Никифор Хумнос | |
---|---|
Месазин из Византийской империи | |
В должности . 1294–1305 | |
Монарх | Андроник II Палеолог |
Предыдущий | Теодор Музалон |
Преемник | Теодор Метохитес |
Личные данные | |
Родился | 1250–1255 |
Умер | 16 января 1327 г. |
Никифор Хумнос (греч. : Νικηφόρος Χοῦμνος, ок. 1250/55 - 1327) был византийским ученым и чиновником раннего палеологского периода, одной из самых важных фигур в расцвете искусств и письма так называемого «Палеологанское Возрождение ». Он известен своим одиннадцатилетним пребыванием на посту главного министра императора Андроника II Палеолога, его интенсивным интеллектуальным соперничеством с коллегой-ученым и чиновником Теодором Метохитесом, а также строительством монастыря Богородица Gorgoepēkoos (Θεοτόκος Γοργοεπήκοος) в Константинополе.
Хумнос родился между 1250 и 1255 годами. Он происходил из уже известной семьи. который с 11 века предоставил несколько высокопоставленных чиновников. Никифор изучал риторику и философию при будущем Патриархе Константинопольском Григории Кипрском, и по окончании учебы вступил в имперскую бюрократию. Он впервые появляется в истории ок. 1275 г., в низком звании квестора, в качестве главы посольства монгольского Ильханидов правителя Персии Абака-хана. Хотя при Михаиле VIII Хумнос тоже принял Союз Церквей, при его преемнике, стойком православном и благочестивом Андронике II Палеологе, он отрекся. В ок. В 1285 г. он составил панегирик в честь императора, должным образом подчеркнув не только его достоинства и боевые заслуги, но и его противодействие Союзу. С этого момента его рост в иерархии был быстрым: в начале 1294 года, после смерти Андроника II, он назвал его мистикос (тайный советник) и месазон (фактически, главный министр), а в 1295 году он также получил должность эпи тоу каниклей, став главой императорской канцелярии. Как сообщает Георгий Пахимерес, император все чаще отказывался от своих административных обязанностей, чтобы посвятить себя молитве и посту, предоставив Хумносу возможность эффективно управлять государством. Растущее влияние Хумноса также привело к столкновению со свергнутым патриархом Афанасием I, в отставке которого в 1293 году он, возможно, сыграл свою роль. Их вражда, которая, вероятно, была основана на централизующих тенденциях Хумноса, а также на его классицизме и гуманистическом образовании, глубоко укоренилась и была отмечена обменом взаимными обвинениями в коррупции.
В 1303 году, после запланированный брак его дочери Эйрены с Алексиосом II Трапезундским потерпел неудачу, и, несмотря на сопротивление императрицы Ирины, он укрепил свои связи с правящей династией, выдав ее замуж за третьего сына императора, деспоты Иоанн Палеолог (ок. 1286–1308). Тем не менее, два года спустя он был уволен и заменен как месазон Метохитасом. За время своего пребывания в должности он накопил большое состояние, особенно поместья в Македонии, за счет взяток, продажи офисов и сбора налогов. Такая практика была довольно распространена среди бюрократии Палеологов, коррумпированная администрация которой была особенно обременительной для подданных Империи. Часть этого состояния была потрачена на создание и обложение монастыря Богородицы Горгоэпекос в Константинополе.
В 1309–1310 годах Хумнос был губернатором второго по величине города Империи, Салоники, но после этого отказался от государственной должности. В течение 1320-х годов он участвовал в длительной полемике со своим главным интеллектуальным и политическим соперником Теодором Метохитесом. В то время как Хумнос высмеивал отсутствие ясности у своего оппонента, Метохит подверг критике незаинтересованность Хумноса в физике и его незнание астрономии, которую он считал «высшей формой науки». В ок. В 1326 году Хумнос удалился монахом под монашеским именем Нафанаил в Константинополь, основанный его дочерью Эйреной. Там он умер 16 января 1327 года.
Хумнос был плодовитым писателем, на которого большое влияние оказали классические произведения, которые он изучал в юности. Его работы, некоторые из которых остаются неопубликованными, включают в себя риторические части, такие как восхваление Андроника II, а также трактаты по философии, особенно по теории элементов, метеорологии, космологии и теологии. Некоторые из этих трактатов часто, кажется, были составлены по случаю литературных собраний при дворе, иногда под председательством императора. Из его обширной переписки сохранилось 172 письма.
В своих философских трудах Хумнос проявляет себя «горячим и умелым» защитником Аристотеля. Тем не менее, он не принимает аристотелианство, а скорее заинтересован в том, чтобы дать строго рациональное философское обоснование доктрин христианского богословия. В своих атаках на платоновские теории субстанции и форм или в опровержении теорий Плотина о душе, Хумнос пытается доказать христианское богословское учение.
Согласно французскому византинисту Родольфу Гийану, «его страстной любовью к старине, хотя и немного раболепной, и разнообразием его знания Хумноса являются предвестниками итальянского гуманизма и западного Ренессанса."
Брат Никифора Теодор также был придворным чиновником. От брака с неизвестной женой у Хумноса было несколько дети: