Николаус Сторх

редактировать

Николаус Сторх (родился до 1500 г., умер после 1536 г.) был ткачом и радикальным проповедником в саксонском городе из Цвикау. Он и его последователи, известные как пророки Цвикау, сыграли короткую роль в первые годы немецкой Реформации на юго-востоке Саксонии, и есть мнение, что он был предшественником анабаптистов. В 1520-1521 годах он тесно сотрудничал с радикальным теологом Томасом Мюнцером.

Содержание
  • 1 Ткач и проповедник-мирян
  • 2 Работа с Томасом Мюнцером
  • 3 Виттенберг
  • 4 Более поздняя жизнь
  • 5 Доктрины
  • 6 Наследие
  • 7 Примечания
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки
Ткач и проповедник-мирянин

О жизни Сторча известно очень мало. Данных о его месте и дате рождения нет, но предполагается, что он уроженец самого Цвикау. Его деятельность как в Цвикау, так и за его пределами не очень хорошо задокументирована. Он не оставил ни писем, ни других писем. По профессии он был ткачом, но неизвестно, был ли он учеником или мастером-ткачом. Цвиккау, в то время город с населением около 7000 жителей, был процветающим городом со значительной торговлей тканями и бурно развивающейся добычей серебра в окружающих Рудных горах. Приток богатства с рудников означал, что несколько местных мастеров-ткачей смогли победить более мелких конкурентов. Это внесло в город нестабильные социальные и экономические отношения. Религиозная организация ткачей в Цвикау - Fronleichnams-bruderschaft или «Братство Корпуса Кристи» - имела алтарь в церкви Святой Катарины в городе. До 1520 г. от этой гильдии отделилась отколовшаяся группа под руководством Сторча, секты, члены которой считали, что источником истинной христианской веры являются видения и сны. Шторч был замечательно начитан в Библии, его обучал Бальтазар Тойфель, бывший школьный учитель Цвикау. Сторч совершил несколько поездок в Богемию по коммерческой деятельности и попал под влияние таборитов из Zatec (Saatz). В Цвикау он проводил «проповеди в углу» в домах других ткачей. Городской летописец Питер Шуман считал Шторха «человеком с глубоким знанием Писания и знатоком духовных вещей»

Работающий с Томасом Мюнцером
Церковь Святой Катарины в Цвикау, где проповедовал Томас Мюнцер

Когда радикальный реформатор Томас Мюнцер был назначен проповедовать в церкви Святой Катарины в октябре 1520 года, после короткого периода в соседней церкви Святой Марии, он и Сторх начали работать вместе. Мюнцер очень интересовался доктринами Шторха, хотя он рассматривал Шторха как единомышленника, а не как последователя или кого-то, кому следует следовать. Зимой 1520-21 гг. В городе накалилась напряженность между католиками и реформаторами, плебеями и более богатыми гражданами, сектами и городским советом. В городе произошел ряд волнений, обычно с участием низших классов и часто приводящих к актам насилия против католических монахов..

14 апреля 1521 года в городе было вывешено «Письмо 12 апостолов и 72 учеников», адресованное лютеранскому / гуманистическому реформатору Иоганну Сильванусу Эгранусу, который уже несколько раз скрещивал мечи с Мюнцером и Шторхом. Теперь Эгран описывался как «осквернитель и клеветник Бога... который преследует слугу Бога... еретика-мошенника». Письмо почти наверняка было работой группы Шторха, но оно защищало как Шторха, так и Мюнцера совместно. Он перечисляет в стихах все ложные доктрины Эграна, его отрицание душевных страданий, его поклонение «миру» и деньгам и его предпочтение компании «воротил»:. «А вы ищите пустых болтовни, денег и похвалы,. Но это последнее, что вы получите от 72 учеников,. И просто посмотрите, что вы получите от 12 Апостолов,. А еще больше от Учитель.... И мы хотим письменно доказать, что вы архиеретик »

