Нархи

редактировать

Наши. (Наси, Накси, На-хи, Наши, Нахи, Мосиайи, Моша)
Лицзян Юньнань Китай-наси-люди-корзины-01. jpg Народ наши в поэтапное исполнение корзины
Общее население
300000
Регионы со значительным населением
Китай (Сычуань ·Юньнань )
Языки
Наши
Религия
Дунба, тибетский буддизм, даосизм
Родственные этнические группы
тибетцы, Цян, Мосуо

Накхи или Наши (упрощенный китайский : 纳西族; традиционный китайский : 納西族; пиньинь : Nàxī zú; эндоним : Na²khi) - этническая группа, населяющая предгорья Гималаев в северо-западной части Юньнань провинции, а также в юго-западной часть провинции Сычуань в Китае.

Считается, что Наши пришли из северо-западного Китая, мигрировав на юг в тибетские населенные районы, и обычно населяет Самая плодородная прибрежная земля, заставляющая другие конкурирующие племена подниматься по склонам холмов на менее плодородные земли. Наши, наряду с бай и тибетцами, торговали опасными сухопутными торговыми связями с Лхасой и Индией по так называемым маршрутам чайных и конных караванов. На них внимание западного мира привлекли два человека: американский ботаник Джозеф Рок и русский путешественник и писатель Питер Гуллар, оба из которых жили в Лицзяне и путешествовали по этой местности в начале 20 века. Книга Питера Гулларта «Забытое королевство» описывает жизнь и верования наших и соседних народов, а наследие Джозефа Рока включает дневники, карты и фотографии региона, многие из которых были опубликованы в National Geographic. Эти двое были друзьями и вместе покинули регион, когда вошли коммунистические войска.

Наши составляют одну из 56 этнических групп, официально признанных Китайской Народной Республикой. Официальная классификация китайского правительства включает Мосуо как часть народа Наши. Хотя обе группы являются потомками людей Цян, вместе с Пуми и И, и, несмотря на очень поразительное сходство между их соответствующими языками, теперь считается, что эти две группы отличаются друг от друга в культурном отношении, нахи больше под влиянием очень патриархальная ханьская китайская культура, Мосуо больше подвержено влиянию тибетской культуры и их собственных матриархальных семейных обычаев.

Содержание
  • 1 Культура
    • 1.1 Музыка
    • 1.2 Искусство и архитектура
    • 1.3 Фестивали
  • 2 Обычаи
    • 2.1 Матрилинейное общество «Наши»
    • 2.2 Музыка нахи
  • 3 Одежда
  • 4 Язык и письменность
  • 5 История
  • 6 Религия
    • 6.1 Дунба
    • 6.2 Тибетский буддизм
  • 7 Ссылки
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки
Культура
Ночь в старом городе Лицзяна

Культура Наши - это в значительной степени ее собственная родина Дунба религиозные, литературные и фермерские обычаи, на которые повлияли конфуцианские корни китайской истории хань, а также тибетские соседи группы. В частности, в случае с их музыкальными партитурами, он выступает в качестве основы литературы «Наши». У «Наших» есть собственное письмо, свой особый язык и своя родная одежда.

Музыка

Накхи с барабанами

Родной музыке Наши тысячи лет, и в настоящее время ее энергично поддерживает Хэ Вэнь Гуан, который пишет и исполняет музыку Наси как в традиционном, так и в современном стилях. Другой форме музыки, названной ее сторонниками древней музыкой Наши, около 500 лет, она пришла от нанкинских торговцев, которых различные императоры поощряли торговать, жить и вступать в брак с западными племенами в качестве способа улучшения контроля над ними. непокорные западные регионы, граничащие с ханьским Китаем. Наряду с ханьской музыкой включены литературные тексты, поэтические темы и музыкальные стили, которые, как считается, происходят от тем, распространенных в Тан, Песня и Юань династии. Наша музыка была живой традицией еще долгое время после того, как была потеряна в остальной части ханьского Китая. Существует три основных стиля, связанных с расположением музыкальных групп: Байша, Дунцзин и Хуанцзин, все с использованием традиционных китайских инструментов.

