Северный Акрополь, Тикаль

редактировать

Северный Акрополь, вид с Большой площади

Северный Акрополь древних Город майя в Тикале в Гватемале представляет собой архитектурный комплекс, служивший королевским некрополем и центром погребения деятельность более 1300 лет. Акрополь расположен недалеко от центра города и является одним из наиболее изученных архитектурных комплексов майя. Раскопки проводились с 1957 по 1969 год Пенсильванским университетом под руководством Эдвина М. Шука и Уильяма Коу.

Первые следы человеческой деятельности на этом месте датируется примерно 800 г. до н.э., а первые постройки были построены около 350 г. до н.э. Около 250 г. н.э. комплекс претерпел серьезную реконструкцию с постройкой массивной базовой платформы, поддерживающей группу храмов; за этим последовало около 450 г. н.э. добавление ряда из четырех пирамид на террасе к югу от главной платформы.

Было раскопано несколько царских гробниц, которые были идентифицированы с именами царей, в том числе гробницы Як Нуун Айин I (годы правления 379 г. - ок. 404 г.), Сиядж Чан Кавил II (правил 411-456), Вак Чан Кавил (правил 537-562) и "" (правил ок. 593-638). Ранняя гробница в Северном Акрополе была предварительно идентифицирована как гробница основателя династии (правил ок. 90).

Большое количество каменных памятников было размещено в Северном Акрополе. К IX веку нашей эры это 43 стелы и 30 алтарей; На 18 из этих памятников были изображены иероглифические тексты и царские портреты. Некоторые из этих памятников демонстрируют влияние великого города Теотиуакан в долине Мексики.

Содержание
  • 1 Развитие
    • 1.1 Поздний доклассический период
    • 1.2 Классический период
    • 1.3 Постклассический период
  • 2 Структуры
    • 2.1 Базальная платформа
    • 2.2 Терраса
  • 3 Памятники
  • 4 Погребения
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература
Развитие
Карта Северного Акрополя

Самые ранние следы работы известняковой породы под базальной платформой Акрополя относятся примерно к 800 г. до н.э., они представляют собой глубокие врезы в скале, связанные с отходами от домашней и церемониальной деятельности. Первые постройки на территории Северного Акрополя были построены около 350 г. до н.э., ближе к концу среднего доклассического периода (около 1000-300 гг. До н.э.).

Поздний доклассический период

В течение позднего доклассического периода (ок. 300 г. до н.э. - 250 г. н.э.) была построена дорога шириной 49 м (161 фут), чтобы объединить Северный Акрополь с Комплекс Мундо Пердидо к юго-западу. Самая ранняя датированная архитектура в Северном Акрополе была построена во втором веке до нашей эры и состояла из низкой базальной платформы на севере с двумя меньшими платформами непосредственно на юге, которые были предшественниками комплекса триадической пирамиды, образованного более поздние Храмы 22, 23 и 24. Это были не первые сооружения, которые были построены, так как под ними были обнаружены остатки более ранних версий платформ, но они подверглись настолько обширным разрушениям до постройки версии 2 века до нашей эры, что не было никаких физических последовательность может быть реконструирована.

В I веке нашей эры комплекс подвергся значительному расширению. В это время произошло постепенное смещение фокуса с главного доклассического комплекса Мундо Пердидо на Северный Акрополь, который был обозначен как новый церемониальный центр города и получил первые королевские захоронения, до сих пор не окончательно идентифицированные с названными правителями.