В клеветническом письме того же месяца Мюнцер был изображен так:« в то время проповедник в Св. Кэтрин, [он] сделал их [сторхитов] своими сторонниками, завоевал доверие ткачей, особенно никола Шторха, которого он так сильно прославлял с кафедры, возвысил его над всеми остальными священниками как единственного, кто лучше знал Библию и который был весьма удостоен Духа... что Сторч осмелился читать проповеди в углу рядом с Томасом... Таким образом, этот Никол Сторч был одобрен мастером Томасом; который рекомендовал с кафедры, чтобы миряне были нашими прелатами и священниками ». Хотя в этом же отчете говорилось о «секте сторхитов», нет никаких указаний на то, что сюда входил и Мюнцер: действительно, в отчете говорится, что «секта Сторхиторум... сговорилась и собралась вместе как Двенадцать апостолов и семьдесят два других ученика... усилены Мастером Томасом и его последователями », что убедительно свидетельствует о существовании двух отдельных группировок.. В конце концов, в апреле городской совет сохранил достаточно полномочий, чтобы подавить беспорядки. Мюнцер был вынужден бежать из города 16 апреля после очередного бунта сторонников Шторха, 56 из которых были заключены за решетку.. Один из друзей Мюнцера, Маркус Штюбнер (или Тома) из Эльстерберга, сопровождал Мюнцера в поездке в Прагу, которая длилась с конца июня до конца ноября 1521 года; Затем Штюбнер вернулся в Саксонию и объединился с Шторхом.. После отъезда из Цвикау в апреле 1521 года Мюнцер больше не имел дела со Шторхом. В июне 1521 года он написал Марку Штюбнеру, недоумевая, почему Сторх не написал ему. Но его вопрос не вызывает раздражения. Его единственное другое упоминание Шторха в более поздние дни было в письме Лютеру от июля 1523 года: «Вы возражаете против Маркуса и Николая. Что они за люди, зависит от них, Галатам 2... Что до того, что они сказали вам, или что они сделали, я ничего об этом не знаю ». «Послание к Галатам 2» является весьма убедительным отрывком: в нем рассказывается история некоторых ранних христиан, которые из-за отсутствия принципов отказались от споров с евреями. Это суждение 1523 г. указывает на его сомнения относительно Шторча в промежуточный период, а также - в отношении этого человека - его идеи.

Виттенберг
Филипп Меланхтон, на которого изначально произвел впечатление Сторх.

После апрельских событий в Цвиккау установился непростой мир, который продлился до конца года. Но в начале декабря городской совет вызвал Шторча и других членов его группы на слушание. В результате этого неблагоприятного исхода Сторч уехал из города. Ничего не пугало, в середине декабря 1521 года он вместе с Маркусом Штюбнером и Томасом Дрехселем явился в Виттенберг, чтобы обсудить свою интерпретацию реформ перед «официальными» лидерами. Лютер сидел в то время в замке Вартбург, куда он был воодушевлен в апреле 1521 года после имперского сейма в Вормсе, так что это было оставлено его лейтенанту. Филипп Меланхтон и Николаус фон Амсдорф приветствуют и обсуждают со Сторхом, в частности, о видениях и крещении. Немедленной реакцией Меланхтона было возбуждение, чувство, которое разделяли некоторые из его коллег. Однако осторожность подняла голову, и он решил обратиться за советом к принцу-выборщику Фридриху и Лютеру. 27 декабря он написал принцу Фридриху: «Ваше высочество осведомлено о том, что в вашем высочестве Цвиккау возникло множество различных и опасных разногласий... Сюда приехали трое мужчин, изгнанных властями из-за этих беспорядков, двое из них. из них простые, но грамотные ткачи, третий - академик [Штюбнер]. Я их слушал; это чудо, но они сели проповедовать и ясно сказали, что были посланы Богом учить, что они говорили с Богом как следует, что они могли видеть будущее; короче говоря, они были пророками и апостолами. Я не могу легко выразить, насколько они меня тронули. Некоторые вещи убеждают меня не осуждать их... Никто, кроме Мартина, не может судить о них более внимательно... ». В сопроводительной записке капеллану Фридриха Георгу Спалатину Меланхтон добавил: Святой Дух находится в этих людях... »Реакция этого лидера виттенбергского движения была весьма удивительной; любой без университетского или богословского образования, как правило, наказывался недолго; в последующие годы большинство непосвященных проповедников-реформаторов считалось «анабаптистами». Но в последние месяцы 1521 года радикализм свирепствовал, и Виттенберг был открыт для предложений.. Реакцией принца Фридриха на письмо Меланхтона было послать Спалатина в Виттенберг в спешке, чтобы взять интервью у трех «цвиккауских пророков» и предупредить Меланхтона. против Сторча, после чего Меланхтон изменил свою мелодию и выразил интерес только к вопросу о крещении.

Дальнейшая жизнь

Сторч некоторое время оставался в Виттенберге, а затем уехал. Предполагается, что он провел несколько лет на западе Тюрингии, и Лютер сообщил, что он был активен в городе Андреаса Карлштадта в Орламюнде в марте 1524 года. 42>Нюрнберг проповедник Доминик Слепнер в Страсбургском городском совете, который заявил, что Сторч находился в их городе в декабре 1524 года. Однако ни одно из этих трех сообщений не было подтверждено.. Согласно Летописец Енох Видманн, Сторх жил в баварском городе Хоф в конце 1524 года, работая ткачом, но все еще проповедуя и набирая последователей. В конце января 1525 года он обратился к мэру Цвикау с просьбой разрешить ему вернуться в его родной город, но получил отказ. Существует ложное сообщение о его смерти в Мюнхене в конце 1525 года, но он все еще упоминается в записях города Цвикау 1536 года - следовательно, живым и вернулся в Цвиккау или его окрестностях. После этой даты о нем больше не сообщается.