Считается, что музыка Байша произошла от подарка от первого императора династии Юань, Хубилай-хана. Во время своей экспедиции в Дали он с трудом пересек реку Цзиньша («Золотой песок») (приток Чанг Цзян), и получил помощь от Маиляна, вождя народа нахи. В знак признательности Хубилай-хан оставил половину своего оркестра и множество нот в подарок вождю. "Baisha Fine Music" - одна из немногих крупномасштабных классических оркестровых форм древнего Китая, состоящая из двадцати четырех мелодий, известных в местном масштабе как qupai. Несмотря на архаичность, простоту и, как правило, очень медленную стилистику, современная музыка Baisha благозвучна, а иногда даже энергична по своему характеру.

Даосская музыка по происхождению и слитая с некоторыми местными элементами, музыка Дунцзин была представлена ​​Наси с центральных равнин во время династий Мин и Цин, а сегодня она является наиболее хорошо сохранившейся из древних музыкальных форм Китая. В дополнение к присущей ей величавости, чистоте и элегантности, музыка Дунцзин включает в себя некоторые местные музыкальные элементы и стили. Изначально предназначенный для церемоний дворян, страсть местных жителей к музыке привела к активному участию представителей низших классов.

Искусство и архитектура

В деревне Наши недалеко от Лицзяна.

Есть много видов искусства, которые являются исконными для народа Наши, такие как редко встречающаяся ручная вышивка Наши, живопись Донгба, резьба по дереву Донгба и скоро. Большая часть резьбы по дереву, которая характерна для домов «Наши», сегодня выполняется мастерами бай. Вбирая в себя архитектурные стили хань, дома «Наши» построены в стандартном ханьском стиле: один двор с одним, двумя, тремя или четырьмя зданиями вокруг него, иногда со смежными прилегающими дворами. Глиняный кирпич и деревянные конструкции на первый взгляд выглядят грубыми и простыми, но при более внимательном рассмотрении можно обнаружить сложные и изящные узоры на створках и дверях, изящные колонны и опоры колонн, а также очень удобную и просторную жилую среду.

Храмы Наши украшены изнутри резьбой на столбах, арках и настенными росписями, которые часто демонстрируют уникальное сочетание дунба и буддийских влияний. Декорации включают изображения эпизодов из былин, танцоров, воинов, животных и птиц, цветов. Фрески изображают богов Дунба и стилистически заимствованы из ханьских интерпретаций тибетских буддийских тем. Хороший пример - храм Делвада.

Фестивали

Накхи дунцзин музыканты в Лицзяне.

«Существуют веские аргументы в пользу того, что в прошлом основной ритуальной деятельностью, выполнявшейся на временной основе, была поклонение духам природы Шу в первые дни (обычно в день дракона или змеи) второго лунного месяца, и что это был традиционный Новый год наси. В Байди, где сохранились старые традиции, это самый важный фестиваль, когда все одеваются в свои лучшие одежды, собираются вокруг террасы Байшутай в праздничной атмосфере и отдают дань уважения богам природы Шу ».... «Примерно в то же время, когда в Байди поклоняются духам природы Шу, люди собираются, чтобы почтить Сандуо в Байша и Лицзян».… «Церемония Поклонения Небесам, отмечаемая за несколько дней до Поклонения Шу, является ритуальным праздником. помнить, что предки наси пришли с Небес и, следовательно, они также произошли от небесного происхождения ». Новый год в настоящее время является главным праздником наси Лицзяна. Новый год считается временем обновления для людей, их домов и полей, временем духовного и физического возрождения, когда каждый человек должен родиться заново, чистым и незагрязненным от тяжелого существования предыдущего года (Ceinos 2012).

Наши празднуют ежегодный Фестиваль Факела 24 и 25 числа шестого месяца по лунному календарю, что примерно соответствует 8–9 июля, а Фестиваль Сандуо - 8 февраля.