Классический период

В классический период (около 250-900 гг. Н.э.) королевская династия Тикаль превратила комплекс в королевский некрополь, где каждый последующий правитель накладывал новые храмы на более ранние постройки. Примерно в 250 г. н.э. ранее существовавшая архитектура была снесена, и была построена новая базальная платформа, поддерживающая четыре арочных конструкции. Примерно в 400 г. н.э. комплекс был расширен к югу от его первоначальной базовой платформы за счет добавления ряда высоких пирамид, которые отделяли первоначальную архитектуру от главной площади Тикаля. К концу VII века король Джасав Чан Кавиил I приказал построить новую версию Храма 33, возможно, для размещения останков Нуун Уджол Чаака, его отца. Это новое здание полностью блокировало вход в Северный Акрополь, ранее прекращая свою роль излюбленного могильника королей Тикаля. Примерно в 734 году нашей эры король Джасав Чан Кавиил был погребен в Храме I на восточной стороне площади, положив конец традиции похорон правителей в Северном Акрополе.

Постклассический период

Похоронная деятельность продолжалась вплоть до постклассического периода (ок. 900-1525 гг.). К концу сокращающейся оккупации Тикаля, в течение X или XI веков, скваттеры добывали в Северном Акрополе нефрит погребальный инвентарь в элитных гробницах; некоторые из захоронений, которые легче найти, были обнаружены и разграблены в это время.

Строения
Вид на Северный Акрополь. Сзади: храмы 23, 20 и 22. Храм 26 находится в центре; Храм 32 доминирует на переднем плане, а Храм 33 - слева от него.

Северный Акрополь закрывает Большую площадь с северной стороны. Базальная платформа Северного Акрополя занимает площадь чуть менее 1 гектара (2,5 акра); размером примерно 100 на 80 метров (330 на 260 футов). Он возвышается на 9 метров (30 футов) над скальным основанием и на 12 метров (39 футов) над Великой площадью, и к нему ведут несколько лестниц с южной стороны. В доклассический период фасады многих храмов были украшены ярким лепным орнаментом, в том числе гигантскими масками, обрамляющими некоторые из лестничных клеток. Согласно ранней классике, восемь храмов-пирамид стояли на платформе, каждая с входной лестницей, обрамленной масками, небольшим святилищем на вершине и сложной гребенкой на крыше.

Базальная платформа

Большинство построек базальная платформа претерпела две последовательные фазы строительства в течение ранней классики, за исключением Храма 22, который претерпел три фазы строительства. Все сооружения на базальной платформе относятся к периоду ранней классики и располагались симметрично на протяжении трех столетий. Это составляет наибольшую концентрацию чистой архитектуры раннего классицизма в Тикале с использованием методов строительства, отличных от методов строительства основных храмов позднего классицизма вокруг Большой площади. Строительство в раннем классическом стиле предполагало полную отделку базальной платформы как отдельной архитектурной единицы до того, как на ней были построены дополнительные конструкции.

Храм 20 (Структура 5D-20) расположен в северо-западном углу базальной платформы. и смотрит на север. Предполагается, что он датируется примерно 550 годом нашей эры.

Храм 21 (Структура 5D-21) образует пару с Храмом 20; он расположен на северо-восточном углу базальной платформы и также смотрит наружу на север; считается, что он датируется примерно 550 годом нашей эры.

Храм 22 (Строение 5D-22) - это здание, обращенное на юг, расположенное в центре на северной стороне базовой платформы. Храм 22 строился в три основных этапа. Самая ранняя версия этой структуры была построена примерно в 250 году нашей эры; вторая версия храма была построена над ним около 350 г. н.э.; эта версия была украшена гигантскими лепными масками. Окончательная версия храма датируется 5 веком нашей эры. Храм 22 был тщательно исследован археологами, при этом части архитектуры 5-го века были удалены, чтобы выявить более ранние версии. Гробница в Храме 22 была разграблена в какой-то момент в постклассический период.

Храм 22

Храм 23 (Структура 5D-23) была частично восстановлена ​​и датируется серединой 3 века нашей эры. Он расположен в центре западной стороны базовой платформы, обращенной на восток.

Храм 24 (Строение 5D-24) датируется примерно 250 г. н.э. Он образует пару с Храмом 23, находясь на восточная сторона базальной платформы, обращенная на запад. Храм 24 не исследовался археологами.

