Neotonality (или неоцентричность ) - это всеобъемлющий термин, относящийся к музыкальным композициям двадцатого века, в которых тональность периода обычной практики (т.е. функциональная гармония и тонико-доминантные отношения) заменяется одним или несколькими нетрадиционными тональными концепциями, такими как тональное утверждение или контрапунктное движение вокруг центрального аккорда.
Хотя неотональность связана с неоклассицизмом из Стравинского и Les Six во Франции и Хиндемита в Германии, неотональность более широкая концепция, охватывающая таких националистических композиторов, как Барток и Кодай в Венгрии, Яначек и Мартину в Чехословакии, Воан Уильямс в Англии, Чавес и Ревуэльтас в Мексике, Вилла-Лобос в Бразилии и Джинастера в Аргентина. Фигуры с менее националистическими связями, такие как Прокофьев, Шостакович, Уильям Уолтон, Бриттен и Сэмюэл Барбер. входят в число неотональных композиторов. Без установления какого-либо одного стиля или школы неотональность стала доминирующей международной идеей в 1930-х и 1940-х годах (Salzman 1974, 44, 64, 68–89; «новые тональности»). Многие из этих композиторов (например, Барток, Хиндемит, Прокофьев и Стравинский) сочетают в себе черты, характерные для обычной тональности, с чертами атональности (Silberman 2006, v).
Самым распространенным способом установления тонального центра в неотональности является «утверждение». Это может включать в себя повторение центральной высоты звука или усиление ее каким-либо другим способом, например, с помощью инструментовки, регистра, ритмического удлинения или метрического акцента. Ни один метод тонального утверждения никогда не становился доминирующим в ХХ веке. Другая возможность - сохранить некоторый элемент общепринятой тональности, например начало и конец одной и той же трезвучия, используя тонические или доминантные точки педали, или используя контрапунктное движение вокруг некоторого центрального аккорда (Burkholder, Grout, and Palisca 2009, 838, 885; Simms 1986, 65–66).