Согласно Согласно легенде, Сандуо - бог войны, защищающий местных жителей. В древности охотник обнаружил странный камень на Горе Нефритового Дракона и отнес камень домой. По дороге домой ему пришлось положить камень, чтобы отдохнуть, потому что он был очень тяжелым. Когда он решил продолжить свое путешествие, он больше не мог поднять камень, и многие думали, что это воплощение бога. Позже нахи построили храм в честь этого бога, которого они позже назвали Сандуо, и изобразили бессмертным в белом халате и белом шлеме, несущим белое копье и верхом на белом коне. Они верили, что Сандуо защитит местных жителей и их землю. Поскольку считалось, что Сандуо родился в год Козы, его приносят в жертву на его празднике.

Обычаи
Женщина в традиционной одежде Наши. Другая женщина в традиционной одежде Наши.

Кремация была традицией с древних времен, хотя захоронение было принято в большинстве областей Наши в конце Цин. Династия и по сей день остается предпочтительным методом избавления от мертвых. На похоронной церемонии поют религиозные писания, чтобы искупить грехи умерших.

Среди наси в уезде Юннин в Юньнань и уезде Яньюань в Сычуани до сих пор существуют остатки матрилинейной структуры Мосуо, который был энергично, но безуспешно искоренен в коммунистическую эпоху.

Как глава семьи, женщина оставляет наследство своим потомкам либо от матери, либо через своих сестер и их потомков.

В обществе «Наши» женщины выполняют большую часть работы по дому и на ферме, и, хотя они остаются на кухне, когда присутствуют гости, они важны для домашнего хозяйства и поэтому влияют на семейные решения.

В 2005 году известный китайский сценарист снял «Снежный браслет», фильм, основанный на жизни этнических меньшинств (наси) Наши в Юньнани.

Несколько человек из Наших продолжают древнюю китайскую традицию охоты на соколов. Эта практика сегодня редко встречается в других частях Китая.

Матрилинейное общество «Наши»

Наши из северного региона, Юннин (永宁), как известно, являются матрилинейными и матрилокальными, т.е. мать и все дети - мужчины и женщины - живут в доме матери от рождения до смерти. Их семейная система отличается от той, которую мы знаем на Западе, поскольку брака, то есть признания союза людей институтом, не существует. Практика половой жизни бесплатна для взрослых, не являющихся единокровными: ночью мужчина идет к женщине, с которой он хотел бы заняться сексом, женщина может принять это или нет. И мужчины, и женщины могут иметь нескольких партнеров. В результате дети не всегда знают своего биологического отца. Детей воспитывают жители семьи, дяди по материнской линии берут на себя роль «отца», как мы это себе представляем на Западе. Эта концепция частично проистекает из одной из их верований, согласно которой человек изображен как дождь на траве: он служит для развития того, что уже есть. Таким образом, репродуктивная роль мужчины заключается в том, чтобы «поливать» уже имеющийся у женщины плод. Для «Наши» наследственные признаки содержатся в костях и передаются женщинами. Однако с открытием туризма и изгнанием некоторых жителей нравы, как правило, меняются, некоторые из Наши соответствуют моногамной паре.

Музыка нахи

У Наши есть несколько местных форм музыки, включая baisha xiyue и вдохновленный Китаем dongjing, о котором говорилось выше.

Платье

Женщины «Наших» носят свободные платья с широкими рукавами, дополненные жакетами и длинными брюками, перевязанными богато украшенными поясами на талии. Овчина надевается через плечо. Особенно в округе Нинланг женщины носят короткие куртки и длинные юбки, доходящие до земли с несколькими складками. На головах носят большие черные хлопковые тюрбаны, которые дополняют большие серебряные серьги. Мужской костюм очень похож на китайский хань. В наше время молодое поколение редко носит традиционную одежду. Сейчас его обычно носят только на культурных мероприятиях и по особым случаям.

Одежды лам Донгба иногда напоминают одежду бон священников Тибета ; некоторые донгба носят конические шляпы, как у лам секты Черной шляпы, с куском красной ткани.

Язык и алфавит

Язык написан с помощью письма Геба и письма Донгба.

История
Традиционная одежда женщины наси

Наши, как и Мосуо, считаются потомками кочевников прото-Цян, этнической группы, населявшей Тибетское плато с древних времен. Во времена династий Суй и Тан, Наши были известны как Моша-йи или Мокси-йи.

Часто преследуемые соседними племенами, прото-нахи затем двинулись на юг к берегам рек Нуйцзян и Цзиньша, а затем к реке Алонг в современной провинции Сычуань в западном Китае. Будучи вытесненными на юг другими племенами-завоевателями, к 3 году н.э. наши поселились в очень плодородных Байша и Лицзян областях.

Истории «Наших» описывают разделение на три группы, когда их предки еще жили в Байше. Те, кто остались, известны как Наши, те, что в Дали, известны как Бай, а те, кто живет вокруг озера Лугу, называются Мосуо. Сегодня это описание происхождения бай и мосуо сильно оспаривается.

Историки решили, что между X и XIII веками сельскохозяйственное производство в Лицзяне заменило животноводство в качестве основного занятия людей. Производство продуктов сельского хозяйства, ремесел, добычи полезных ископаемых и животноводства привело к значительному процветанию, и в этот период ряд рабовладельческих групп в уездах Нинлан, Лицзян и Вэйси превратились в феодальную касту лордов. Тибетский буддизм утвердился в регионе Лицзян после визитов Кармапы, начиная с четырнадцатого века.

В 1278 году династия Юань основала префектуру Лицзян, которая представляла императорский двор в Юньнани. Вождь, Муде, стал потомственным вождем префектуры Лицзян, осуществляя контроль над народом наши и другими этническими группами (особенно восточными тибетцами, населяющими регион Кам) во время династии Мин. Потомственные вожди семейства Му собирали налоги и дань, которые затем передавались двору Мин в виде серебра и зерна. Мин полагался на семью Му как на опору для контроля над людьми различных этнических групп в северо-западной провинции Юньнань.

В 1723 году, во время династии Цин, потомственные местные вожди в районе Лицзян были заменены придворными чиновниками, и вожди Му были включены в эту группу, сохранив позиции местных администраторов.

Древний город Наши Лицзян в настоящее время является крупным туристическим центром. В старом городе «Наши» сдают здания ханьским торговцам, у которых есть магазины, обслуживающие туристов.

Религия

Наши традиционно возглавляются своими коренными донгбами в вопросах, касающихся религии. Благодаря как ханьскому китайскому, так и тибетскому культурным влияниям тибетский буддизм получил широкое признание (особенно в случае Мосуо ). Даосизм, и особенно его практика «фэншуй», широко практиковались с десятого века.

Дунба

Ветровики Дунба на площади Юхэ Лицзян ночью Старый гостевой дом в Ли Цзян, построенный примерно в начале 20 века. Мотивы и надписи, сделанные из мозаики из гальки, представляют древние верования наси в символы и письменность.

Донгба религия уходит корнями в верования тибетской религии Бон ; слово «Донгба» буквально означает «мудрый человек» на языке нахи. Легенда нахи прослеживает происхождение Донгба от шамана Бон из восточного Тибета по имени Донгба Шило (丁巴什罗), который жил в пещере недалеко от Байшутая в XII веке.

Антропологи утверждают, что многие ритуалы Донгба обнаруживают сильное влияние религии Бон и не имеют местного происхождения. Считается, что бон-ламы поселились среди наших в качестве фермеров и начали практиковать изгнание нечистой силы, чтобы немного заработать на стороне; Таким образом, они соревновались с местными специалистами по ритуалам, местными известными как Люй-бу или Ссан-ньи. Это оспаривается, в основном потому, что религия бон настолько искажена тибетским буддизмом сегодня, что трудно найти чистых и подлинных практикующих, чтобы использовать их в качестве основы для сравнения.

Религиозные писания предполагают, что лю-бу были женщинами-шаманами, которые в трансе практиковали гадание, экзорцизм и другие обряды. К началу девятнадцатого века жрецы Донгба создали огромный религиозный словарь, сопровождаемый множеством ритуалов, и в значительной степени вытеснили люй-бу. Это, безусловно, относится к шаманам И, но связь с практиками донба остается неясной.

Приверженцы Дунба не имели мест поклонения, поэтому коммунисты не признали их религией официально после их прибытия в регион. Шаман Донгба - это просто практикующий священник, работающий неполный рабочий день, который владеет религиозными текстами Донгба, которые были нечитаемы большинством Наши, которых обычно не учат читать на их родном языке.

Религия Донгба основана на отношениях между природой и человеком. В мифологии Донгба «Природа» и «Человек» - сводные братья, имеющие разные матери. По словам жителей деревни Шу Мин, природа контролируется духами по имени «Шв». Эти боги изображаются в виде химер человека-змеи. Священники Дунба практикуют ритуалы, такие как «Шв Гу», чтобы успокоить этих духов и не дать их гневу перерасти в стихийные бедствия, такие как землетрясения и засухи.

До коммунистического правления в Китае во многих деревнях еще были святыни или места поклонения, посвященные богам природы, таким как Шу. Жители Таченга, который находится в Лицзян-Нахинском автономном округе, до сих пор исповедуют веру в отношения «природа и человек».

Их отношение к природе ясно иллюстрируется историей Хэ Шуня, жреца Дунба, который запретил своим трем сыновьям рубить больше деревьев, чем им лично нужно, так как это разозлило бы богов и принесло бы несчастье его семья.

Один из наиболее широко практикуемых ритуалов Донгба, Zzerq Ciul Zhuaq (буквально, чтобы вернуть долги дерева), был описан в деревне Шумин. Ритуал проводился, если кто-то был поражен болезнью или неудачей, когда консультировался со священником Донгба. Во многих случаях результат показывал, что человек занимался рубкой или мытьем грязных вещей в лесу, и соответствующая семья или лицо должны были попросить священника Донгба провести ритуал рядом с местом, где происходило действие, и извиниться перед богом природы Шу.

Сельчане, будучи консервативными людьми, запрещали рубку леса, и даже рубку веток и сбор сухой хвои с хвойных деревьев. Сбор хвои разрешался только в июле, когда леса были густыми и зелеными. Однако только одному человеку от каждого домохозяйства было разрешено выполнять эту работу, чтобы обеспечить справедливость между домохозяйствами с большим или меньшим количеством работников. (Сухие сосновые иглы смешивают со свиным навозом для удобрения. Зеленые сосновые иглы используются в качестве покрытия земли во дворах во время праздников)

Старейшины, местные жители которых называют Лао Минь (老 民), будут наблюдать за всем этим. Старейшины также добровольно вели общественные дела села. Традиционно они играли важную роль, которая до сих пор влияет на многие деревни.

Особенно в Лунцюане у сельских жителей есть традиционные правила вырубки и сбора дров. Местные жители называют это Джук-ссайк или Джук-Хал-Киль. Это относится к регулярной вырубке деревьев и дров каждые два-три года в лесной зоне рядом с конкретной деревней. Группа людей, состоящая из лао Миня, старосты деревни и горных стражей, организует процедуру заранее. Даже в последние годы в селах «Наши» сохранилась организация, охраняющая леса. Этой организацией руководят члены деревенского комитета, в который обязательно входят руководители сельскохозяйственных производственных кооперативов, члены женского союза и деревенская горная стража.

До прихода коммунистов к власти в Китае в 1949 году сельские жители следовали этим традиционным принципам и пытались использовать природные ресурсы консервативно, думая о сохранении природных ресурсов для будущих поколений. Однако после 1949 года в «Наши» произошли серьезные культурные и социальные изменения, и правительство поощряло вырубку леса ханьской армией в районах «Наши», что, в свою очередь, привело к потере влияния традиционных обычаев.