Храм 25 (Строение 5D-25) расположен в юго-западном углу базальной платформы; он был впервые построен около 250 г. н.э. и прошел вторую фазу строительства в раннем классическом стиле, которая полностью охватила более раннюю версию.

Храм 26 (Структура 5D-26) - центральное здание в Северном Акрополе, расположенное в центре на юге сторона базальной площадки с видом на террасу; Самая ранняя версия этой структуры датируется примерно 250 годом нашей эры. Храм 26 был полностью раскопан и восстановлен. Гробница в структуре была разграблена в постклассический период. Северная часть сооружения возвышалась над гробницей позднего доклассизма (Погребение 85), датируемой примерно 100 г. н.э., которая была предварительно идентифицирована как гробница династического основателя Якса Эхб 'Сука.

Храм 27 (Структура 5D-27) образует пару с Храмом 25. Он расположен в юго-восточном углу базальной платформы. Археологи предполагают, что это сооружение претерпело те же два этапа строительства в раннем классическом стиле, что и его близнец. Он был построен примерно в 250 году нашей эры.

Корпус 28 (Строение 5D-28) - необычное здание наверху лестницы доступа на восточной стороне базовой платформы. Похоже, это была караульная, контролирующая доступ с восточной террасы. Первоначально в камере были занавешенные дверные проемы и скамейки у стен. Ширина здания полностью перекрывает доступ с лестничной клетки; это заставляло посетителей проходить через камеру, где их присутствие могло быть проверено, а выход за пределы помещения при необходимости заблокирован. Этот маршрут, возможно, стал важным, когда был построен Храм 33, блокируя главную лестницу, ведущую к Великой площади. Структура 5D-28 была построена очень поздно в период ранней классики (примерно в VI веке).

Терраса

Гигантская маска из самой ранней версии Храма 33 (sub-3). Этот образец украшал основание пирамиды к западу от лестницы.

Трио небольших храмов ранней классики (храмы с 29 по 31) стоят на общей платформе в восточном конце террасы, обращенной на запад. Вполне вероятно, что платформа была специально построена для поддержки трех храмов, построенных более или менее одновременно. Ни платформа, ни храмы не исследованы; поэтому возможно, что сначала была построена ранняя версия центрального храма (Храм 30), затем была выведена из эксплуатации платформа, которая была построена для покрытия ранней версии, после чего последовало строительство новой версии плюс два дополнительных храма по бокам.

Храм 29 (Строение 5D-29) расположен на восточном конце террасы Северного Акрополя, обращенной на запад. Стела 40 была раскопана у ее основания в 1996 году. Храм 29 - одно из трех подобных построек, с Храмами 30 и 31. Храм 29 не раскопан; консольный свод и крыша обрушились, и три камеры надстройки засыпались щебнем. Из трех храмов Храм 29 - единственный, на котором видны следы красной краски. Базальная платформа храма имеет высоту 3,5 метра (11 футов), а стены надстройки имеют высоту 2,3 метра (7,5 футов). Считается, что постройка относится к раннему классическому периоду (250–600 гг. Нашей эры).

Храм 30 (Строение 5D-30) находится на восточном конце террасы Северного Акрополя; это одна из трех подобных структур. Крыша и своды рухнули, и все три верхние камеры были заполнены щебнем. Храм 30 считается датируемым ранней классикой (около 250–600 гг. Н. Э.) На основании стилистического сравнения с другими строениями в Тикале. Как и в других храмах этой троицы, базальная платформа храма имеет высоту 3,5 метра (11 футов), а стены надстройки имеют высоту 2,3 метра (7,5 фута).

Храм 31 (Строение 5D-31) является одним из трех подобных построек на восточном конце террасы, вместе с храмами 29 и 30. Как и в случае с двумя другими храмами трио, надстройка на вершине имела три камеры; они были погребены под завалами в результате обрушения свода и крыши. Считается, что храм построен в эпоху раннего классицизма (250–600 гг. Нашей эры). Высота храма идентична высоте других храмов в трио, с базальной платформой высотой 3,5 метра (11 футов) и стенами надстройки высотой 2,3 метра (7,5 футов).

