Никифор Хумнос

редактировать
Византийский ученый 13 и 14 веков

Никифор Хумнос
Месазин из Византийской империи
В должности . 1294–1305
МонархАндроник II Палеолог
ПредыдущийТеодор Музалон
ПреемникТеодор Метохитес
Личные данные
Родился1250–1255
Умер16 января 1327 г.

Никифор Хумнос (греч. : Νικηφόρος Χοῦμνος, ок. 1250/55 - 1327) был византийским ученым и чиновником раннего палеологского периода, одной из самых важных фигур в расцвете искусств и письма так называемого «Палеологанское Возрождение ». Он известен своим одиннадцатилетним пребыванием на посту главного министра императора Андроника II Палеолога, его интенсивным интеллектуальным соперничеством с коллегой-ученым и чиновником Теодором Метохитесом, а также строительством монастыря Богородица Gorgoepēkoos (Θεοτόκος Γοργοεπήκοος) в Константинополе.

Содержание
  • 1 Жизнь
  • 2 Писания
  • 3 Семья
  • 4 Ссылки
  • 5 Источники
Жизнь
Император Андроник II Палеолог, набожный, но неэффективный правитель, окружил себя учеными и интеллектуалами, такими как Хумнос и его великий соперник Феодор Метохитес.

Хумнос родился между 1250 и 1255 годами. Он происходил из уже известной семьи. который с 11 века предоставил несколько высокопоставленных чиновников. Никифор изучал риторику и философию при будущем Патриархе Константинопольском Григории Кипрском, и по окончании учебы вступил в имперскую бюрократию. Он впервые появляется в истории ок. 1275 г., в низком звании квестора, в качестве главы посольства монгольского Ильханидов правителя Персии Абака-хана. Хотя при Михаиле VIII Хумнос тоже принял Союз Церквей, при его преемнике, стойком православном и благочестивом Андронике II Палеологе, он отрекся. В ок. В 1285 г. он составил панегирик в честь императора, должным образом подчеркнув не только его достоинства и боевые заслуги, но и его противодействие Союзу. С этого момента его рост в иерархии был быстрым: в начале 1294 года, после смерти Андроника II, он назвал его мистикос (тайный советник) и месазон (фактически, главный министр), а в 1295 году он также получил должность эпи тоу каниклей, став главой императорской канцелярии. Как сообщает Георгий Пахимерес, император все чаще отказывался от своих административных обязанностей, чтобы посвятить себя молитве и посту, предоставив Хумносу возможность эффективно управлять государством. Растущее влияние Хумноса также привело к столкновению со свергнутым патриархом Афанасием I, в отставке которого в 1293 году он, возможно, сыграл свою роль. Их вражда, которая, вероятно, была основана на централизующих тенденциях Хумноса, а также на его классицизме и гуманистическом образовании, глубоко укоренилась и была отмечена обменом взаимными обвинениями в коррупции.

В 1303 году, после запланированный брак его дочери Эйрены с Алексиосом II Трапезундским потерпел неудачу, и, несмотря на сопротивление императрицы Ирины, он укрепил свои связи с правящей династией, выдав ее замуж за третьего сына императора, деспоты Иоанн Палеолог (ок. 1286–1308). Тем не менее, два года спустя он был уволен и заменен как месазон Метохитасом. За время своего пребывания в должности он накопил большое состояние, особенно поместья в Македонии, за счет взяток, продажи офисов и сбора налогов. Такая практика была довольно распространена среди бюрократии Палеологов, коррумпированная администрация которой была особенно обременительной для подданных Империи. Часть этого состояния была потрачена на создание и обложение монастыря Богородицы Горгоэпекос в Константинополе.

В 1309–1310 годах Хумнос был губернатором второго по величине города Империи, Салоники, но после этого отказался от государственной должности. В течение 1320-х годов он участвовал в длительной полемике со своим главным интеллектуальным и политическим соперником Теодором Метохитесом. В то время как Хумнос высмеивал отсутствие ясности у своего оппонента, Метохит подверг критике незаинтересованность Хумноса в физике и его незнание астрономии, которую он считал «высшей формой науки». В ок. В 1326 году Хумнос удалился монахом под монашеским именем Нафанаил в Константинополь, основанный его дочерью Эйреной. Там он умер 16 января 1327 года.

Писания

Хумнос был плодовитым писателем, на которого большое влияние оказали классические произведения, которые он изучал в юности. Его работы, некоторые из которых остаются неопубликованными, включают в себя риторические части, такие как восхваление Андроника II, а также трактаты по философии, особенно по теории элементов, метеорологии, космологии и теологии. Некоторые из этих трактатов часто, кажется, были составлены по случаю литературных собраний при дворе, иногда под председательством императора. Из его обширной переписки сохранилось 172 письма.

В своих философских трудах Хумнос проявляет себя «горячим и умелым» защитником Аристотеля. Тем не менее, он не принимает аристотелианство, а скорее заинтересован в том, чтобы дать строго рациональное философское обоснование доктрин христианского богословия. В своих атаках на платоновские теории субстанции и форм или в опровержении теорий Плотина о душе, Хумнос пытается доказать христианское богословское учение.

Согласно французскому византинисту Родольфу Гийану, «его страстной любовью к старине, хотя и немного раболепной, и разнообразием его знания Хумноса являются предвестниками итальянского гуманизма и западного Ренессанса."

Семья

Брат Никифора Теодор также был придворным чиновником. От брака с неизвестной женой у Хумноса было несколько дети:

  • Джон Хумнос, паракоимменос (камергер) и генерал
  • Георгий Хумнос, epi tēs trapezēs (глава императорского стола) и мегастратопедархес (великий хозяин лагеря).
  • , вышла замуж за деспотов Иоанна Палеолога. После его смерти в 1308 году, не имея детей, она стала монахиней. именем Евлогия и основал монастырь Ч. rist Philanthrōpos в Константинополе. Несмотря на ее уединение в монастыре, она оставалась очень активной в интеллектуальной жизни столицы, поддерживая большую библиотеку, заказывая копии рукописей, а также беседуя и переписываясь с учеными.
Ссылки
Источники
  • Ангелов, Димитер (2007). Имперская идеология и политическая мысль в Византии (1204–1330). Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-85703-1.
  • Буджамра, Джон Лоуренс (1993). Церковь и социальная реформа: политика Константинопольского патриарха Афанасия. Издательство Фордхэмского университета. ISBN 978-0-8232-1335-1.
  • Кавалло, Гульельмо (1997). Византийцы. Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-09792-3.
  • Крейг, Эдвард (1998). Энциклопедия философии Рутледж. Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-0-415-07310-3.
  • Иеродиакону, Катерина; Bydén, Börje (2008). «Византийская философия». Стэнфордская энциклопедия философии. Стэндфордский Университет. Проверено 8 мая 2009 г.
  • Каждан, Александр (Ред.) (1991). Оксфордский словарь Византии. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-504652-6. CS1 maint: дополнительный текст: список авторов (ссылка )
  • Moutafakis, Nicholas J. (2003). Византийская философия. Hackett Publishing. ISBN 978-0-87220-563-5.
  • Nicol, Donald MacGillivray (1993). Последние века Византии, 1261–1453. Cambridge University Press. ISBN 978-0-521-43991-6.
  • Necipoğlu, Nevra (2001). Византийский Константинополь: памятники, топография и повседневная жизнь. BRILL. ISBN 978-90-04-11625-2.
  • Шевченко, Игорь (1962). Études sur la polémique entre Théodore Métochite et Nicéphore Choumnos (на французском языке). Брюссель: Éditions de Byzantion.
  • Васильев, Александр А. (1958). History of the Byzantine Empire, 324–1453. University of Wisconsin Press. ISBN 978-0-299-80926-3.
  • Verpeaux, Jean (1959). Nicéphore Choumnos. Homme d'état et humaniste Byzantin (приблизительно 1250 / 1255-1327) (на французском языке). Париж: A. et J. Picard.
Последняя правка сделана 2021-05-31 09:37:04
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте