Ngô Đình Khả

редактировать
Фотография Нго Динь Кха в традиционных мандаринских одеждах

Ngô ình Khả (吳廷 可, 1856–1923, но в некоторых источниках указывается 1850–1925) был высокопоставленным католическим мандарином при дворе императора Thành Thái в Huế, Вьетнам. Он помог основать Куок Хок в Хюэ, а также был доверенным лицом императора. Он решительно выступал против французского господства в дворе Хюэ, и когда французы устали от попыток императора Тхань Тая обуздать их растущее влияние, Кха был единственным членом Совета министров, отказавшимся подписать петицию с просьбой об отречении императора от престола. Это привело к тому, что он получил широкую известность благодаря своей преданности. Однако это также привело к его удалению из суда и последующему изгнанию в его родную деревню. Кха наиболее известен как патриарх семьи Нго Динь, самой известной католической семьи Вьетнама. Его сын Нго Динь Дым был первым президентом Южного Вьетнама, а его сын Нго Динь Тхэк был третьим вьетнамским католическим епископом. Кха иногда считали сотрудником французов. Однако недавние исследования показали, что он может быть забытым националистом.

Содержание
  • 1 Предпосылки
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 Образование
    • 1.3 Трагедия
    • 1.4 Возвращение во Вьетнам
    • 1.5 Куок Хок
    • 1.6 Другие позиции
  • 2 Активность против Французский
    • 2.1 Политика Франции по отношению к императору Тхань Тай
    • 2.2 Позиция Кха
    • 2.3 Последствия
  • 3 Дальнейшая жизнь
    • 3.1 Фермерская жизнь
    • 3.2 Реабилитация
    • 3.3 Смерть Кха
  • 4 Семья
  • 5 Историческая оценка Кха
  • 6 Источники
Предыстория

Ранняя жизнь

Майкл Нго Динь Кха родился в 1856 году в Ле Туи в провинции Куангбинь. Он был сыном Джеймса Нго Динь Нима и Урсулы Хоа. Было записано, что Нго Динь Нием был мандарином, но есть некоторые противоречия, поскольку Кха утверждал, что был мандарином первого поколения.

Образование

Мало что известно о раннем обучении Нго Динь Кха. Однако в 1873 году Кха вместе с Нгуен Хоу Бай были отправлены в MEP главную семинарию на Пенанге, Малайзия. На Пенанге он стал хорошо разбираться в латыни и французском, а также в западной философии. Тем не менее, Пенанг был местом смешения культур от Вьетнама до Южного Китая, Сиама, Кореи и Индии. Студенты из этих разных областей жили и учились вместе, и это привело к их более глобальному мышлению. Многие из тех, кто пошел в семинарию, в конечном итоге не стали священниками, а служили в администрации.

Трагедия

Трагедия обрушилась на семью Нго, когда Кха еще учился в семинарии Европарламента на Пенанге. Некоторые источники утверждали, что ополченцы Ван Тана окружили его приходскую церковь в деревне Дай Фонг и сожгли ее, убив всех внутри. Это включало большинство членов его семьи, кроме его матери, которой удалось бежать. Тем не менее, движение Ван Тан (Интеллектуальный период) было ответвлением движения Кон Вонг, которое возникло после пленения императора Хам Нги в 1888 году. Им руководили в основном ученые. Это означало бы, что к тому времени он уже окончил семинарию, и, возможно, это действие совершила не ополчение Ван Тхан. Другие источники утверждали, что бунт возглавляли буддийские монахи в 1880-х годах, что почти уничтожило семью Нго, и что более сотни членов семьи Нго погибли в огне. Оба этих графика странны, поскольку источники утверждают, что он вернулся в 1870-х.

Возвращение во Вьетнам

Когда Кха вернулся во Вьетнам в конце 1870-х, он изначально планировал стать католическим священником.. Однако недавно основанному французскому колониальному государству нужен был кто-то, кто помогал бы им с переводом. Таким образом, вместе с Нгуен Хоу Бай, Кха стал переводчиком. Позже он поступил на государственную службу Нгуена. Ему удалось сдать все сессии Императорских экзаменов благодаря твердому знанию китайской классики. Затем он продолжил службу в качестве советника военного командования при императоре ng Khanh. После этого он оставил службу, чтобы позаботиться о своей матери.