Храм 32 ( Строение 5D-32) стоит сразу к востоку от Храма 33. Оно было частично исследовано в середине 1960-х годов и датируется первой половиной VII века нашей эры. Храмовая святыня состояла из трех больших помещений, которые были разграблены вскоре после того, как город был оставлен в 10 веке. Археологи обнаружили гробницу, вырезанную в скале под пирамидой, в которой находилось царское захоронение (Погребение 195). Пирамида была построена над гробницей вскоре после захоронения царя и состояла из одного этапа строительства.

Храм 33 (Структура 5D-33) представляла собой погребальную пирамиду высотой 33 метра (108 футов). короля V века Сиядж Чан Кавил II. Он был расположен в центре между храмами 32 и 34, в переднем ряду построек, выходящих на Большую площадь; это один из наиболее тщательно исследованных храмов на всей территории майя. За два столетия храм претерпел три этапа строительства; заключительная фаза развития имела место во время Тикала Хиатуса, которое длилось с 562 по 692 год нашей эры. Последняя фаза строительства Храма 33 послужила прототипом Храма I на Большой площади. Эта последняя версия Храма 33 была разобрана археологами в 1965 году, чтобы перейти на более ранние стадии строительства.

Храм 34

Храм 34 (Структура 5D-34) была первой пирамидой, которая была построена по передней террасе Северного Акрополя; он относится к раннему классическому периоду. Пирамида была построена Сияджем Чаном Кавиилом II над могилой его отца, Якса Нууна Айина I. Ее увенчал трехкамерный храм с помещениями, расположенными одна за другой. Археологи вырубили траншею через Храм 34 в 1959 году и обнаружили гробницу, вырубленную в скале под ней, и две предыдущие версии храма были построены над ней. Стела 26 изначально стояла у подножия этого храма, но была сломана, вероятно, в начале позднего классического периода, поднималась по ступеням храма и помещалась под каменный алтарь в святилище вершины. Святилище было разграблено в постклассический период, и в это время алтарь был сломан. Церемониальные костры для сжигания неодушевленных жертв были зажжены непосредственно над могилой Якс Нуун Айин в поздний классический период и могут свидетельствовать о продолжающемся поклонении предкам спустя столетия после смерти короля.

Храм 35 (Строение 5D-35) был высоким храмом позднего классицизма, подпирающим юго-западный угол базовой платформы. Это самый западный из ряда пирамид, обращенных на юг, на Большую площадь; он не исследовался археологами и считается одним из двух вероятных мест для гробницы короля VII века Нуун Уджол Чак.

Памятники
Стела 4 изображает Якс Нуун Айин I в центральном мексиканском стиле костюм

Множество стел было воздвигнуто в Северном Акрополе; к IX веку нашей эры насчитывалось 43 стелы и 30 алтарей. Восемнадцать из этих памятников были вырезаны с иероглифическими текстами и королевскими портретами.

Стела 4 была воздвигнута королем Яксом Нуун Айином I в честь к'атун - конец 396 г. н.э. Это одна из двух стел времен правления Якса Нууна Айина I. Она была воссоздана у основания его погребальной пирамиды, Храма 34. Стела представляет собой смесь майя и Теотиуакана качества и божества обеих культур. На нем изображен король с Ягуаром, Богом Подземного мира под одной рукой и мексиканским Тлалоком под другой. Его шлем - упрощенная версия Теотиуаканского боевого змея. Необычно для скульптуры майя, но типично для Теотиуакана, Якс Нуун Айин изображается с фронтальным лицом, а не в профиль.

Стела 18 была одной из двух стел, воздвигнутых Якс Нуун Айин I в честь катуна. - окончание 396 г. н.э. Он был перестроен у основания Храма 34, его погребального святилища.

Стела 26 была найдена в святилище на вершине Храма 34, под сломанным каменным алтарем. Первоначально памятник был установлен у основания храма в период ранней классики, а затем был разрушен, вероятно, в начале позднего классицизма. Его останки были затем захоронены в храмовой святыне.

Стела 31 - это верхняя часть памятника, который был разрушен и погребен над могилой Сиядж Чан Кавиил II в Храме 33. Он был посвящен в 445 г. н.э. и имеет изображения Сиядж Чана Кавиила II и его отца Якса Нууна Айина I, который изображен как воин Теотиуакано по бокам памятника. На задней стороне стелы вырезан длинный иероглифический текст, узаконивающий династию Сиядж Чан Кавиил II.

Стела 40 была найдена в основании Храма 29. Она датируется 468 годом нашей эры и изображает 5 век. король Кан Читам. В одной руке он держит головной убор в стиле Теотиуакана. На боковых сторонах памятника изображены его отец Сиядж Чан К'авилл II и его мать леди Айин. Длинный иероглифический текст на обороте подробно описывает его рождение в 415 году, его повышение до младшего звания в 434 году и его восшествие на престол в 458 году, а также краткое описание правления его отца.

Алтарь 19 был похоронен в заполнении последней версии Храма 33, непосредственно перед второй версией святилища на высшем уровне. Он был сильно поврежден и был разбит на несколько частей, а большая часть скульптуры, изображающей сидящего человека, была отколота. Три фрагмента были захоронены вместе таким образом, что алтарь соединился с погребенной стелой 31; это могло поддерживать связь между памятниками, которые существовали, когда они изначально выставлялись на всеобщее обозрение. Алтарь был изготовлен из известняка и сейчас находится в музее в Тикале. Он был датирован примерно 445 годом нашей эры.

Погребения
Керамическая кадильница, изображающая божество, найденная в захоронении 10

Погребение 10 было гробницей короля Якса Нууна конца IV века. Айин I. Гробница состоит из большой камеры, высеченной в скале под Храмом 34. Останки короля были погребены на деревянном гробу, и его сопровождали девять человеческих жертв и обезглавленный кайман. Гробница содержала большое количество погребального инвентаря, в том числе впечатляющий набор керамических сосудов, многие из которых украшены изображениями, связанными с Теотиуаканом. На одном керамическом сосуде для питья была написана надпись «сосуд для питья сына Филина Копьеносца ». Пять панцирей черепах разных размеров, некоторые из которых все еще прикреплены к стойке, были остатками музыкального инструмента, похожего на маримбу. Было также найдено небольшое нефритовое украшение, сделанное в форме головы каймана с загнутой мордой. Череп короля был окрашен в красный цвет. Связь кайманов с останками короля связана с элементом имени короля; «Айин» означает «крокодил», и животное могло быть царским путем (спутник-дух).

Погребение 23 было царской гробницей, вставленной после разрушения второй версии входной лестницы в Храм 33 Личность, похороненная в гробнице, не была идентифицирована, но гробница является одним из двух предполагаемых мест захоронения короля конца VII века Нуун Уджол Чаака. Гробница была вырезана в скале под храмом к югу от захоронения Сиядж Чан Кавиил II. Судя по всему, царя поспешно похоронили в гробнице, которую готовили еще во время погребения, поскольку на некоторые из инвентаря была забрызгана штукатурка со стен, а рабочий случайно оставил кремневую кирку. Тело короля положили на подстилку, выкрашенную киноварью и покрытую шкурами ягуара ; труп был разложен на шкурах и покрыт слоями морских раковин.

Погребение 24 было захоронением элитного статуса, вставленным в каменное ядро ​​Храма 33 на заключительном этапе строительства пирамиды. В гробнице находилась расписная керамическая посуда, в которой, по-видимому, указаны имена отца и деда Нуун Уджол Чаака, которые оба предшествовали ему как правители города.

Чучело Кавиила из погребения 195

Погребение 48 было вырезано из коренная порода под террасой, на центральной оси север-юг Северного Акополиса, непосредственно под Храмом 33; он был идентифицирован как могила короля Сиядж Чан Кавиил II. Рядом с останками короля стояли останки двух молодых человеческих жертвоприношений; один из них был ребенком, а другой - подростком. Стены гробницы были покрыты штукатуркой, на которой были нарисованы иероглифы, свидетельствующие о том, что гробница была запечатана в марте 457 года, через год после смерти короля. Короля похоронили в сидячем положении, и у его останков не было черепа, рук и бедренных костей. Погребальный инвентарь включал 27 керамических сосудов местного и импортного происхождения, каменные и ракушечные артефакты, в том числе хорошо использованный камень метат и прилагаемый ручной камень, большое количество нефритовых артефактов., в том числе нефритовые диски и сотни бус, которые когда-то составляли полукруглый воротник, две пары ушных ложек и множество других бусин небольшими группами, которые не составляли часть воротника. Два обсидиановых лезвия также сопровождали захоронение.

Погребение 85 датируется I веком нашей эры, в позднем доклассическом периоде, и было окружено платформой с примитивным каркасным сводом. Это было первое королевское захоронение, которое характеризовало смещение церемониального акцента с комплекса Мундо Пердидо на Северный Акрополь. Гробница находилась в центре на оси север-юг Северного Акрополя, под тем, что позже станет Храмом 26, и содержала единственный мужской скелет без черепа и бедренных костей. Основатель династии Тикаль был связан с этой гробницей, которая находится глубоко в самом сердце Северного Акрополя. Умерший, вероятно, умер в битве, его тело было изуродовано врагами, прежде чем его нашли и похоронили его последователи. Кости были аккуратно обернуты тканью, образуя вертикальный пучок. На место отсутствующей головы пришла небольшая зеленокаменная маска с инкрустированными ракушками зубами и глазами и трехконечной королевской повязкой на голове. На лбу этой головы изображена эмблема правления, и она является редким портретом короля майя из доклассических низин. Среди содержимого гробницы были хребет ската, раковина спондила и двадцать шесть керамических сосудов.

Погребение 125 - еще одна гробница, которая была предварительно идентифицирована как основателя династии Якса Эхб 'Сука. Он был датирован примерно 90 годом нашей эры. В 6 метрах (20 футов) к востоку был захоронен тайник, который может содержать погребальный инвентарь, связанный с этим захоронением, поскольку сами останки не имели напрямую связанных артефактов. В тайнике хранились высококлассная керамика и артефакты из нефрита, ракушек и костей. Погребение этого захоронения установило новую центральную ось для акрополя, которая использовалась в качестве ориентира для большинства царских захоронений вплоть до VIII века нашей эры.

Погребение 195 представляло собой камеру с арочным сводом, разрезанную на скала под Храмом 32. Это была гробница правителя, прозванного археологами «Череп животного», правившего с конца VI века нашей эры по крайней мере до 628 года. Останки царя были завернуты в ткань, которая была окрашен в красный цвет. Гробница была затоплена вскоре после того, как была запечатана, оставив толстый слой грязи, которая высохла, чтобы сохранить полые формы царских погребальных подношений еще долго после того, как деревянные артефакты сгнили. Археологи заполнили эти пустоты штукатуркой Парижа и, таким образом, смогли восстановить многие из скоропортящихся предметов из гробницы, в том числе четыре больших резных панно с изображением короля, небольшой трон, украшенный иероглифами, ярмо для игры в мяч и четыре лепные фигурки божества Кавиил.

Погребение 200 было могилой царя Вак Чан Кавил в VI веке. Это была каменная гробница в Храме 22.

Примечания
Ссылки
На Викискладе есть материалы, связанные с Северным Акрополем Тикала.
Дополнительная литература

Координаты : 17 ° 13'22 ″ N 89 ° 37'24 ″ W / 17,2227 ° N 89,6234 ° W / 17,2227; -89.6234

Последняя правка сделана 2021-05-31 12:55:39
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте