Языческие исследования - это междисциплинарная академическая область, посвященная изучению современного язычества, широкого спектра современных религиозных движений, которые, как правило, находятся под влиянием различных языческих верований досовременной Европы или утверждают, что они произошли от них. Языческие исследования охватывают множество различных научных подходов к изучению таких религий, опираясь на историю, социологию, антропологию, археологию, фольклористику, теологию и другие религиоведение.
Самые ранние академические исследования современного язычества были опубликованы между 1970 и 1980 годами такими учеными, как Марго Адлер, Марчелло Труцци и Таня Лурманн, хотя фактическая дисциплина языческих исследований должным образом развивалась только в 1990-х годах, первыми из которых стали такие академики, как Грэм Харви и другие. Час С. Клифтон. Возрастающий академический интерес к язычеству был приписан растущей общественной видимости нового религиозного движения, поскольку оно начало взаимодействовать с межконфессиональным движением и проводить крупные публичные торжества в таких местах, как Стоунхендж.
Первая научная конференция по этой теме была проведена в Университете Ньюкасл-апон-Тайн, Северо-Восточная Англия, в 1993 году, а три года спустя последовала более крупная конференция, организованная Университетом Ланкастера в Северо-Западной Англии. Ежегодные собрания Конференции по современным языческим исследованиям и Отдела современных языческих исследований Американской академии религии продолжают способствовать развитию научных исследований в этой области. В 2004 году начал выходить рецензируемый академический журнал, посвященный этой дисциплине, «Гранат». Многие книги по этой теме были опубликованы различными академическими издательскими компаниями, в то время как AltaMira Press начала публикацию серии «Языческие исследования».
Отношения между учеными, изучающими язычество, и современным языческим сообществом, которое они изучают, временами были натянутыми, поскольку некоторые практики отвергали академические интерпретации своей веры. В то же время многие ученые, занимающиеся изучением язычества, сами практикуют язычество, привнося в свои подходы инсайдерскую точку зрения.
«Я не сомневаюсь, что язычество как подраздел более широкого изучения религий существует, потому что исследователи современного язычества (многие из которых сами практикуют) находили и продолжают чувствовать себя не совсем комфортно в таких категориях, как« новые религиозные религии ». движения »или« феминистская религия ».
Час С. Клифтон, 2004.
Специалист по языческим исследованиям Час С. Клифтон утверждал, что эта дисциплина возникла в результате растущего «академического признания» современного «движения язычества в поле зрения общественности», имея в виду появление языческого участия в межконфессиональных группах и языческое использование археологических раскопок. памятники как «священные места», особенно в Соединенном Королевстве. Клифтон также утверждал, что развитие языческих исследований было необходимо для «смелого переосмысления термина« язычник », как это сделал Майкл Йорк », что, по мнению Клифтона, «дает нам возможность пересмотреть с новой точки зрения все проявления древних языческих религий. ".
Первая международная научная конференция на тему языческих исследований была проведена в Университете Ньюкасл-апон-Тайн, Северо-Восточная Англия, в 1993 году. Ее организовали два британских религиоведа, Харви и Шарлотта Хардман. В апреле 1996 года в Эмблсайде в Озерном крае прошла более крупная конференция, посвященная современному язычеству, организованная Департаментом религиоведения Ланкастерского университета, Северо-Западная Англия. Названный «Природная религия сегодня: западное язычество, шаманизм и эзотеризм в 1990-е годы», он привел к публикации академической антологии « Природная религия сегодня: язычество в современном мире». В этой антологии некоторые из организаторов конференции описали ее первоначальные намерения, отметив, что с ее помощью они «стремились исследовать нововведения в практике и вере, которые составляют современное язычество и которые, по-видимому, являются частью широко распространенного культурного ответа на упадок мира. основных религий и широко ощущаемого осознания экологического кризиса ».
В том же году был основан журнал The Pomegranate, который позже был преобразован в рецензируемый академический журнал, который впервые появился в 2004 году.
Одной из выпущенных AltaMira книг была антология « Исследование язычества » под редакцией Дженни Блейн, Дугласа Эззи и Харви, в которой различные ученые-язычники обсуждали свое участие в этой теме и противодействие, с которым они столкнулись.
Итан Дойл Уайт отметил, что по мере того, как языческие исследования достигли своего двадцатого года, они столкнулись с «растущим давлением, требующим объяснений как перед академическими кругами, так и перед языческим сообществом, которое они изучают».