Тибетский буддизм

Многие из Наших придерживаются линии передачи Кагью тибетского буддизма, возникшей в результате присутствия восьмого и десятого Кармап в область Лицзян в четырнадцатом веке. На протяжении многих лет наши в Лицзяне построили буддийские Гомпы, которые служили местом поклонения буддийской общине Наши. Первый монастырь, Огмин Намлинг в Лашибе, был основан десятым Кармапой, Чойингом Дордже. Религиозные камни Мани также можно найти в некоторых домах Наши.

Царь Наших пригласил восьмого Кармапу, Микьо Дордже в Лицзян в 1516 году. Царь, обеспокоенный безопасностью Кармапы в его долгом путешествии в Лицзян, отправил армию из четырех генералов и десять тысяч воинов, чтобы сопровождать его. На третий день четвертого месяца Кармапа достиг границы между Тибетом и царством Наши. В сопровождении своего брата и дяди, которые ехали на слонах и сопровождали множество всадников верхом, царь Наших, верхом на паланкине, встретил их таким великолепным приемом. Царь простерся ниц перед Кармапой, слоны порвали свои привязи и трижды поклонились ему, и подняли свои хоботы к небу, громко трубя, как раскаты грома.

Ссылки

Джозеф Л. Рок, Древнее Нахи Королевство Юго-Западного Китая. Издательство Гарвардского университета: 1947

Дополнительная литература
  • Гуо, Дали (大烈); Он, Чжиу (和 志 武) (1994).纳西族 史 [История Наших]. Чэнду : 四川 民族 出子社 [Издательский дом национальностей Сычуань]. ISBN 7-5409-1297-9.. 8 + 636 стр.
  • Го, Дали (大烈) (1991). Ян, Шигуан (杨世光) (ред.).东巴 文化 论 [Культура донгба]. Куньмин : 云南 Version社 [Народное издательство Юньнани]. pp. 6, 691. ISBN 7-222-00610-9..
  • Хэ, Чжунхуа (和 钟 华) (1992). Ян, Шигуан (杨世光) (ред.).纳西族 文学 史 [Литературная история Наших]. Чэнду : 四川 民族 出子社 [Издательский дом национальностей Сычуань]. pp. 3, 12, 828. ISBN 7-5409-0744-4..
  • Ли, Джинчунь (李 近 春); Ван, Чэнцюань (王 承 权) (1984).纳西族 [Нахи]. Пекин : Издательство национальных меньшинств. п. 117..
  • 纳西族 简史 [Краткая история Наших]. Куньмин : 云南 Version社 [Народное издательство Юньнани]. 1984. pp. 2, 159.
  • Wu, Xiongwu (伍雄武), ed. (1990).纳西族 哲学 思想 史 论 集 [Сборник статей по истории философского мировоззрения Наших]. Пекин : Издательство национальных меньшинств. pp. 2, 194. ISBN 7-105-00964-0..
  • Ян, Русянь (严汝娴); Песня, Чжаолинь (宋兆麟) (1984).永宁 纳西族 的 母系 制 [Система матрилинейности среди Ённин Наши]. Куньмин : 云南 Version社 [Народное издательство Юньнани]. п. 117..
  • Чжань, Чэнсюй (严汝娴); Ван, Чэнцюань (王 承 权); Ли, Цзиньчунь (李 近 春); Лю, Longchu (刘 龙 初) (1980).永宁 纳西族 的 阿 注 婚姻 和 母系 家庭 [брак ажу и матрилинейная семья среди Ённин-накхи]. Шанхай : 上海 [Народное издательство Шанхая]. С. 3, 321..
  • (1997). Наси. Dinge, Mythen, Пиктограмма [Наши. Предметы, мифы, пиктограммы] (на немецком языке). Цюрих: Völkerkundemuseum [Музей этнологии].
  • : Древнее королевство На-хи в Юго-Западном Китае. 2 тома (Серия монографий Гарвардского института Йенчинга, тома VIII и IX) Издательство Гарвардского университета, Кембридж, 1948
Внешние ссылки
На Викискладе есть материалы, связанные с Наси.
Последняя правка сделана 2021-05-31 08:42:19
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте