A нефеш (множественное число: нефашот) - это семитский памятник, установленный рядом с могилой, чтобы его видели издалека.
По набатейскому обету надпись из Салхад, арамейская куча камней, установленная в мемориале, описывается как «для Аллата и ее рук», термин, приравненный к хасаитскому нефеш. В сабе этот термин мог обозначать курган над могилой, а в арабском этот термин мог обозначать грот или гробницу. Термин нефеш также связан со греческой стелой.
В аниконической культуре набатейские представления божеств не имели фигурных образов. Связанные с бетилями, нефеши служили аниконическими памятными маркерами умершим. В отличие от израильского запрета на изваяния, набатейский аниконизм допускает антропоморфное представление божеств, но демонстрирует предпочтение нефигуральным изображениям. Бетилы - одна из форм набатейской аниконической скульптуры. Часто описываемые как изображения Душары, центрального набатейского божества, бетиллы встречаются в самых разных формах, группах и нишах. Это разнообразие предполагает, что бетилы могут быть представителями других божеств.
Набатейский нефеш - это стоящий камень обелискоид по форме, часто с изображением цветка / сосновой шишки или стилизованной короны на вершине. Грубо вырезанные или выгравированные на барельефе, эти сооружения часто устанавливаются на основании, на котором указано имя умершего. Встречающиеся снаружи и внутри гробниц, некоторые из них выгравированы рядом или в вотивных нишах. Однако многие нефесеши могут быть найдены не связанными с гробницами, и многие выстроились вдоль тропинок к Петре или вдоль других выступающих скал, таких как Siq. Пример этого типа надгробного маркера можно найти в Могиле обелиска и Триклинии Баб-эль-Сик, Петра, Иордания.
Некоторые примеры монументальной надгробной скульптуры возле Иерусалима есть надписи, которые включают термин нефеш, и это слово обычно используется как ссылка на пирамидальную структуру над гробницей или рядом с ней.
Стоящая среди группы гробниц в Иерусалиме, гробница Авессалома является важным примером погребальной архитектуры Позднего Второго Храма. Внизу слева от входа в гробницу написано греческое слово «нефеш». В этом контексте греческое слово nephesh переводится как два еврейско-арамейских слова как nephesh и qubr, которые теперь интерпретируются как смесь слов «могила» и «стела». Таким образом, резная скала является памятником, который пробуждает сущность или дух умершего.
Датируемая первым веком до нашей эры, Могила Ясона имеет арамейскую надпись в котором говорится: «Поскольку я построил для вас гробницу (nephesh) и памятник (qubr), пребудьте в мире в Jer [u] sa [le] m».
Гробница Бенея Хезира также имеет эпитет на иврите, который гласит: «Это гробница и стела / памятник (нефеш) Елеазара...»