В 1979 году американский социолог, журналист и викканка Марго Адлер опубликовала « Рисование луны», социологическое исследование языческого движения в Соединенных Штатах, охватывающее виккан, друидов, поклонников богини, язычников и радикальных фей.
В 1999 году американский социолог Хелен А. Бергер из Западно-Честерского университета опубликовала «Сообщество ведьм», социологическое исследование викканского и языческого движения на северо-востоке США.
В 2003 году британский религиовед Майкл Йорк опубликовал « Языческое богословие: язычество как мировая религия», в котором утверждал, что современное язычество можно рассматривать как часть гораздо более широкого глобального «язычества», охватывающего большое разнообразие анимистических и политеистических взглядов. религиозные традиции, включая религии коренных народов. В 2005 году ABC-CLIO опубликовал антологию под названием « Современное язычество в мировых культурах», которую редактировал американский религиовед Майкл Ф. Стрмиска.
Среди первых ученых, изучавших современное язычество с исторической точки зрения, был американский виккан Эйдан Келли, который был одним из основателей Нового Реформатского Ортодоксального Ордена Золотой Зари и Завета Богини в 1970-х годах. Достигнув нескольких академических квалификаций, в том числе в области религиоведения, в 1970-х годах он начал изучение религиозных текстов гарднерианской Викки, чтобы установить историческую хронологию этой традиции. Результаты его исследования будут опубликованы только в 1991 году под названием Crafting the Art of Magic. Позже он был переписан и переиздан в 2007 году как Inventing Witchcraft.
Выдающийся английский историк Рональд Хаттон из Бристольского университета позже посвятил последнюю часть своей книги «Языческие религии древних британских островов» (1991) исследованию современных языческих религий, которые оказали на них основное влияние. После этого он провел несколько исследований британских народных обычаев, но в 1999 году вернулся к изучению язычества, когда опубликовал «Триумф Луны: история современного языческого колдовства», первое академическое исследование истории Викки.
Языческие исследования были обвинены в том, что они не смогли правильно определить «язычество», поскольку некоторые ученые используют его исключительно для обозначения современного язычества, а другие - например, Майкл Йорк и Час Клифтон - используют его для обозначения широкого круга религиозных движений по всему миру и во всем мире. история. Еще одна проблема возникает из-за того, что, хотя ученые, изучающие язычество, могли принять «язычество» в отношении дохристианских систем верований в Европе, этот термин все чаще отвергался археологами, специализирующимися на этих системах верований.
Языческие исследования не смогли дать удовлетворительного определения «современному язычеству»; меньшинство ученых относилось к нему как к особой религии, в рамках которой такие группы, как Викка и язычество, являются деноминациями, в то время как большая группа вместо этого рассматривала ее как «группу сравнительных религий». Высказывались опасения, что ученые, изучающие язычество, будут "не в состоянии передать (нам и другим) то, что мы на самом деле изучаем. Текущая ситуация, в которой очень разные определения используются в тандеме, такова: явно нежизнеспособный ".
Ученый-религиовед Маркус Альтена Давидсен опубликовал критический анализ этой области в 2012 году через обзор Справочника современного язычества. Он утверждал, что в языческих исследованиях преобладает эссенциалистский и нормативный взгляд на предмет, а не натуралистический и теоретически ориентированный подход. Итан Дойл Уайт в «Гранате» утверждал, что в подходе Дэвидсена были недостатки. Утверждая, что « Справочник современного язычества» не является таким симптомом для данной области, как предполагал Давидсен, он продолжил выявление ряда фактических ошибок в статье Давидсена. Дойл Уайт утверждал, что разделение Дэвидсена ученых на категории строго инсайдеров и аутсайдеров было проблематичным, поскольку такие исследователи языческих исследований, как Сабина Маглиокко, пересекали обе границы - подход, основанный на методологиях, используемых в антропологии. В 2016 году Дойл Уайт выступил с собственной критикой этой области. Он обратился к различным определениям «современного язычества», необходимости более четкого определения языческих исследований и взаимосвязи между языческими исследованиями и языческим активизмом, отстаивая реформу этой области.
Отношения между учеными-язычниками и некоторыми практикующими язычниками временами были натянутыми. Австралийская академическая и практикующая язычница Кэролайн Джейн Талли утверждала, что в результате когнитивного диссонанса многие язычники могут негативно отреагировать на новые исследования, касающиеся исторических дохристианских обществ, полагая, что это угроза структуре их убеждений и «чувству идентичности».. " Кроме того, она утверждала, что некоторые из этих недовольных язычников в результате набросились на ученых, особенно в Интернете.