Доктрины

Краткое изложение учений Сторха в Цвиккау было сделано в письме от 18 декабря 1521 г. Письмо, вероятно, было написано новым лютеранским проповедником в церкви Святой Марии Николаусом Хаусманном: «Некоторые люди сомневались, что вера крестного отца может быть использована при крещении. А некоторые думают, что их можно благословить, не крестившись. И некоторые заявляют, что Библия бесполезна в образовании людей, но что людей можно научить только Духом, потому что, если бы Бог хотел учить людей Библией, то Он послал бы нам Библию с небес.. Некоторые говорят, что не следует молиться за умерших. И такие ужасные мерзости, которые дают городу вашей светлости нехристианское и пикардское имя ».. В 1529 году Меланхтон оглянулся на 1521 год и описал доктрины Сторча: «Бог показал ему во сне то, что Он хотел. Он утверждал, что к нему пришел ангел и сказал, что он сядет на трон архангела Гавриила и, таким образом, ему будет обещано господство над всей землей. Он также сказал, что святые и избранные будут править после уничтожения безбожников, и что под его руководством все короли и князья мира будут убиты, а Церковь будет очищена. Он присвоил себе суждение душ и заявил, что может признать Избранных. Он просто смеялся над мессой, крещением и причастием. Он изобрел некоторые бесполезные уловки, с помощью которых он намеревался подготовить людей к восприятию Духа: если они мало говорили, плохо одевались и плохо ели, и вместе требовали Святого Духа Божьего... ». Лютеранец Марк Вагнер перечислил восемь Предписания веры, предложенные Сторчем, которые включали: осуждение «христианского» института брака, одновременно пропагандируя идею о том, что «каждый может брать женщин, когда ему приказывает его плоть... и жить с ними беспорядочно, как он хочет»; призыв к коммунализации собственности; оскорбление светских и церковных властей; аргументы против крещения младенцев - но, кстати, не в поддержку крещения взрослых; осуждение церковных обрядов; и провозглашение свободы воли в вопросах веры.

Наследие

В целом комментаторы 16-го века считали Сторча ведущим «анабаптистом». Однако была тенденция называть почти любой радикальный проповедник анабаптист, оглядываясь назад и без различия. Поэтому к такой классификации следует относиться с осторожностью.. Ему приписывают установление анабаптизма в центральной Германии после сообщения летописца Хофа Видмана о том, что он практиковал крещение взрослых в городе Хоф.. Меланхтон также приписывает ему (в письме к Камерарию, 17 апреля 1525 г.) его ведущую роль в Крестьянской войне 1525. Это предположение совершенно безосновательно и, вероятно, отражает продолжающееся чувство вины Меланхтона за свои колебания в 1521 году.

Примечания
Дополнительная литература
  • A. Баха (1963). Филипп Меланхтон. Берлин.
  • Р. Бахманн (1880). Никлас Шторх, der Anfänger der Zwickauer Wiedertäufer. Цвиккау.
  • Дж. Camerarius (1566). De Philippi Melanchthonis ortu, totius vitae curriculo et morte... повествование. Лейпциг.
  • С. Хойер (1984). "Die Zwickauer Storchianer - Vorläufer der Täufer ?. In: Jahrbuch für Regionalgeschichte". 13/1984: 60–78. Для цитирования журнала требуется | journal =()
  • М. Кребс и Х.-Г. Ротт (ред.) (1959). Quellen zur Geschichte der Täufer, Bd. 7, Elsass, Vol. 1. Gütersloh. CS1 maint: дополнительный текст: список авторов (ссылка )
  • Peter Matheson, пер. и ред. (1988). Томас Мюнцер. Эдинбург. ISBN 0-56729-252-5. CS1 maint: дополнительный текст: список авторов (ссылка )
  • Н. Мюллер (1908) "Die Wittenberger Bewegung 1521-1522". Archiv für Reformationsgeschichte. Тт. 6 и 7.
  • JKSeidemann (1842). Thomas Müntzer. Dresden.
  • M. Wagner (1596). Einfeltiger Bericht, wie durch Nicolaum Storchen die auffruhr in Thuringen... angefangen.
  • P. Wappler (1908). Thomas Müntzer in Zwickau und die 'Zwickauer Propheten'. Zwickau. (Перепечатано: Gütersloh 1966).
  • P. Wappler (ed.) (1913). Die Täuferbewegung in Thüringen 1526-1584. Jena. CS1 maint: дополнительный текст: список авторов (ссылка )
  • E. Widmann (1894). Chronik von Hof, под ред. К. Мейера, том 1.
Exte внутренние ссылки
  • Зигфрид Хойер: Сторч, Николаус. В: Sächsische Biografie. Опубликовано Institut für Sächsische Geschichte und Volkskunde, под редакцией Мартины Шатковски.
  • Кристиан Нефф: Сторх, Николаус (16 век) Сторх, Николаус (16 век). В: Глобальная анабаптистская меннонитовая энциклопедия в Интернете
Последняя правка сделана 2021-05-31 09:51:16
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте