Во Франции, то Государственный совет (французский: Conseil d'Etat, [kɔ̃sɛj deta] ) - правительственный орган, который действует как юридический советник исполнительной власти и как верховный суд по административным делам. Основанный в 1799 году Наполеоном в качестве преемника Королевского совета ( Conseil du Roi), он расположен в Пале-Рояль в Париже и в основном состоит из высокопоставленных юристов. Вице-президент Государственного совета занимает девятое место среди государственных служащих Франции.
Члены Государственного совета являются частью Великого корпуса французского государства ( Grand corps de l'État). Государственный совет в основном набирает из числа лучших студентов, окончивших Национальную школу управления.
Политика Франции |
---|
Конституция |
Исполнительный |
Законодательная власть |
Судебная власть |
административные округи |
Выборы |
Иностранные отношения |
похожие темы |
|
|
На общем заседании Государственного совета председательствует премьер-министр или, в его отсутствие, министр юстиции. Однако, поскольку настоящее председательство в Совете принадлежит вице-президенту, он обычно председательствует на всех собраниях, кроме самых церемониальных. Это также делается по очевидным причинам, связанным с разделением властей.
К другим членам Совета в порядке убывания важности относятся:
Вице-президент назначается приказом в Совете по рекомендации министра юстиции и выбирается из числа глав департаментов Совета или обычных советников. Руководители отделов также назначаются и выбираются из числа обычных советников.
Обычные советники, мастера запросов и старшие мастера назначаются на основе стажа из предыдущего ранга. Назначенные лица, не входящие в состав Совета, могут включать судей административного права или могут поступать не из системы правосудия. Мастера набираются из числа выпускников Национальной академии управления Франции. Совет заседает в Пале-Рояль в Париже.
Совет разделен на 7 отделов:
Государственный совет восходит к 13 веку, когда Королевский суд ( Curia regis) разделился на три части, одна из которых была Королевским советом ( Curia in consilium, позже Conseil du roi ), который тоже распался на три части. отдельные части: Conseil secret «Тайный совет», Conseil privé «Частный совет» и Conseil des finances «Финансовый совет». При Людовике XIV была реорганизована в две основные группы, Государственный совет по финансам и управлению, который был прямым предком Государственного совета. В нем приняли участие юрисконсульты и эксперты, которые консультировали короля по искам против короны. Официально учрежденный в 1557 году, это был самый большой из Королевских советов, в состав которого входили Верховный канцлер Франции, лорды пэров, министры и госсекретари, генеральный контролер, 30 государственных советников, 80 магистров запросов и менеджеры финансов.. Судебная часть Совета была известна как Государственный совет или Совет партий.
Короли, которые имели право отправлять правосудие и выносить приговоры в качестве суда последней инстанции, делегировали эту судебную власть королевским судам и парламентам. Но французский король все еще сохранял власть отменять их по своему желанию. В частности, французские короли сохраняли свою привилегию решать основные вопросы и выносить решения, когда административные акты оспаривались. Решения Государственного совета Короля рассматривались как вынесенные в соответствии с остаточной надлежащей юрисдикцией Короля ( возобновление правосудия), то есть зарезервированной властью суверена по отправлению правосудия по определенным вопросам. Юридические советники также помогали королю в разработке новых законов и посредством делегированной юрисдикции непосредственно осуществляли суверенные права ( jura regalia).
Для получения дополнительной информации о французском правительственном управлении во время старого режима см. Ancien Régime во Франции.
Нынешний Государственный совет был учрежден правительством французского консульства в 1799 году как судебный орган, уполномоченный рассматривать иски против государства и помогать в разработке важных законов. Первый консул (впоследствии император ) председательствует на заседаниях Совета и Совета осуществляется многие из функций кабинета. После реставрации Бурбонов Совет сохранился в качестве административного суда, но без прежнего авторитета. Его роль была более точно определена Парламентским актом 1872 года.
Первоначально Государственный совет был судом первой и последней инстанций, но с момента создания административных судов в 1953 году и административных судов в 1987 году он все чаще становится надзорным судом с ролью апелляционного суда. в небольшом количестве областей. Государственный совет заслушивает апелляции по вопросам права из судов низшей инстанции и дает консультативные заключения по закону по обращениям судов низшей инстанции. Ниже находятся 42 административных суда низшей инстанции и 8 апелляционных административных судов.
Некоторые типы нормативных актов должны быть рассмотрены Советом и получить его консультативное одобрение, в том числе:
Консультативная нагрузка Совета распределяется между его административными секциями по отношению к министерству или ведомству, на которое распространяется правительственный заказ.
Совет действует как высшая апелляционная инстанция для судов административного права. Он рассматривает как жалобы на административные решения национального уровня (в частности, приказы, правила, постановления и решения исполнительной власти), так и апелляции административных судов низшей инстанции. Решения Совета окончательны и не подлежат обжалованию.
Хотя, строго говоря, Государственный совет не является судом, он функционирует как судебный орган, рассматривая иски и иски против административных властей. Истцы представлены барристерами из состава коллегии Верховного суда, члены которой имеют лицензию на ведение споров в Совете и Кассационном суде ; любой такой барристер имеет титул советника при старшем суде ( Avocat aux Conseils).
Совет рассматривает дела против решений национального правительства, в частности постановлений правительства, министерских правил и положений, постановлений, вынесенных комитетами, комиссиями и советами с общенациональной юрисдикцией, а также иски, касающиеся региональных и избирательных вопросов ЕС.
Совет постановил, что такие действия ограничиваются:
В этой роли Совет обеспечивает мощный контроль над действиями исполнительной власти.
Государственный совет обладает апелляционной юрисдикцией в отношении решений по выборам в местные органы власти любого из 37 административных судов.
Он действует в качестве последней кассационной инстанции для решений, исходящих от любого из восьми апелляционных административных судов, что означает, что он рассматривает дела, в которых истец утверждает, что апелляционный суд проигнорировал или неверно истолковал закон. Если он решит, что первоначальный апелляционный суд принял неправильное решение, Государственный совет в большинстве случаев передает дело в другой административный апелляционный суд для повторного рассмотрения. Однако в интересах более быстрого принятия решений и правильного толкования закона ( bonne Administration de la Justice) он также имеет право вынести решение по делу, не передавая его, таким образом выступая в качестве апелляционного суда в последней инстанции ( jugement en дернье рессорт).
Как и почти все французские суды, судебная система Совета является следственной, и разбирательство начинается с подачи искового заявления, в котором подробно описываются фактические обстоятельства дела и причины, по которым заявителю должна быть предоставлена судебная защита. Затем Совет начинает официальное расследование, прося лицо, подавшее апелляцию, то есть правительство, правительственное учреждение или офис, предоставить Совету подробное заявление о защите. Бремя доказывания не лежит на истце ; вместо этого Совет решает, есть ли у заявителя основания для подачи иска и допустило ли правительство ошибку, если информации, предоставленной заявителем, достаточно для обнаружения ранее нераскрытых доказательств. Конечно, обе стороны могут представить дополнительные состязательные бумаги и информацию, пока дело не будет готово для вынесения окончательного решения.
Формирование судебного решения зависит от важности дела для юриспруденции и интересов закона. Все образования принадлежат Управлению по рассмотрению административных претензий.
Более мелкие дела (без новых юридических вопросов) рассматриваются одной палатой (известной как подчиненные, т. Е. Су-секции, до их реорганизации в 2016 году). Всего 10 камер. Более крупные случаи относятся к объединенным камерам ( chambres réunies), конфигурации, состоящей из двух камер, хотя в некоторых важных фискальных случаях могут быть задействованы три или четыре камеры, объединяющиеся в специальную структуру, «полную фискальную» ( plénière fiscale) палата. Наиболее важные дела относятся к формированию судебного решения отдела административных претензий ( раздел). Речь идет только о очень важных делах, касающихся сложных, новых и / или важных юридических вопросов. Ежегодно в эту конкретную структуру входит от 20 до 40 дел, в которую входят председатель десяти палат, три помощника председателя отдела административных претензий и президент отдела, который, помимо магистрата, ответственного за расследование по делу достигает 15 человек.
Зал Генеральной Ассамблеи ( Salle de l'assemblée générale), где члены Совета собираются для разрешения основных делОсновные дела рассматриваются собранием по административным претензиям ( Assemblée du contentieux). Здесь присутствуют все президенты департаментов под председательством вице-президента Государственного совета. Речь идет о менее чем 10 случаях в год.
Все дела, даже те, которые в конечном итоге были разрешены Assemblée du contentieux, сначала изучаются палатой.
Хотя, как общее правило, во французском административном праве, процедура написана, одна из его основных моментов являются устным заключением о докладчике общественности (общественность магистрата), давая его личное видение дела, полностью беспристрастным и свободными, на чистом юридическая точка зрения. Чтение выводов из прошлых дел часто бывает полезным, чтобы понять мышление судей и причину решения, вынесенного по делу. Тем не менее, в отличие от юрисдикций общего права, действующих по принципу stare decisis, эти прежние решения не являются обязательным прецедентом для французских судей, которые вправе адаптировать или отменить их (в так называемой renversement de jurisprudence).
Начиная с постановления от 2009 г. (№ 2009–14, 7 января 2009 г.), у сторон есть возможность выступить после того, как общественный докладчик сделает выводы. Юристы используют эту возможность только для серьезных дел, когда она может иметь существенное значение (например, в деле Хоффмана-Глемана - 16 февраля 2009 г. - о возмещении убытков дочери депортированного еврея во время Второй мировой войны, в котором ответственность за это несет французское государство.).
В некоторых случаях может возникнуть некоторая путаница в отношении того, должно ли дело рассматриваться в суде административного права или в судебном суде, и в этом случае Суд по юрисдикционным спорам или суд конфлит, состоящий из четного числа советников штата и Судьи Верховного судебного суда созываются, чтобы решить, кому передать дело. До 2015 года в этом суде председательствовал министр юстиции, голосование которого могло нарушить любое потенциальное равенство. С 2015 года члены суда избирают президента между собой на 3 года, и, в случае равенства голосов, состав суда может быть изменен, чтобы в него вошли еще несколько судей.
Осуществляя судебный контроль над почти всеми актами исполнительной власти, постановления Государственного совета могут иметь большое значение, часто не для конкретного рассматриваемого дела, а из-за их важности в формировании юридического толкования. В то время как Франция является страной с гражданским правом и не существует формального правила прецедента ( stare decisis ), суды низшей инстанции следуют доктрине судебной практики в отношении Государственного совета. Основные постановления Совета собираются в юридических отчетах и комментируются учеными; на официальном сайте Совета несет список замечаний по важным решениям. Совет сформировал свою собственную правовую доктрину, которая состоит в основном из принципов, выведенных из судебных дел, но включает в себя значительную юридическую практику, основанную на законах.
Решения называются в честь движущихся сторон (апеллянтов) по делам и под строго формальными названиями вежливости. Раньше мужским именам предшествовал Sieur, женским именам - Dame или Demoiselle, а вдовы называли Dame veuve.
Государственный совет выносит около 10 000 постановлений в год.
Наиболее важные постановления собраны в публикации под названием «GAJA» (т.е. Les Grands Arrêts de la Jurisprudence Administrative - Основные постановления административной юриспруденции -), опубликованной изданиями Dalloz и написанной некоторыми из самых влиятельных авторов или судей время во Франции (например, Bruno Genevois или Prosper Weil). GAJA объясняет около 120 постановлений с 1873 года по настоящее время и цитирует несколько сотен других важных постановлений.
Важные постановления включают:
Государственный совет связан с Французским институтом административных наук (IFSA). Вице-президент Государственного совета является президентом IFSA, а его основные члены - государственные советники. В 2009 году Государственный совет организовал ежегодную конференцию IFSA на тему: «Общественная безопасность: партнерство между государственной властью и частным сектором».
Координаты : 48 ° 51′48 ″ с.ш., 2 ° 20′13 ″ в.д. / 48,86333 ° с. Ш. 2,33694 ° в. / 48,86333; 2,33694