировано 16,8% случаев пантуфляжа, а в Корпусе мостов и дорог (Франция) - 14,7%.
Термин «пантофляж» имеет особенно уничижительное значение, когда он применяется к бывшим государственным служащим, работавшим в администрации, осуществляющей контроль над промышленностью частного сектора.
Во Франции такие передвижения контролируются строгими юридическими структурами.
Так, согласно статье 423-13 Уголовного кодекса Франции, касающейся незаконных доходов в результате конфликта интересов:
Наказывается двухлетним тюремным заключением и / или компенсационными штрафами в размере до 30 000 евро для лица, которое обвиняется в увольнении с государственной службы или государственной службы, чтобы занять должность в частном секторе в отрасли, на которую оно ранее оказывало влияние как общественное слуга, в том числе:
до истечения трех лет со дня выхода на государственную службу.
Комиссия по этике государственных служащих отвечает за проверку того, действовал ли агент государственной службы, занявший должность в частном секторе, на законных основаниях. Расследования и определения проводятся по запросу руководителя государственной администрации, из которой данное лицо уволилось.
Маскировка регулируется параграфом 16- тер статьи 53, внесенным в Законодательный декрет No. 165/01 (Сводный закон о государственной занятости) Законом № 190/12, Закон о борьбе с коррупцией (« Положения о предупреждении коррупции и противоправных действий в государственном управлении и наказании за них») [1].
Статья 16-тер гласит:
В таком случае пункт 16-тер следует рассматривать в сочетании со статьей 21 Законодательного декрета № 39 от 8 апреля 2013 г. (содержащей « Положения, подробно описывающие назначения, которые не могут быть назначены государственными органами и государственными частными организациями и которые должны рассматриваться как несовместимые »), В котором говорится, что« с единственной целью применения запретов, предусмотренных параграфом 16-тер », лица, занимающие одну из должностей, предусмотренных Законодательным декретом № 39/13 (включая также внешние стороны, с которыми власть « государственный орган или под контролем государства частное право организация» была создана рабочая, занятости или отношения внештатный) также считаются государственными служащими.
Закон о борьбе с коррупцией прямо направлен на выполнение (i) статьи 6 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г. и ратифицированной Законом No. 116 от 3 августа 2009 г. и (ii) статьи 20 и 21 Уголовной конвенции против коррупции, принятой в Страсбурге 27 января 1999 г. и ратифицированной в соответствии с Законом No. 110 от 28 июня 2012 года. Он определяет на национальном уровне итальянское антикоррупционное управление и другие органы, ответственные за осуществление мероприятий по контролю, предотвращению и наказанию коррупции и незаконности в государственном управлении таким образом, чтобы обеспечить согласованные действия.
Феномен пантуфляжа существует в Японии, где его называют амакудари, что буквально означает «спуск из рая или с неба», в отношении японского мифологического синтоистского нисхождения богов на землю и касается ухода государственных служащих на пенсию в частном секторе. 1 апреля 2009 года администрация Асо приняла закон, исключающий эту практику, путем создания специального агентства по привлечению бывших государственных служащих обратно на работу в правительстве, если бывшие чиновники не ведут прямые переговоры о более высоких зарплатах.
В ходе его предвыборной кампании в 2009 году администрация Юкио Хатоямы пообещала создать это агентство после его прихода к власти; это был прямой ответ критикам, которые называли его «амакудари», и призванный уменьшить административную некомпетентность.
В Квебеке закон о лоббировании ограничивает бывших исполнительных директоров и помощников исполнительных директоров муниципалитетов в их карьере после выборов. Они не должны были использовать информацию, полученную на их бывших государственных должностях, для получения прибыли на другом предприятии. Однако ни один закон не запрещает частным предприятиям в сообществах нанимать бывших государственных служащих.