Куок Хок

Нго ình Khả 1

Из-за его сильных сторон как в китайской конфуцианской классике, так и в европейских языках и философии, император Тхань Тай потребовал, чтобы Кха построил и возглавил Национальный институт (Quốc Học ), который сочетал бы восточные и западные исследования. Это устраивало Кха, который был ярым сторонником франко-аннамской учебной программы. Франко-аннамские школы задумывались не как форма ассимиляции, а скорее как «улучшение навыков коренных народов посредством соответствующего образования». Куок Хок был основан 17 сентября 1896 года, на восьмом году правления Тхань Тхая. Нго Динь Кха был директором школы. Статья в сайгонской газете, опубликованная, когда сын Кха Тхук был рукоположен в епископа, хвалит Кха за: «В эпоху, когда аннамская элита, представленная мандаринами, была враждебна современному прогрессу, Кха набрался смелости взять на себя трудную задачу посредничества между предрассудки мандаринов и необходимость современного прогресса.

Среди выдающихся выпускников Куок Хока были Вы Нгуен Зиап и Фум Ван Онг. Хо Чи Минь также учился в школе, но бросил учебу в 1909 году, когда его отец потерял пост главы округа.

Другие должности

После службы в Куок Хок Кха присоединился к дворцу. сначала в качестве командующего или дворцовой стражи, а затем в качестве министра обрядов. Он также был императорским наставником, обучавшим императора и его братьев французскому языку. В 1902 году Император пожаловал ему титул Великого помощника ученого. к трону. Он был доверенным советником и доверенным лицом молодого императора.

Активность против французов

Политика Франции в отношении императора Тхань Тхай

В 1897 году, когда император Тхань Тхай достиг совершеннолетия, французы учредили Совет министров, состоящий из Вьетнамские министры, а также французские официальные лица. Этот орган находился под председательством настоятеля в Хюэ. В 1898 году французская администрация в Аннаме взяла на себя сбор налогов от двора Хюэ. Затем настоятель должен был ежегодно переводить определенную сумму денег в имперскую казну для поддержки содержания императорской семьи, имперских служб и государственной службы. Французское правительство фактически "поставило имперское правительство на довольствие".

Император Тхань Тай не мог вынести своего бессилия и пытался еще больше заявить о себе. Однако французы не были заинтересованы в предоставлении вьетнамцам какой-либо власти и поэтому искали способ избавиться от него. Император Тхань Тай, подозревая, что французы хотели его свергнуть, попытался изобразить себя эгоистичным плейбоем, который не нанесет вреда французским колониальным амбициям. Однако французы разглядели его шараду и решили использовать ее против него, распространяя ложные слухи о его поведении с женщинами. Затем Тан Тай попытался убедить французов подумать, что он сумасшедший и, таким образом, снова не представляет угрозы для их амбиций. И снова французы использовали это против него и пытались отстранить его от должности на основании отсутствия умственных способностей к управлению.

Француз поверенный в делах, г-н Сильвен Левек был тем человеком, который хотел свергнуть императора Тхань Тай и заменить его кем-то более послушным. Он не был настоятелем-резидентом, но скорее отвечал за текущие дела, в то время как французы назначили настоятеля-резидента. Левек подготовил список мандаринов для продвижения в различные министерства. Однако он не посоветовался с императором, а вместо этого просто представил императору Тхан Тхай меморандум о повышении. Это взбесило императора и заставило его почувствовать себя марионеткой. Когда Тан Тай отказался подписать, Левек настоял на том, чтобы Тан Тай отрекся от престола перед Советом регентов.

Стенд Кха

Левек затем вынудил Совет министров подписать петицию с просьбой отречься от престола. Он предупредил их, что отказ от подписания запроса будет равносилен восстанию против Франции. Однако Нго Динь Кха отказался подписать запрос и подал в отставку. Без его подписи Левек не смог бы заявить, что он согласился на удаление Тхань Тая, и это позволило Кха писать в газеты как во Вьетнаме, так и во Франции о том, что происходило в отношении императора. Левек заставил Нгуен Ху Бая получить подпись Ка, Бай отказался и также подал в отставку. Однако это не было хорошей идеей для Левека, так как Бай и Кха были единственными двумя католиками при императорском дворе, и если бы они оба были уволены одновременно, Левек не смог бы справиться с последствиями во Франции. 96>

В конце концов Левек представил петицию с просьбой об отречении императора от престола Тхан Тхай без подписи Нго Динь Кха. В этот момент Кха отправил статьи во французскую и вьетнамскую прессу, осуждающие действия Левека.

Позиция Ка против французов стала известна во Вьетнаме. Некоторые ученые отмечают, что о его храбрости были написаны народные песни и стихи. Эдвард Миллер пишет, что Хо Ши Мин сам вспомнил одну из пословиц: «Чтобы депортировать короля, вы должны сначала избавиться от Кха».

Последствия

Совет Регентов под председательством Левека приговорили Нго Динь Кха к лишению всех его званий, функций и почестей. Он должен был быть отправлен обратно в его родную деревню в Ле Туи, в провинции Куангбинь. Он также не получал положенной ему пенсии. Бай умолял Левека, и он согласился на отправку Кха в Фу Кам, его приход. Однако некоторые историки оспаривают это представление о том, почему Кха ушел в отставку, и утверждают, что он ушел с поста Великого Чемберлена, потому что его «реформаторские планы были разрушены».

Дальнейшая жизнь

Фермерская жизнь

Ха беспокоился о будущем своей семьи, так как у него не было больших сбережений. Ему придется полагаться на рисовые поля рядом с его домом. Именно в это время ему сильно помогла жена Ха, родившаяся в аграрной семье. Он проявил к ней большое уважение и сказал своим детям, что без нее он бы запаниковал, когда вдруг стал бедным фермером.

Кха помогли соседи, которые позволили ему арендовать у них больше земли без оплаты, пока он получил несколько хороших урожаев. Кроме того, его бывшие коллеги по императорскому двору тайно отправляли ему часть своей зарплаты.

Этот тяжелый период был важным в воспитании его детей. С юных лет детей заставляли много работать в поле. Дим, его третий сын, был вынужден работать в поле, когда он не учился в школе. Эти скудные годы научили детей нго-динь быть бережливыми и не желать богатства. Он также был в состоянии наставлять своих детей.

Во время своего епископского рукоположения в 1938 году в качестве третьего вьетнамского епископа, второй сын Кха Нго Оминь Тхок вспомнил эти трудные времена что пережила семья и особенно его отец. Тук сравнил судьбу своего отца с судьбой библейского персонажа Иова, потому что «Подобно Иову, он потерял все - достоинство, состояние, здоровье во время доброй битвы».

Реабилитация

Осенью 1919 года Нго Динь Кха был удостоен чести императорского двора Нгуена. Император Кхуин вернул Кха титул Великого Ученого Помощника Престола с постоянным званием Министра. Он также сможет получать неполученные выплаты своей пенсии.

Смерть Кха

В январе 1925 года, за несколько дней до Тет, Нго Динь Кха внезапно начал бежать. высокая температура и кашель. Ему поставили диагноз тяжелая пневмония с осложнениями. Он скончался в своем доме 27 января 1925 года. Его тело было похоронено в семейном склепе на кладбище Фу Кам.

Семья

После смерти Кха он оставил свою жену, Анну Нгуен Тхи. Тан и сыновья, Кхой, Тук, Дим, Нху, Цон и Луйён и дочерей Цяо, Хиеп и Хоанг. Позже Кхой стал губернатором, но вместе со своим сыном был убит Вьетмином. Тхук в итоге стал третьим рукоположенным католическим епископом Вьетнама. Дием станет первым президентом независимого Южного Вьетнама, а Нху поможет ему в управлении страной. Сын Хиепа, внук Ка, Франциск Ксавьер Нгуен Ван Туан стал кардиналом в католической церкви в 2001 году, а в 2017 году он был назван почтенным Папой Франциском, что открыло путь к возможной святости.

Историческая оценка Ка

Эдвард Миллер утверждает, что многие люди видели Ка как «пособника и апологета колониализма», потому что он работал во французском дворе. Однако он продолжает заявлять, что Ха не был франкофилом, но руководствовался «реформистскими амбициями» и считал, что независимость от Франции может быть достигнута только с реформой в политике, обществе и культуре. Кха считал, что созданный им Куок Хок поможет Вьетнаму добиться такого роста.

Противоположное понимание Ка, которое рассматривает его гораздо более резко, исходит от Чудо-Человека Америки Сета Джейкобса во Вьетнаме. В этом исследовании гораздо больше внимания уделяется Нго Динь Дему, и он считает, что Кха гораздо холоднее по отношению к своей семье. Он заявляет, что Ха был «не заботливым или прощающим отцом». Эдвард Миллер заявляет, что Кха был «требовательным отцом», и рассказывает историю о том, как Кха заставлял Дьема есть рыбу каждую пятницу по католической традиции. Однако у Дима развилась аллергия на рыбу, и его рвало. Кха по-прежнему настаивал на том, чтобы Дим закончил все, что подавали.

Ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-31 08:01:28
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте